Глава 1 (Учебник в PDF), страница 9
Описание файла
Файл "Глава 1" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Главным институтом, посредством которого реализуется этафункция, является право. При помощи правовых норм упорядочиваютсяотношения между индивидами и институтами, что уменьшает потенциалконфликта. Если конфликт все же возникает, то его следует улаживать черезправовую систему, избегая дезинтеграции социальной системы;4. latency (удержание образца) предполагает сохранение и поддержаниеосновных ценностей.Рассмотренную структурно-функциональную сетку Парсонс применял при анализелюбого социального явления.Консенсус и стабильность системы не означает, что она не способна к изменениям.Напротив, на практике ни одна социальная система не находится в состоянии идеальногоравновесия, хотя определенная степень равновесия необходима для ее жизнеспособности.Поэтому процесс социального изменения можно представить как “подвижноеравновесие”.
Так, если изменится взаимоотношение общества со средой, то это приведет кпеременам в социальной системе в целом. Процесс “подвижного равновесия” можетзатрагивать не только части, но и все общество.Альфред Шюц (1899-1959) – австрийский социолог, первым попытался объяснить, какможно использовать феноменологию для проникновения внутрь социального мира.
ПоШюцу, способ, с помощью которого люди классифицируют и придают значениеокружающему их миру, не является сугубо индивидуальным процессом. Людииспользуют то, что социолог назвал “типизация” – понятие, обозначающее класспредметов, которые они выражают. Так, “банковский служащий”, “футбольный матч”,“дерево” – все это примеры типизации. Типизации не являются уникальными для каждогоотдельного человека; напротив, они воспринимаются членами общества, передаютсядетям в процессе изучения языка, чтения книг и разговора с другими людьми. Используятипизации, люди могут вступать в общение с другими людьми, будучи уверены, что тевидят мир таким же образом.
Постепенно член общества создает запас “знания здравогосмысла”, который разделяют и другие члены общества, что позволяет им жить иобщаться. Социолог считал это крайне важным для выполнения практических задачповседневной жизни, подчеркивал, что, хотя знанием здравого смысла руководствуетсяподавляющее большинство членов общества, оно не является раз и навсегда данным,неизменным. Напротив, знание здравого смысла постоянно изменяется в процессеинтеракции, а каждый индивид по-своему интерпретирует мир, но запас знания здравогосмысла позволяет понимать, по крайней мере частично, действия других.Наиболее своеобразно положения феноменологической социологии Шюца быливосприняты двумя различными школами. Первую из них – школу феноменологическойсоциологии знания – возглавили Питер Бергер (р.
1929) и Томас Лукман (р. 1927);вторую, получившую название “этнометодология” (термин сконструирован по аналогии сэтнографическим термином “этнонаука” – зачаточные знания в примитивныхобществах),– Гарольд Гарфинкель (р. 1917).П. Бергера и Т. Лукмана отличает от Шюца стремление обосновать необходимость“узаконения” символических универсалий общества. Развиваемая этими американскимисоциологами теория “легитимизации” исходит из того, что внутренняя нестабильностьчеловеческого организма требует “создания самим человеком устойчивой жизненнойсреды”. Поэтому они говорят об институациализации значений и моделей действиячеловека в “обыденном мире”.
Символические значения рассматриваются как основасоциальной организации и большее внимание уделяется значениям, вырабатываемымчленами общества совместно и стоящим как бы “над” индивидом. Реальная основа этихзначений – в религиозных верованиях, разделяющихся каждым. Следовательно, обществооказывается таким социальным окружением индивида, которое он сам создает, внося внего определенные “настоящие” ценности и значения, которых впоследствии ипридерживается.
Эти значения развиваются и объективируются в социальных институтах,позволяя индоктринировать новых членов общества, вынужденных подчиняться этим“вне-меня-надо-мной” ценностям.Джордж Каспар Хоманс (р. 1910) – американский социолог. Подчеркивая важностьпсихологии при объяснении социального мира, он тем самым порывает с“социологизмом” Э.
Дюркгейма. Социальное действие Дж. Хоманс трактует как процессобмена, участники которого стремятся максимизировать выгоду (материальную илинематериальную) и минимизировать затраты. По мнению Хоманса, это положениераспространимо на все поведение людей.
Он предполагает существование социальныхструктур, названных им структурами обмена, причем функционализм и экономическаятеория достаточно подробно и хорошо описывают эти структуры, но объяснить ихнеспособны, поскольку такое объяснение может быть основано только на принципах,руководящих психологией участников обмена.
Хоманс находит эти принципы вбихевиоризме психолога Берреса Скиннера, который считал человеческое поведение“оперантным”, т.е. тождественным инстинктивному поведению животных ипредполагающим реакцию на такой регулятор, как взаимное подкрепление в процессеобщения.Изменение взгляда на социальное действие предполагает и изменение взгляда насоциальную систему. В отличие от Т.
Парсонса социальные системы у Хоманса состоят изиндивидов, находящихся в непрерывном процессе материального и нематериальногообмена друг с другом. Для объяснения этого процесса Хоманс разработал пятьвзаимосвязанных положений, основанных на психологическом бихевиоризме:1. положение успеха, которое состоит в том, что все действия человекаподчинены основному правилу: чем чаще отдельное действие индивидавознаграждается, тем чаще он стремится производить это действие;2. положение стимула, которое описывает отношения между стимуломуспешного действия и его повторением.
Если какой-либо стимул (илисовокупность стимулов) привели к действию, которое оказалось успешным,то в случае повторения этого стимула или подобного ему индивид будетстремиться повторить действие;3. положение ценности, согласно которому чем более ценно для индивидадостижение определенного результата, тем более он будет стремитьсяпроизвести действие, направленное на его достижение;4. положение “насыщения – голодания”, в соответствии с которым чем чаще впрошлом индивид получал особое вознаграждение, тем менее ценным будетдля него повторение подобной награды;5. положение “агрессии – одобрения”: если индивид не получаетвознаграждения, на которое он рассчитывал, или получает наказание,которого не предполагал, то он стремится продемонстрировать агрессивноеповедение и результаты такого поведения становятся для него ценными.Наоборот, если индивид получает ожидаемое вознаграждение, особенноесли оно больше, чем то, на которое он рассчитывал, или не получаетнаказания, которое он предполагал, то он стремится демонстрироватьодобряемое поведение и результаты такого поведения становятся для негоценными.Этот набор из пяти положений объясняет, по Хомансу, поведение человека в любойситуации.
Хоманс пытается экстраполировать эти положения на объяснение всехсоциальных процессов. Теория социального обмена Хоманса – очень рационализованнаямодель человеческого поведения, детерминированного внешними обстоятельствами ивнутренними мотивами. При этом рациональность действия заключена не в сознательномвыборе людей (как у Парсонса), а в следовании правилам социального обмена, т.е.свобода человека оказывается лишь “иллюзией выбора”, подчиненного психологическимправилам.Гарольд Гарфинкель (р. 1917) – автор термина “этнометодология”. Этнометодологиизучают методы, с помощью которых люди воспроизводят социальный мир.Представители этого направления отчасти заимствовали социологический подход,развитый Шюцем.
Социальная жизнь упорядочена только потому, что члены обществаактивно заняты приданием смысла социальной жизни. По словам Д.Х. Зиммермана,главный смысл этнометодологии состоит в том, чтобы объяснить, “как члены обществасправляются с задачей видения, описания и объяснения порядка в мире, где они живут”,особое внимание уделяя исследованию технических приемов, используемых членамиобщества для решения этой задачи.Г. Гарфинкель исходит из того, что для осмысления социального мира, придания емуупорядоченного вида члены общества в повседневной жизни используют так называемыйдокументальный метод. Суть его состоит в выборе конкретных аспектов бесконечногомножества характеристик, содержащихся в любой ситуации или контексте, определенииих особым образом, а затем оценки их как свидетельства наличия того или иногообщественного образца.
Иными словами, документальный метод состоит в том, чтобычасти образца (например, наличие типичных признаков явления или предмета)представить как “документ”, предполагающий существование образца.По Гарфинкелю, в повседневной жизни люди постоянно соотносят части образца дляописания ситуации в целом, а также для упорядочения социальной реальности.