Шпоргалки по социологии, страница 7
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпоргалки по социологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Для передачи знания егонужно объективировать. Для поколения которое его создаёт впервые оно субъективно, для следующего уже объективно. Важно понятие роли,так как оно показывает институционализацию. Процесс перевода объективированного социального мира в сознании в ходе социализации —интернализация. Человек — социальный продукт, общество и объективная реальность, и человеческий продукт.Неомарксизм Франкфуртской школыФранкфуртская школа была основана в 1930.
В 1933 переехала в США. Основные представители: М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э.Фромм. Методологические принципы:1. Отрицание позитивизма с его размежеванием ценностей и фактов (в Дюркгеймовском смысле).2. Приверженность к гуманизму, освобождение человека от всех форм эксплуатации.3. Акцент на значимость человеческого начала в социальных отношениях.Направленность трудов ученых Франкфуртской школы — в основном на критику капиталистического общества.Теория интегрального синтеза.Разрабатываются с 70-х годов XX века.Юрген Хабермас (р. 1929) Последний представитель Франкфуртской школы. Первый представитель теории интегрального синтеза.
Пытаетсясоединить марксизм с новейшими тенденциями современной философии \ социологии (герменевтика, феноменология). Создал труд:«Теория коммуникативного действия». Это теория общества, стремящегося выяснить свои критические масштабы: попытка перенеститеорию общества в парадигму коммуникации, так как именно коммуникативная модель дает возможность выявить универсалистскийрационалистический потенциал структур сознания и указать на использование этого потенциала в социальных процессах модернизации.
Естьopen in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comдва способа рассмотрения общества — общество как жизненный мир и общество как социальная система. Жизненный мир — общества сточки зрения субъекта, система — общество с позиции наблюдателя извне. Система колонизирует жизненный мир. В итоге он может бытьразрушен. Выход в его рационализации.Конструктивный структурализм Пьера БурдьеПьер Бурдье (1930—2002). Теоретическая позиция: попытка избежать противопоставления теоретической и эмпирической социологии(практический социолог).
Цели Бурдье — исследовать диалектическую связь между объективными структурами и субъективными явлениями.Вместо понятий субъект и индивид он вводит понятие «агент», который осуществляет стратегии, то есть системы практик. Основнымипонятиями также являются «габитус» и «поле». Понятие «габитус» ввел Марсель Мосс.
Габитус — это система приобретенных диспозиций,порождающая и структурирующая практику агента и его представления. Так как Бурдье отказывается от понятия структуры, он заменяет егопонятием поля. Поле — сеть отношений между объективными позициями. Преимущественно Бурдье говорит о трех полях и видах капитала:экономическом, культурном, социальном.17. Аномия. Концепция структурной аномии Р. Мертона.АНОМИЯ - (от франц.
anomie — беззаконие, безнормность) — такое состояние общества, в котором заметная часть его членов, зная осуществовании обязывающих их норм, относится к ним негативно или равнодушно. Теорию аномии ввел в социологию Э.Дюркгейм какчасть своей историко-эволюционной концепции, опиравшейся на противопоставление «традиционного» и современного промышленногообществ.
Аномия — продукт неполноты перехода от механической к органической солидарности ибо объективная база последней —общественное разделение труда — прогрессирует быстрее, чем находит моральную опору в коллективном сознании. Степень свободыличности от традиций, коллективных нравов и предрассудков, возможности личного выбора занятий и способов действия резко расширяются.Но относительно свободная нормативная структура индустриального общества больше не определяет жизнедеятельность людей и начинаетвоспроизводить аномию в смысле отсутствия твердых жизненных целей, норм и образцов поведения.
Это ставит многих в неопределенноесоциальное положение, лишает коллективной солидарности, чувства связи с конкретной группой и со всем обществом, что ведет к росту внем отклоняющегося и саморазрушительного поведения. Одна из главных социально-исторических причин аномии— уничтожение илиутрата прежних функций институтами и группами, промежуточными между индивидом и государством. Путь ослабления аномии — не вискусственной реставрации патриархально-репрессивной дисциплины традиционных институтов, а в дальнейшем развитии либерального«морального индивидуализма».«Конфликт норм в культуре». Мертон различает определяемые культурой цели и институциональные средства их достижения и различаетобщества в связи со степенью значимости тех или других.
Те общества, которые придают большее значение целям и меньшее средствам,толкают индивидов к принятию технически более эффективных средств достижения цели, даже если эти средства являются незаконными.Примером такого аномического общества являются Соединенные Штаты Америки. В рамках определенных социальных групп преступлениеможет считаться нормальным явлением, поскольку достижение широко распространенных и постоянно подчеркиваемых значимых целеймирского успеха (особенно богатства) с помощью доступных средств ограничивается классовой структурой. Таким образом, по Мертону,аномия — результат несогласованности, конфликта между разными элементами ценностно-нормативной системы общества, междукультурно предписанными всеобщими целями и законными, институциональными средствами их достижения.
Аномия возникает тогда, когдаopen in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comлюди не могут достичь навязанных обществом целей «нормальными», им же установленными средствами. При аномии, даже еслисуществует понимание общих целей, отсутствует общее признание правовых и моральных способов действия, которые ведут к этим общимцелям. Люди приспосабливаются к состоянию аномии разными индивидуальными способами: либо конформизмом (подчиняющимсяповедением), либо различными видами девиантного поведения (новаторство, ритуализм, уход от мира, мятеж), в которых отвергаются илицели, или средства, или и то и другое сразу. Концепция Мертона открыла широкие возможности для объяснения конфликтов на базеразделения интересов в обществе (в том числе классовых). Она нашла применение в социологии права, преступности и в др.
практическиважных областях.18. Общество как социальная система. Типы социальных систем и уровни социальной организации. = 13.19. Гражданское общество.Гражданское общество — понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе (экономических, социальных,нравственных, религиозных, национальных и других).Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, вкоторую не вмешивается государство (защита от вмешательств посредством законов, например).Концепция гражданского общества появилась во второй половине 18 века. В философии Просвещения подчёркивается необходимостьчёткого различия между государством и гражданским обществом.
Немецкие философы утверждали главенство государства над гражданскимобщество (например, Гегель). В философии и социологии марксизма, напротив, утверждается приоритет гражданского общества надгосударством как одно из важнейших условий прогресса.Гражданское общество — это общество негосударственного типа. В современном понимании гражданское общество — это общество сразвитыми экономическими, политическими, правовыми и культурными отношениями между людьми, независимое от государства, новзаимодействующее с ним.Условием возникновения гражданского общества является появление у всех граждан общества экономической самостоятельности на базечастной собственности.Важной характеристикой гражданского общества является достижение высокого уровня самоорганизации и саморегуляции общества.Гражданское общество — это основанная на самоорганизации система социально-экономических и политических отношений.Гражданское общество организуется после разделения сфер влияния между государством и гражданином.
Тоталитарность власти сужаетсяпутём введения неотъемлемых прав и свобод человека.Категориями неотъемлемых прав считаются право на труд (экономика), на национальные культурные ценности (культура), на исполнениерелигиозных обрядов, на свободу обмена информацией, свободу самореализации. Все спорные вопросы между гражданами решаютсянезависимым судом.
Выборность в высшие органы ограниченной государственной власти осуществляются всеобщим голосованием.open in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comГражданское общество невозможно без правового государства.20. Модернизация как переход от традиционного к современному обществу.Модернизация означает разрыв с социокультурной национальной традицией. Изменение культурной идентичности рассматриваетсятеоретиками модернизации как необходимое условие успешности, а смена культурной идентичности говорит о завершенностимодернизационного процесса. Процесс перехода от традиционного к современному обществу весьма сложен.
Общей особенностью всехзначительных социально-экономических преобразований является их болезненность. Модернизация усиливает существующие различия вполитической национальной культуре элиты и неэлиты. Переход от традиционного к современному обществу весьма драматичен как дляобщества в целом, так и для отдельного человека. Меняются почти все жизненные представления, система приоритетов, рациональность,психический склад личности, доминирующей в обществе.Основные принципы теории модернизации:Д. Бергер:1.
Модернизация представляет собой, прежде всего, внутреннее достижение обществ, в которых разворачиваются модернизационныепроцессы.2. Модернизационные процессы, протекающие в различных частях социокультурной сферы поддерживают друг друга.3. Страны, лидирующие в модернизационном процессе, не мешают тем, кто находится на более ранних этапах.4. Процессы модернизации имеют общую направленность.Схожие тезисы теорий модернизации1. Модернизацию можно рассматривать как действия отдельных людей и сообществ, которые хотят изменить и улучшить свою жизнь.2. Общества ищут новые пути развития в соответствии с их целями. Но решающим для успеха развития является не соответствие целей иценностей, а сочетание ценностей и ресурсов. Там, где нет базовых ресурсов, успеха модернизации не будет.3.