Том 1. Классические теории через призму социологического воображения (С.А. Кравченко - Социология), страница 8
Описание файла
Файл "Том 1. Классические теории через призму социологического воображения" внутри архива находится в папке "С.А. Кравченко - Социология". PDF-файл из архива "С.А. Кравченко - Социология", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Б. Тайлор, Дж. Фрейзер и др.) пытались обосновать исторические законы развития от первобытных культур к цивилизации3.Географическая школа — направление в социологии, представители которого (Ш. Монтескьё, Г. Бокль, Ф. Ратцель,К. Хаусхофер; в России — Л. И. Мечников и др. (творчествороссийских социологов, представителей различных школрассматривается в главе 4)) признавали географическуюсреду — климат, почву, территорию, ландшафт, реки — решающим фактором общественного развития.1 Tiryakian, E.
A. The Significance of Schools in the Development ofSociology // Cotemporary Issues in Theory and Research. Snizek, W.,Fuhrman E., Miller, M.K. (eds). Westport, CT : Greenwood Press, 1979.2 Kuhn, M. Major Trends in Symbolic Interaction Theory in the PastTwenty-Five Years // Sociological Quarterly, 1964. № 5.3 Клакхон, К. К. Зеркало для человека. Введение в антропологию.СПб., 1998; Malinowski, B.
Anthropology // Encyclopaedia Britannica : FirstSupplementary Volume, 1936.34Ш. Монтескьё обосновал принцип географического детерминизма, предполагающий интерпретацию явлений общественной жизни (форм государственного устройства) черезпризму географических факторов, в первую очередь климата1. У данного принципа оказалось много последователей.Английский историк и социолог Генри Бокль (1821—1862)связывал характер сознания индивидов непосредственнос условиями географической среды2.
Немецкий этнологи социолог, основатель антропогеографии Фридрих Ратцель(1844—1904) ратовал за признание влияния географическойсреды на развитие народа и государства3. Немецкий социолог Карл Хаусхофер (1869—1946) стал основоположникомгеополитики4.Историческая школа — направление в этнологии, представители которого (Ф. Боас; в России — В. О.
Ключевский,С. М. Соловьев и др.) изучали исторические взаимоотношения между народами через призму постулата об уникальности каждой культуры.Немецко-американский социолог и антрополог ФранцБоас (1858—1942) внес особый вклад в создание современной культурной антропологии, в разработку этнографических методов исследования5.Криминологическая школа (Ч. Ломброзо и др.) — направление в социальных науках и криминологии, возникшеев Европе XVIII в., основные положения которого сводилиськ тому, что преступники действуют осознанно и что наказание должно быть ограничено до степени, сдерживающейкриминальное поведение.Итальянский криминолог Чезаре Ломброзо (1836—1909)исходил из того, что некоторые индивиды от рождения1Монтескьё, Ш.
О духе законов. М., 1999.Бокль, Г. История цивилизации в Англии: В 2-х тт. СПб, 1906.3 Ратцель. Ф. Земля и жизнь: сравнительное землеведение: В 2-х тт.СПб., 1903—1906; Он же. Народоведение: В 2-х тт. СПб., 1903; Он же.Политическая география. СПб., 1897.4 Haushofer, K. Geopolitik des Pazifischen Ozeans, В., 1924; Haushofer,K. Erdkunde, Geopolitik und Wehrwissenschaft, Münch., 1934; Haushofer,K. Grenzen in ihrer geographischen und politischen Bedeutung, Hdlb., 1939.5 Боас, Ф. Ум первобытного человека. М. — Л., 1926; Он же.
Границысравнительного метода в антропологии; История и наука в антропологии:ответ; Некоторые проблемы методологии общественных наук; Эволюцияили диффузия? // Антология исследований культуры. СПб. : Университетская книга, 1997.235предрасположены к совершению преступлений.
Он авторконцепции криминальный человек, видевший причину всехпреступлений в «ошибке эволюции»1.Математическая школа — социологи (Дж. Коулман,Т. Фараро и др.), сделавшие акцент на использовании математических моделей для исследования социальных структури процессов. С 1971 г. издается «Журнал математическойсоциологии» (Journal of Mathematical Sociology)2.Органическая (биологическая) школа — ее представителиА. Шеффле, Р. Вормс, П. Ф. Лилиенфельд и др.
использовали биологические аналогии для интерпретации социальных реалий.С позиций этой методологии немецко-австрийский социолог и экономист Альберт Эберхард Шеффле (1831—1903)исследовал коллективное сознание и дух народа3. Французский социолог Рене Вормс (1869—1926) исследовал влияниябиологического и психологического факторов на развитиеобщества4.Расово-антропологическая школа — разновидностьбиолого-натуралистического направления в социальноймысли конца XIX — начала ХХ в., представители которого(Ж.
Гобино, Ж. Лапуж, Х. Чемберлен и др.) рассматривали социальную жизнь через призму расово-антропологических факторов и, в частности, постулатов о неравенствеинтеллектуальных и физических способностей разных рас,о вредности расовых смешений для культурного развития,о детерминированности поведения человека биологическойи психологической наследственностью расового толка.Французский философ, антрополог и социолог ЖозефАртюр Гобинó (1816—1882), по существу, стал однимиз основателей идеологии расизма5.
Его последователемстал соотечественник Жорж Лапуж (1854—1936), предста1 Ломброзо, Ч. Гениальность и помешательство. М., Харьков, 1998;Lombroso, C. Criminal Man. Milan : Hoepli, 1876.2 Coleman, J. Introduction to Mathematical Sociology. Glencoe, Il : FreePress, 1964; Coleman, J. The Mathematics of Collective Action. London :Heinemann Educational Books, 1973; Fararo, T. J. Mathematical Sociology.N.Y. : Wiley, 1973.3 Шеффле, А. Э.
Капитализм и социализм. Ч. I. СПб., 1871.4 Вормс, Р. Индуктивный метод в социологии. Казань, 1899; Он же.Биологические принципы в социальной эволюции. Казань, 1913.5 Гобино, Ж. А. Опыт о неравенстве человеческих рас. М., 2001.36витель теории социального дарвинизма и один из идеологоврасизма1. С расовых позиций выступал и англо-немецкийсоциолог Хьюстон Стюарт Чемберлен (1855—1927)2.
Российский социолог А. Б. Гофман показал научную несостоятельность и нравственную ущербность этих воззрений3.Франкфуртская школа — неомарксистское направлениев социологии, сложившееся в Институте социальных исследований при университете во Франкфурте-на-Майне. Еепредставителями были М. Хоркхаймер, Т. Адорно, Г. Маркузе, Э. Фромм и другие, которые разработали антипозитивистский теоретико-методологический инструментарийв виде критической теории. Она предполагала следующее:— освобождение марксизма от сверхдетерминизма, естественноисторических воззрений на общество;— отказ от видения общественного развития через призму объективных законов;— критику версии марксизма, основанной на возвеличивание экономического фактора; неприятие классового редукционизма.В силу особого влияние представителей этой школына мировую социологическую мысль их творчество рассматривается специально во II томе учебника.Чикагская школа — её представители (Дж.
Дьюи, А. Смолл,Р. Парк, Э. Берджесс, Э. Шилз, и др., творчество некоторыхиз которых будет рассмотрено особо) занимались, по ихопределению, «наукой о коллективном поведении». Известность ей принесли исследования процессов урбанизации,адаптации мигрантом, что они осуществляли через призмупрактического применения положений символическогоинтеракционизма.Именно представители этой школы разработали общепризнанные и по сей день используемые методы сбораи обработки эмпирических данных, которые имеют прежде всего прагматическую направленность — обоснование1Lapouge, G. Race et milieu social. P., 1909.Chamberlain, H. S.
Recherches sur La Seve Ascendante, Neuchâtel, 1897;Chamberlain, H. S. The Life of Wagner. Munich, 1897; Чемберлен, Х. С. Основания девятнадцатого столетия : в 2-х тт. СПб. : Русский миръ, 2012.3 Гофман, А. Б. Элитизм и расизм: критика философско-историческихвоззрений А. Де Гобино // Расы и народы : ежегодник.
М., 1977.237«социальных технологий», пригодных для совершенствования конкретных социальных структур и функций.В частности, Джон Дьюи (1859—1952), один из основоположников прагматизма, предложил трактовку познания как эффективное решение проблем1. Албион ВудбериСмолл (1854—1926), основатель социологического факультета в Чикагском университете, был активным сторонникомпрактического использования достижений социологии присовершенствовании социальных институтов2.
Роберт ЭзраПарк (1864—1944), автор концепции влияния естественногоокружения на социальную жизнь людей, их коллективногоповедения, своеобразного подхода к определению маргинальности. Он один из основателей урбанистской социологии3. Эрнст Берджесс (1886—1966) занимался эмпирическимисследованием города, семейно-брачных отношений. Выдвинул гипотезу «концентрических зон» для описания формирования социально неоднородных районов в процессе ростагорода4. Эдвард Альберт Шилз (1910—1995) внес значимыйвклад в изучение социального порядка, социологии образования и академической этики5.После Второй мировой войны влияние Чикагской школыстало падать на фоне социологический достижений Гарварда, однако новый импульс ее развитию придали исследования Э. Гоффмана и Г.
С. Беккера. Весьма значимо, чтопо инициативе А. Смолла с 1895 года стал выходить в свет«Американский журнал социологии» (The American Journalof Sociology).1Dewey, J. Problems of Men. N.Y., 1946.Small, A. W. Between Eras: From Capitalism to Democracy. N.Y., 1913;Small, A. W. Origins of Sociology. Chicago : University of Chicago Press, 1924.3 Park, R. E. Life History // American Journal of Sociology, 1973. № 79;Park, R. E. Human Ecology // American Journal of Sociology, 1936. № 42 (1);Park, R. E. Human Communities: the City and Human Ecology.
Glencoe, IL :Free Press, 1952.4 Burgess, E. The Growth of the City: on Introduction to a ResearchProject. Chicago, 1925; Burgess, E. The City. Chicago, 1926 (with Park, R. E.,McKenzie, R. D.).5 Parsons, T., Shils, E. Toward a General Theory of Action. Cambridge :Harvard University Press, 1951; Shils, E. Theories of Society: Foundations ofModern Sociological Theory. N.Y. : Free Press, 1961; Shils, E. The Intellectualsand the Power. Chicago : University of Chicago Press, 1972; Shils, E. TheAcademic Ethos.
Minerva, 13 (1), 1975.2382.2. Ñîöèîëîãè÷åñêèå ïàðàäèãìûКак было отмечено выше, одним из факторов развитиянауки и расширения её предметной области было возникновение ряда относительно самостоятельных школ, каждаяиз которых предложила и обосновала свои теоретическиеи, соответственно, свои методические подходы.Чем одна школа в принципе отличается от другой?Прежде всего парадигмами.Данный весьма многозначный термин был предложенТомасон Куном (1922—1996), американским социальнымтеоретиком, специалистом по динамике научного знания1и использовался им в более чем двадцати значений, совокупный смысл которых — обозначить характер науки в конкретный временной период.Парадигма определяет, что и как должны изучать ученые, какими средствами и приемами им следует руководствоваться. Смена одной парадигмы другой происходит, каксчитает Кун, вследствие внетеоретических детерминантразвития науки — того, что сторонники последней обладаютбóльшими силами, ресурсами, имеют бóльший экономическийи даже политический потенциал, а не потому, что даннаяпарадигма в принципе лучше прежней или других конкурирующих парадигм.
Всякая парадигма относительна в планенаучных достоинств. Её влияние может колебаться — какповышаться, так и понижаться.Таким образом, парадигма — совокупность основныхположений и принципов, лежащих в основе той или инойтеории, обладающая специфическим категориальным аппаратом и признанная группой ученых. Парадигма предполагает определенный консенсус внутри науки и отличает односообщество ученых от другого (других).Кроме того, все науки основываются на разных системах,характеризуемых степенью «открытости», т.е.