Шпоргалки по социологии, страница 5
Описание файла
PDF-файл из архива "Шпоргалки по социологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
К числу «великих культур», вполне реализовавших свои потенции, Шпенглер относиткитайскую, вавилонскую, египетскую, индийскую, античную, византийско-арабскую, западную, культуру майя, а также «пробуждающуюся»русско-сибирскую. Уникальность каждой культуры обеспечивается своеобразием её «души»: в основе античной культуры лежит«аполлоновская» душа, арабской — «магическая», западной — «фаустовская» и т. д. Умирание всякой культуры характеризуется переходомот культуры к цивилизации.
Отсюда ключевое в его концепции противопоставление на «становящееся» (культура) и «ставшее» (цивилизация).Все культуры уникальны и равны по историческому значению.Единство судьбы культур: основные фазы, период существования (около 1000 лет), темпы развития; исторические события, относящиеся кодной культуре, имеют соответствия (гомологии) во всех других. Каждая культура, исчерпывая свои внутренние творческие возможности,мертвеет и переходит в фазу цивилизации («цивилизация», по Шпенглеру, есть кризисный исход, завершение любой культуры), для которойсвойственны атеизм и материализм, агрессивная экспансия вовне, радикальный революционизм, сциентизм и техницизм, а такжеурбанизация.Проявления той или иной культуры объединяет не только общая хронологическая и географическая отнесенность, но, прежде всего,тождество стиля, которое обнаруживается в искусстве, политике, экономической жизни, научном видении мира и т. п.Шпенглер негативно относился как к социалистическим, так и к правым идеям.А.
Тойнби (1889—1975) продолжает теорию «локальных цивилизаций». Истинной областью исторического анализа должны быть общества,имеющие как во времени, так и в пространстве протяженность большую, чем национальные государства. Они называются «локальнымицивилизациями». Их более двадцати + 4 остановившихся + 5 «мертворожденных».Для возникновения цивилизации необходимо: наличие в данном обществе творческого меньшинства и среда, которая не слишкомнеблагоприятна и не слишком благоприятна. Механизм рождения цивилизаций в этих условиях сформулирован как взаимодействие вызова иответа. Среда намеренно неблагоприятная непрерывно бросает вызов обществу, общество через свое творческое меньшинство отвечает навызов и решает проблемы. Такое общество не знает покоя, оно все время в движении, благодаря движению оно рано или поздно достигаетуровня цивилизации.open in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comРост цивилизации, по мнению ученого, отнюдь не сводится к географическому распространению общества.
Он не вызывается им.Подобным же образом рост цивилизаций не ограничивается и не вызывается техническим прогрессом и растущей властью общества надфизической средой. Тойнби считает, что рост цивилизации состоит в прогрессивном и аккумулирующем внутреннем самоопределении илисамовыражении цивилизации, в переходе от более грубой к более тонкой религии и культуре. Интересна мысль Тойнби о том, что растущаяцивилизация — это постоянное единство. Ее общество состоит из творческого меньшинства, за которым свободно следует, подражая ему,большинство — внутренний пролетариат общества и внешний пролетариат варварских соседей.Упадок, как считает Тойнби, нельзя приписать космическим причинам, географическим факторам, расовому вырождению или натискуврагов извне, упадком техники и технологии.
Сам упадок — это не единовременный акт, а весьма длительная стадия, которая, согласноТойнби, состоит из надлома, разложения и гибели цивилизаций. Между надломом и гибелью цивилизации нередко проходят столетия, аиногда и тысячелетия.Симптомы упадка. Творческое меньшинство, опьяненное победой, начинает «почивать на лаврах», поклоняться относительным ценностям,как абсолютным. Оно теряет свою харизматическую привлекательность, и большинство не подражает и не следует ему. Поэтому приходитсявсе больше и больше использовать силу, чтобы контролировать внутренний и внешний пролетариат.
В ходе этого процесса меньшинствоорганизует «универсальное (вселенское) государство»; вступает в войны; становится рабом косных установлении; и само ведет себя и своюцивилизацию к гибели. Именно в такие периоды «внутренний пролетариат» отделяется от меньшинства и часто рождает «универсальную(вселенскую) церковь», как свою собственную веру и установление. Внешний пролетариат организуется и начинает штурмовать падающуюцивилизацию. Таким образом, раскол входит в тело и душу цивилизации. Единственный плодотворный путь — это путь преображения,перенос цели и ценностей в сверхчувственное царство Божие.
Оно не может остановить разложение данной цивилизации, но можетпослужить посевом, из которого вырастает новая дочерняя цивилизация.15. Радикальный гуманизм Эриха Фрома.Фромм стремился перенести акцент с биологических мотивов человеческого поведения в психоанализе на социальные факторы, показать что«человеческая натура — страсти человека и тревоги его — продукт культуры».Основная моральная проблема современности, как она представлялась Фромму, — это безразличие человека к самому себе. Задачагуманистического психоанализа заключается в раскрытии человеком правды о самом себе, в выявлении тех психологических ориентаций вмире, благодаря которым формируется его социальный характер. Любовь есть творческая деятельность, а не слепая страсть, ведущая кбезумным поступкам.Обсуждая нравственные проблемы, Фромм проводит различие между авторитарной совестью (голосом внешнего авторитета родителей,государства, являющимся аналогом фрейдовского Сверх-Я) и гуманистической совестью (не интериоризованным голосом авторитета, асобственным голосом человека, независимым от внешних санкций и поощрений, выражающим его личный интерес и целостность,требующим стать тем, кем он потенциально является).
Фромм противопоставляет некрофилии (любви к мертвому) биофилию (любовь кжизни и живому). Выделяет различные формы агрессии (доброкачественную, то есть биологически адаптивную, служащую делу жизни, излокачественную, исторически приобретенную, связанную с жестокостью и агрессивностью, со страстью мучить и убивать). Показываетopen in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comнеобходимость в изменении образа жизни, основанном на готовности человека отказаться от различных форм обладания (имения) ради того,чтобы, в первую очередь быть самим собой.1.
Любовь — это абстракция, «в действительности же существует лишь акт любви»2. Любовь — это не вещь, а процесс, действие, акт.3. Любовь — это не только чувство. Эротическая любовь — это решимость, это разумный выбор, это ответственность, это поступок.4. Любовь — это искусство. «Любовь — это активная заинтересованность в жизни и развитии того, к кому мы испытываем это чувство».Две противоположные формы любви1. любовь по принципу бытия, или плодотворная любовь, «предполагает проявление интереса и заботы, познание, душевный отклик,изъявление чувств, наслаждение и может быть направлена на человека, дерево, картину, идею, она возбуждает и усиливает ощущениеполноты жизни - это процесс самообновления и самообогащения»;2. любовь по принципу обладания, или неплодотворная любовь, - лишение объекта своей «любви» свободы и держание его под контролем.Человек — это осознающая себя жизнь, для которой невыносимо переживание отчужденности от природы, от других людей.
Поэтомуглубочайшей потребностью человека является стремление покинуть тюрьму своего одиночества, стремление обрести единение с другимилюдьми. И полное единение возможно только «в достижении межличностного единения, слияния своего „я“ и „я“ другого человека, то есть влюбви». Однако кроме истинной, зрелой формы любви существуют незрелые формы любви, которые могут быть названы симбиотическимсоюзом (мазохизм и садизм). В противоположность симбиотическому союзу любовь — это единение при условии сохранения собственнойцелостности, индивидуальности.Любовь между родителями и детьмиДетская любовь следует принципу «Я люблю, потому что я любим», зрелая — «Я любим, потому что я люблю».
Незрелая любовь кричит: «Ялюблю тебя, потому что я нуждаюсь в тебе». Зрелая любовь говорит: «Я нуждаюсь в тебе, потому что я люблю тебя».В родительской любви каждого взрослого человека есть материнское и отцовское начала. Материнская любовь (материнское начало)безусловна, а отцовская любовь (отцовское начало) обусловлена. одного начала недостаточно для нормального развития личности.Объекты любвиЛюбовь — это ориентация, которая направлена на всё, а не на что-то одно. Однако же существуют различия между разными типами любви,зависящими от видов объекта любви.open in browser PRO versionAre you a developer? Try out the HTML to PDF APIpdfcrowd.comБратская любовьНаиболее «фундаментальный» вид любви, составляющий основу всех её типов, — это братская любовь.