14.Глава 12. Средства и возможности социологии (З. Бауман - Мыслить социологически), страница 5
Описание файла
Файл "14.Глава 12. Средства и возможности социологии" внутри архива находится в папке "З. Бауман - Мыслить социологически". PDF-файл из архива "З. Бауман - Мыслить социологически", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Желать полного контроля надситуацией означает ратовать за четкую “лингвистическую карту”, на которойзначения слов не подлежат сомнению и никогда не оспариваются; на которой каждоеслово безошибочно указывает на своего референта, и только эта связь можетподразумеваться при его использовании. Вследствие этого двойственность знанияпостоянно порождает попытки “зафиксировать” определенное знание какобязательное и не подлежащее сомнению, т.е.
как ортодоксальное, заставитьуверовать в то, что это, и только это знание является безошибочным, что оно внеподозрений или по крайней мере лучше (более правдоподобно, надежно и полезно),чем его соперники. Она порождает тем самым и попытки обесценить альтернативныеформы знания как низшие, заслуживающие названия предрассудка, суеверия,предвзятости или невежества, т.е. в любом случае ереси, постыдного отклонения отистины.Эта борьба на два фронта (защита позиций ортодоксии и предотвращение илиуничтожение ереси) контролирует интерпретацию как свою цель. Существующаявласть стремится получить исключительное право решать, какую из возможныхинтерпретаций следует выбрать и признать истинной (истинной, по определению,может быть только одна конкурирующая версия, а многие версии — ложны; ошибкимногочисленны, а истина одна; презумпция монополии, исключительности,отсутствия конкуренции заключена в самой идее истины).
Стремление кмонополизации власти выражается в объявлении сторонников альтернативыдиссидентами, в общей нетерпимости к плюрализму мнений, в цензуре и в крайнемсвоем выражении — в преследовании (сожжение еретиков инквизицией, расстрелдиссидентов во время сталинских чисток, узники совести при современныхдиктаторских режимах).По своей природе социология на редкость плохо приспособлена к такомузанятию, как “запирание” и “опечатывание”. Социология — это расширенныйкомментарий опыта обыденной жизни, интерпретация, основывающаяся на другихинтерпретациях и, в свою очередь, питающая их. Она не конкурирует, но соединяетсвои силы с другими частными дисциплинами, занимающимися интерпретациейчеловеческого опыта (литература, искусство, философия).
Социологическоемышление, по меньшей мере, подрывает веру в исключительность и полноту какойбы то ни было интерпретации. Оно привлекает внимание к множественности опытови форм жизни, показывает каждую из них как целостность саму по себе, как мир сосвоей собственной логикой и в то же время разоблачает всю фальшь еесамодовольства и якобы явной самодостаточности. Социологическое мышление незатрудняет, а способствует потоку переживаний и их обмену. И если говорить прямо,она прибавляет неопределенности, поскольку подрывает усилия “заморозить поток”и захлопнуть все входы и выходы. С точки зрения власти, озабоченнойустановленным ею порядком, социология является частью хаотичного мира, скореепроблемой, чем решением.Наилучшая служба, которую социология может сослужить людям в ихповседневной жизни и сосуществовании, — это стимулирование взаимногопонимания и терпимости как постоянных условий общей свободы. Социологическоемышление не может не способствовать пониманию, которое порождает терпимость,и терпимости, делающей понимание возможным.
Как сказал американский философРичард Рорти, “если мы позаботимся о свободе, истина и добро сами о себепозаботятся”. Социологическое мышление помогает делу свободы..