Глава 8 (Учебник в PDF), страница 4
Описание файла
Файл "Глава 8" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
В последние годы современные социологи взяли навооружение эти идеи и выдвинули гипотезу, что конфликт составляет часть всех систем ивзаимодействий, включая семейные и брачные взаимоотношения. Семья строится наоснове диалектики двух противоборствующих потребностей: соперничества занезависимость, власть и привилегии и одновременно соучастия в судьбе друг друга. Стакой точки зрения семья является социальной структурой, формирующеймежличностные взаимоотношения в непрерывных конфликтах, сохраняясь вопреки им.В западных странах семья стала темой таких ожесточенных споров, что социологиБриджит Бергер и Питер Л.
Бергер назвали свою книгу “Война вокруг семьи” (The Warover the Family). Для критиков из политических левых кругов и некоторых сторонниковфеминизма нуклеарная семья является источником многих современных проблем. С точкизрения политических консерваторов семья остается последним оплотом нравственностиво все более морально вырождающемся современном мире.Экономические реформы в России отрицательным образом сказались на сфере семейнобрачных отношений.
Снижается количество зарегистрированных браков, число детей всемье. Российские семьи подвергаются тяжелейшему испытанию на прочность.§ 8.2. БРАК И СЕМЬЯ В РОССИИ И СШАВыбор партнера для бракаПоскольку в результате брака в тесный семейный круг входит новый член, родителейжениха или невесты очень волнует вопрос, кто станет женой или мужем их детей.Случайный брак может нарушить их интересы. Если разрешить детям влюбляться “в когопопало”, они могут сделать неподходящий выбор. Хотя слово “любовь” многозначно,обычно считают, что романтическая любовь – это чувство сильного физического иэмоционального притяжения, возникающее между мужчиной и женщиной.
Древниегреки называли подобное чувство “воспаленной истерией”.Социальное регулирование любви. Многие народы относятся к романтической любвинегативно.Старейшины одного из африканских племен, обсуждавшие проблемы “самовольных”браков и незаконнорожденных детей, жаловались в 1883 г.: “Это все эта штука подназванием любовь. Мы совсем ее не понимаем...” Старейшины видели в романтическойлюбви разрушительную силу. В соответствии с их культурными традициями брак нетребовал наличия романтической привязанности между будущими супругами, непредполагал свободного выбора партнеров.
Выбор партнера для брака определялся нелюбовью, а совершенно иными соображениями.Социолог Уильям Дж. Гуд отметил, что в одних обществах романтической любвипридается большее значение, чем в других. Так, американский средний класс склоняется кпозитивному отношению к романтической любви; в японском и китайском обществахXIX в. бытовало негативное отношение к ней; а греки в период после правленияАлександра Македонского и древние римляне придерживались в своем отношении кромантической любви “золотой середины”.Общества пытаются контролировать любовь разными путями. Один из способов контроля– детские браки.
Такая модель была когда-то принята в Индии. Девочка-невестапереходила жить в дом своего мальчика-мужа намного раньше того, как они достигалидостаточно зрелого возраста, чтобы вступить в физические отношения. Другой подходсостоял в социальной изоляции молодых людей от потенциальных партнеров. Например,племя ману на островах Адмиралтейства изолировало молодых девушек в доме навысоких сваях, стоящем над лагуной. Еще один подход заключался в том, чтобы юныепары постоянно находились под надзором пожилой родственницы или компаньонки, какбыло принято в пуританских семьях Запада.
И, наконец, для этого используетсяродительское и дружеское влияние. Например, в России родители часто воздействуют насвоих детей с помощью угроз, уговоров, лести и обмана, чтобы ограничить их общение с“неподходящими” сверстниками, принадлежащими к другому этническому ирелигиозному кругу или образовательному уровню. Независимо от способов, результатостается тем же – выбор индивида ограничивается социальными рамками.Факторы, влияющие на выбор партнера для брака. Почему случается так, что из всехлюдей мы выбираем одного человека, именно этого, а не другого? В этом выбореучаствуют различные факторы.
Один из них – гомогамия, т.е. тенденция жениться на себеподобных. Люди одного возраста, расы, религии, национальности, образования,интеллекта, здоровья, комплекции, взглядов и т.п. склонны вступать в браки друг сдругом. Хотя действие принципа гомогамии применительно к социальнымхарактеристикам представляется вполне вероятным, данные, подтверждающие еговлияние в случае таких психологических факторов, как личность и темперамент, не стольочевидны.При выборе партнера имеет значение также физическая привлекательность. В целом уроссиян существуют сходные стандарты оценки физической привлекательности.
Россиянепредпочитают водить знакомство и дружить с внешне привлекательными людьми, считая,что внешне привлекательные люди имеют большую вероятность найти хорошую работу,удачно жениться, вести счастливую и успешную жизнь – в общем, верят, что “то, чтокрасиво – хорошо”. Однако число необычайно привлекательных или красивых партнеровограничено, поэтому в реальной жизни мы обычно выбираем себе партнеров, обладающихфизической привлекательностью в той степени, которая свойственна нам самим. Согласногипотезе соответствия, мы, как правило, ощущаем наибольшую “отдачу” и испытываемнаименьшие разочарования, когда поступаем именно так, поскольку существует большаявероятность того, что индивиды, обладающие физической привлекательностью, схожей снашей, склонны отвечать на наш интерес взаимностью.В выборе партнера проявляется действие еще одного фактора. Мы чувствуем себянаиболее комфортно с теми, кто обладает определенными чертами характера и личности,тогда как люди с какими-то другими чертами “скребут нас по сердцу, как наждаком постеклу”.
Социолог Роберт Ф. Винч исходя из этого повседневного наблюдениясформулировал теорию комплементарных потребностей. Суть ее в том, что два различныххарактера, противоположных друг другу и взаимно дополняющих, при соединении даютощущение полноты (завершенности). Например, индивиды, склонные к доминирующейроли, хорошо чувствуют себя в компании с пассивными людьми, а любителей поговоритьпривлекают люди, умеющие слушать. Роли тоже дополняют одна другую. Следовательно,взаимное притяжение между людьми зависит также от того, насколько хорошо каждый изпартнеров отвечает ролевым ожиданиям другого и насколько взаимно полным ощущаютони свое “ролевое соответствие”.Теория обмена является связующим звеном между этими тремя факторами.
Онаосновывается на идее, что мы любим людей, которые нас “вознаграждают”, и не любимтех, кто нас “наказывает”. Многие наши поступки объясняются уверенностью в том, чтоот них мы что-нибудь выиграем – желанное объяснение в любви, благодарность,понимание, надежное положение или материальную выгоду. В процессе взаимодействиямы укрепляем нашу взаимосвязь, вознаграждая друг друга.Итак, люди со сходными социальными чертами, взглядами и ценностями взаимновознаграждают друг друга, подтверждая жизненные стили друг друга и поддерживая ихбезособыхусилий.Выбираясебепартнеров,обладающих физическойпривлекательностью, схожей с нашей, мы сводим к минимуму риск отказа и повышаемвыигрыш, получаемый в результате ухаживания.
А партнеры по комплементарнойвзаимосвязи прекрасно друг друга дополняют. В целом, теория обмена подразумевает, чтолюди, являющиеся участниками взаимно удовлетворяющих отношений, производятсвоеобразный обмен, в результате которого получают очень многое ценой минимальныхжертв.Детность семьиБездетность и малодетность уже давно стали довольно распространенными явлениями набольшей части территории России. Растет не только количество таких семей, но и их доляв семейной структуре. На долю многодетных семей приходится около 1/5 от общего числадетей до 18 лет.
Среди городских детей в многодетной семье растет каждый седьмой,среди сельских – каждый третий ребенок. В Москве доля многодетных семей менее 2%, апроживает в них примерно каждый двенадцатый-тринадцатый ребенок.Тенденция к снижению желаемого и ожидаемого числа детей и ориентации молодыхсупругов на малодетную (одно-, двухдетную) усилились под влиянием условий,сложившихся в период реформ. В 1991 г. семей, решивших ограничиться единственнымребенком, оказалось 57,1%, двоих и более намеревались иметь только 28,7%, в том числетроих и более – 1,9%.
Данные микро-переписи 1994 г. также не вселяют оптимизма: изженщин 18-44 лет, не имевших на момент опроса детей, не собирались обзаводитьсядетьми 24%, 41% предполагали рождение только одного ребенка, 31% – двоих и лишь3,4% – троих детей. Полная реализация таких планов даст лишь 1,12 ребенка на однуженщину. Из числа женщин, уже имеющих одного ребенка, не планировали рождениевторого 76%, а среди двухдетных матерей не имели намерений заводить третьего96%.(ЕлизаровВ.В.Демографическаяситуацияипроблемысемейнойполитики//Социологические исследования.
1998. № 2. С. 57.)Статус родителейНуклеарные семьи, не испытавшие разрушительного воздействия развода, ухода из семьиили смерти одного из членов, переживают с течением времени ряд перемен и перестроек,которые социологи называют жизненным циклом семьи. Эти перемены и перестройкисвязаны с изменяющимися ожиданиями и требованиями, которые жизнь налагает на мужаи жену по мере того, как у них рождаются, а потом вырастают дети. Семья начинается ссупружеской пары – мужа и жены – и постепенно усложняется по мере того, “сак в нейпоявляются новые члены, создавая новые роли и увеличивая количество взаимосвязей.Затем семья на время стабилизируется, после чего начинает “сжиматься” всякий раз, какеё покидает один из взрослых детей. И наконец, она снова возвращается к своемупервоначальному варианту – к паре, муж и жена, впоследствии распадаясь со смертьюодного из супругов.Любое изменение роли одного члена семьи имеет последствия для всех остальных еечленов.