Глава 1 (Учебник в PDF), страница 8
Описание файла
Файл "Глава 1" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
Развитие по“органическому” пути с его разделением труда превращает реальную личность в “палецноги”. Для Михайловского желательно, чтобы общество пошло по пути развития“надорганического”, когда широта и целостность личности обеспечиваются неразделением труда, а “кооперацией простого сотрудничества”.Отрицательно относился Михайловский и к социал-дарвинизму, о чем свидетельствуютего статьи “Теория Дарвина и общественная наука”, “Дарвинизм и оперетки Оффенбаха”.Признание действия в человеческом обществе закона борьбы за существование означает,что критерием совершенства является приспособленность человека к среде, т.е.
выживаюти улучшают вид только сильные и приспособленные, а остальные обречены на гибель.Подобные положения Михайловский считал “возмутительными”. Прогресс не естьприспособление к среде. Лучше всего в человеческом обществе к средеприспосабливается “сплоченная посредственность”, выживают прагматики, гибнутидеальные личности.Михайловский полагал, что в социологии следует пользоваться не только объективным,но и субъективным методом исследования, категориями нравственного и справедливого.В реальном мире необходимо действовать в соответствии с целями и “общим идеалом”, ане переносить механически на человеческое общество природные законы причинности.Только определив цель, можно установить пути практической деятельности.Пренебрежение к целям и идеалам неизбежно ведет к ультраиндивидуализму, к взгляду нажизнь как на процесс, где каждый думает только о себе, не стремясь к социальномуидеалу, а тем самым – ни к собственному совершенству, ни к совершенству общества вцелом.
Объективизм есть позиция чистого разума, субъективизм – нравственный судсвободной воли, причем одно не исключает, а дополняет другое. Формула прогрессаМихайловского включает субъективно-этический момент, поскольку справедливым иразумным считается только то, что приближает личность к ее всестороннему развитию ицелостности.Петр Бернгардович Струве (1870-1944) – видный теоретик “легального марксизма”,считал, что цель общественного развития – всесторонне развитая личность, аобщественная организация – средство достижения этой цели, если “современноекультурное человечество” хочет идти путем прогресса. Социальный прогресс нетождествен экономическому, примат экономики над социологией, политикой, правомявляется, по Струве, неверной точкой зрения.
В эмпирическом мире есть только одинсубъект – человеческая личность. Поэтому при решении любых политических вопросовнеобходимо исходить из признания естественных, неотъемлемых прав личности, которыедолжны стоять выше прав любого коллективного целого, “как бы оно ни былоорганизовано и какое бы наименование оно ни носило”.Единственно возможной формой общественного прогресса, по мнению Струве, являетсяпуть реформ.
Революции в истории человечества меняли только политическуюнадстройку, кроме того, они были связаны с насилием над личностью, разрушениемхозяйственных и нравственных устоев общества. В отличие от революции реформырешают проблемы хозяйственной и экономической жизни страны в условиях строгойгосударственной регламентации происходящих процессов, без произвола и насилия, собеспечением всех прав и свобод личности.Работы Струве “Метафизика и социология”, “Социальная и экономическая историяРоссии с древнейших времен до нашего, в связи с развитием русской культуры и ростомроссийской государственности” определяют социологию как исследование системы“свободного взаимодействия между единичными конкретными существами, носителямиспонтанной активности”.Питирим Александрович Сорокин (1889-1968) – один из виднейших представителейсоциологов-классиков, оказавший большое влияние на развитие всей социологии XX в.Иногда Сорокина называют не русским, а американским социологом.
Действительно,хронологически “русский” период его деятельности жестко ограничен 1922 г.– годом еговысылки. Однако становление взглядов Сорокина как социолога, а также егополитической позиции происходило именно на родине, в условиях войн, революций,борьбы политических партий и научных школ. В основном труде “русского” периода,двухтомной “Системе социологии” (1920), он формулирует теоретические основы теориисоциальной стратификации и социальной мобильности (эти термины им же и быливведены в научный оборот).Основой социологического анализа Сорокин считал социальное поведение, социальноевзаимодействие.
Взаимодействие индивидов он определяет в качестве родовой модели исоциальной группы, и общества в целом. Социальные группы делятся им наорганизованные и неорганизованные, причем особое внимание уделяется анализуиерархической структуры организованной социальной группы. Внутри групп существуютстраты (слои), выделяемые по экономическому, политическому и профессиональномупризнакам. Сорокин утверждал, что общество без расслоения и неравенства – миф.Меняться могут формы и пропорции расслоения, но суть его постоянна. Стратификациясуществует и в недемократическом обществе, и в обществе “процветающей демократии”.Наряду со стратификацией Сорокин признает наличие в обществе и социальноймобильности двух типов – вертикальной и горизонтальной.
Социальная мобильностьозначает переход из одной социальной позиции в другую, своеобразный “лифт” дляперемещения как внутри социальной группы, так и между группами. Социальнаястратификация и мобильность в обществе предопределены тем, что люди не равны посвоим физическим силам, умственным способностям, наклонностям, вкусам и т.д., акроме того, самим фактом их совместной деятельности.
Совместная деятельность снеобходимостью требует организации, а организация немыслима без руководителей иподчиненных. Поскольку общество всегда стратифицировано, то ему свойственнонеравенство, но это неравенство должно быть разумным.Общество должно стремиться к такому состоянию, при котором человек может развиватьсвои способности, и помочь обществу в этом могут наука и чутье масс, а не революции. Вработе “Социология революции” (1925) Сорокин называет революцию великой трагедией.Революция сопровождается насилием и жестокостью, сокращением свободы, а не ееприращением.
Она деформирует социальную структуру общества, ухудшаетэкономическое и культурное положение рабочего класса. Единственным способомулучшения и реконструкции социальной жизни могут быть только реформы, проводимыеправовыми и конституционными средствами. Каждой реформе должно предшествоватьнаучное исследование конкретных социальных условий, и каждая реформа должнапредварительно “тестироваться” в малом социальном масштабе.В своих поздних работах (“Социальная философия в век кризиса”, “Альтруистическаялюбовь”, “Изыскания в области альтруистической любви и поведения”, “Власть инравственность” и др.) Сорокин проповедует идеи альтруистической любви,нравственного возрождения, этической ответственности и солидарности, культурныхценностей, т.е.
те идеи, которые определяли этико-нравственную направленность русскойсоциологической мысли в целом.(Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология в вопросах иответах. М., 1999. С. 16-28.)Современные социологические теорииТолкотт Парсонс (1902-1979) – один из наиболее значительных социологов второйполовины XX в., наиболее полно сформулировал основы функционализма.
Как и Э.Дюркгейм, Т. Парсонс в своих трудах значительное внимание уделял проблемесоциального порядка. Он исходил из того, что для социальной жизни более характерны“взаимная выгода и мирная кооперация, чем взаимная враждебность и уничтожение” итолько приверженность общим ценностям обеспечивает основу порядка в обществе.
Своивзгляды он иллюстрировал примерами коммерческих сделок. При осуществлении сделкизаинтересованные стороны составляют контракт, в основе которого лежат нормативныеправила. По мнению Парсонса, страх санкций за нарушения правил недостаточен, чтобызаставить людей следовать им безусловно, главное – моральные обязательства. Поэтомуправила, регулирующие коммерческие сделки, должны вытекать из общепризнанныхценностей. Следовательно, порядок в экономической системе основывается на общемсогласии относительно коммерческой морали. Сфера бизнеса, как и любая другаясоставляющая часть деятельности общества, по утверждению Парсонса, снеобходимостью является и сферой морали.Консенсус в отношении ценностей – фундаментальный интегративный принцип вобществе.
Из общепризнанных ценностей вытекают общие цели, которые определяютобщее направление движений в конкретных ситуациях. Так, в западном обществеработники конкретной фабрики разделяют цель эффективного производства, котораяследует из общего взгляда на экономическую продуктивность. Общая цель становитсяпобудительным мотивом для сотрудничества.
Средствами воплощения ценностей и целейв действия являются роли. Любой социальный институт предполагает наличие целойкомбинации ролей, содержание которых можно выразить посредством норм,определяющих права и обязанности применительно к каждой конкретной роли. Нормыстандартизируютиупорядочиваютролевое поведение,обеспечиваютегопредсказуемость, что создает основу для социального порядка.Полагая, что консенсус представляет собой важнейшую общественную ценность, Парсонссчитает главной задачей социологии анализ институциализации образцов ценностныхориентации в социальной системе. Когда ценности институциализованы и поведениеструктурировано сообразно им, возникает стабильная система – состояние “социальногоравновесия”.
При этом есть два пути достижения социального равновесия: социализация,посредством которой общественные ценности передаются от одного поколения к другому(важнейшие институты, которые выполняют эту функцию,– семья, образовательнаясистема); создание разнообразных механизмов социального контроля.Парсонс, рассматривая общество как систему, считает, что любая социальная системадолжна отвечать четырем основным функциональным требованиям:1.
adaptation (адаптация), касающаяся отношений между системой и ее средой:чтобы существовать, система должна располагать определенной степеньюконтроля над своей средой, для общества особое значение имеетэкономическая среда, которая должна обеспечить людям необходимыйминимум материальных благ;2. goal attainment (целедостижение) выражает потребность всех обществустанавливать цели, на которые направляется социальная активность;3. integration (интеграция) относится к координации частей социальнойсистемы.