Глава 11 (Учебник в PDF), страница 2
Описание файла
Файл "Глава 11" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Эта была концепция, отвечающая политике империалистической экспансиии оправдывающая колонизацию. Представители белой расы и их культуры возводились напьедестал как высшие формы цивилизации. Другие народы и культуры “отставали” вэволюционном развитии, и это считалось вполне достаточным оправданием тому, чтоевропейцы как наиболее “приспособленные” должны восторжествовать в “борьбе засуществование”.
Однако столь безоглядный и вульгарный этноцентризм не выдержалнаучной проверки. Одновременно проверке подверглось представление ободнонаправленной эволюции, и оказалось, что оно несостоятельно. Антропологипродемонстрировали, что незападные общества, а также многие европейские нации всвоем развитии проходили неодинаковую последовательность стадий. Короче, существуетне один, а множество сценариев социальных изменений. Ход изменений невозможнообъяснить однозначным воздействием законов природы и невозможно выделить единуюфиксированную структуру развития.Хотя эволюционная теория оказалась надолго дискредитированной, в последниедесятилетия она возродилась (см.
гл. 2). Современные ученые придерживаются мнения,что эволюция не является однонаправленной, а идет во многих направлениях. Онипризнают, что “изменения” необязательно предполагают “прогресс”, что ониосуществляются совершенно разными путями и идут во множестве различныхнаправлений. Ведущий представитель структурно-функционального подхода Т. Парсонсразработал теорию “эволюционных изменений”.
Отвергая представление о том, чтоэволюция общества представляет собой непрерывный или простой линейный процесс,Парсонс выдвинул гипотезу, что общества имеют тенденцию становиться все болеедифференцированными в своих структурах и функциях. Однако самой по себедифференциации недостаточно, поскольку новые структуры должны быть болеефункционально приспособленными, чем предшествующие.Т. Парсонс и Р. Белла рассматривали дифференциацию общества как важнейшийкритерий его эволюции. По мнению Белла:“Эволюцию следует определить как процесс возрастания дифференциации и усложненияорганизации, который обеспечивает организму, социальной системе или любому иномурассматриваемому образованию большую способность приспособления к среде, что визвестном смысле делает их более автономными по отношению к своему окружению, чембыли их менее сложные предки...
Это не означает, что эволюция носит неизбежныйхарактер или что более простые формы неизбежно должны исчезнуть”.(Bellah R. ReligiousEvolution//American Sociological Review. Chicago, 1964. Vol. 29. June. P. 358-374.)Обычно такая дифференциация трактуется в более широких эволюционных категорияхкак поступательное развитие, начиная с идеального типа первобытного общества, вкотором роли распределены и предписаны, а разделение труда имеет семейный характер.Развитие общества проходит различные стадии специализации и дифференциации.Парсонс и Белла выделяют следующие основные стадии дифференциации: первобытныеобщества, архаические общества, исторические промежуточные империи, материнскиеобщества (Израиль и Греция), ранние и поздние современные общества.
Вопрос о стадияхнаиболее полно разработан Белла применительно к религиозной сфере. Он предложил вкачестве схемы стадиального развития ряд из пяти идеальных типов, которые могутрассматриваться как относительно стабильное выражение примерно одного и того жеуровня сложности по совокупности различных характеристик. Такими характеристикамиявляются: системы религиозных символов, религиозная деятельность, религиозныеинституты и социальные функции.Социологи Г.
Ленски и Дж. Ленски тоже считают, что изменения в социальнойорганизации общества не обязательно приносят человечеству большее счастье илиудовлетворение. По их мнению, эволюция общества прежде всего зависит от уровняразвития технологии и способа экономического производства. Эти изменениясказываются впоследствии на прочих аспектах общественной жизни, включая системустратификации, организацию власти и семейные структуры.По мнению Ленски. основное направление развития, просматривающееся во всехобществах, таково: общества охотников и собирателей, примитивные огородническиеобщества, более развитые огороднические общества, аграрные и индустриальныеобщества.
Более специализированные пути эволюции включают в себя скотоводческиеобщества и “гибридные общества”, например общества, добывающие средства ксуществованию рыболовством и морским промыслом.Теории циклических изменений. Эволюционные теории, особенно те, которыепридерживаются концепции однонаправленного развития, описывают историю какпроцесс, поделенный на ступенчатые уровни, характеризующийся определеннойнаправленностью. Теоретики циклизма придерживаются другого подхода – концепциирасцвета и неизбежного заката цивилизаций.
Они не стремятся расположить общества вопределенном порядке на линейной исторической шкале. Вместо этого они сравниваютобщества, пытаясь найти сходства стадий их роста и упадка. В целом можно сказать, чтосторонники эволюционной теории придерживаются относительно оптимистическоговзгляда на человечество, полагая, что оно непрерывно развивается, а представителитеорий циклических изменений – в некотором смысле пессимисты, поскольку предрекаютгибель любой цивилизации.В XIX в. верили в эволюцию и прогресс человечества.
Однако Первая мировая война ипериодические экономические кризисы вызвали у некоторых ученых сомненияотносительно прогрессивного хода развития истории человечества. Немецкий теоретикОсвальд Шпенглер (1880-1936), автор книги “Закат Европы” (1918) (“Der Untergang desAbendlandes”), утверждал, что культура проходит через те же этапы развития и упадка,что и человек в своей жизни: период развития, за которым следуют зрелость, а затем закати, наконец, смерть. На основании изучения восьми типов культур Шпенглер заявлял, чтокаждая культура существует примерно 1000 лет. Он считал, что западная культуразародилась около 900 г. и потому ее конец уже близок (отсюда заглавие его книги ивызванный ею интерес).Английский историк Арнольд Дж.
Тойнби тоже пытался обосновать наличиезакономерности роста и заката цивилизаций и установить принцип, лежащий в основе ихсмены. Подобно Шпенглеру, он убежден в том, что развитие большинства цивилизацийидет по одному пути, хотя не отводит цивилизациям какого-то определенного интервалавремени от расцвета до упадка. Тойнби утверждает, что цивилизация возникает в ответ накакой-то “вызов”. Таким вызовом может стать воздействие природных сил, напримерсурового климата, или человеческих факторов, например воинственных соседей.Цивилизация развивается и достигает расцвета, когда противодействующие ей факторы неслишком суровы и когда творческое меньшинство (образованная элита) способно датьадекватный отпор неблагоприятным факторам.
В том случае, если творческоеменьшинство не в состоянии справиться с противодействующими силами, наблюдаютсяраскол и дезинтеграция цивилизации. В процессе дезинтеграции меньшинство занимаетместо правящей элиты и силой навязывает свою волю. Развитие неуклонно идет к упадку,поскольку внутренние конфликты усиливаются. Однако внимательное изучение трудовТойнби показывает, что он опирается в основном на эллинистический и западный опыт иигнорирует историю арабских стран, Египта и Китая, где наблюдаются несколько иныесхемы развития. Следовательно, можно сказать, что Тойнби скорее произвольнопривязывает свою теорию к истории других цивилизаций, чем выводит ее на основаниидоказательств, полученных в ходе научного исследования.Функциональная теория. Понятие системы является центральным для структурнофункциональной модели общества.
Система – это ряд элементов или компонентов,которые в течение определенного периода времени находятся в более или менеестабильной взаимосвязи. Одной из отличительных черт системы является ее стремление кравновесию. Даже несмотря на то что противодействующие силы никогда не бываютравными, конечными или постоянными, для системы характерна тенденция к достижениюнекоего типа баланса между этими силами. Хотя в модель системы может быть введенфакторвремени,американскиесоциологи,придерживающиесяструктурнофункционального подхода, подчеркивают доминирующее значение статики наддинамическими процессами. Конечно, жизнь не статична: в ней все время что-топроисходит. Люди рождаются и умирают, а функционирование институциональныхструктур вносит вклад в регулярное решение насущных задач во времени.Такие сторонники структурно-функционального подхода, как Парсонс, включили в свойарсенал понятие эволюции.