Глава 1 (Учебник в PDF), страница 4
Описание файла
Файл "Глава 1" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Что касается третьей стадии,позитивной, то Конт характеризует ее так: “человеческий Ум, признав невозможностьдостигнуть абсолютных знаний, отказывается от решения вопроса о происхождении иназначении Вселенной, равно как от познания внутренних причин явлений”, чтобызаниматься лишь “открытием путем соединения рассуждений и наблюденийдействительных законов этих явлений, то есть неизменных отношенийпоследовательности и сходства между ними”.Науки (и здесь Конт выступает как наследник французского Просвещения) не являютсясамоцелью, они служат прогрессу человечества.
Социология как позитивная наука вбудущем должна обеспечить познание, которое облегчит политические действия,способствующие развитию государства в направлении “позитивного состояния”.Таким образом, “позитивность” у Конта относится, с одной стороны, к познанию, а сдругой – к социальному устройству.
Позитивное состояние является не только средством,но и целью духовно-морального развития, достижения согласия общественныхотношений с помощью “естественных законов”.В качестве инструмента познания позитивная наука нацелена на познание законов.Каждая более сложная наука строится на более общих науках и потому можетпользоваться их методами, но каждая более сложная наука добавляет свой специфическийметод или способ рассмотрения.
В случае социологии это исторический метод,заключающийся в сравнении предшествующего и последующего состояний и выведениина этой основе законов развития.Таблица 1.1. Система наук и их методов по КонтуНаукаМетодАбстрактные (математика)ЛогикаКонкретные (геометрия, механика)НаблюдениеАстрономияНаблюдениеФизикаНаблюдение + экспериментХимияНаблюдение + эксперимент + классификацияБиологияНаблюдение + эксперимент + классификация +сравнениеСоциологияНаблюдение + эксперимент + классификация +сравнение + исторический методСоциология как наука о человеческом обществе является самой молодой отдельнойнаукой в составленной Контом энциклопедии наук. С ее помощью можно не толькообъяснять закономерности общественного устройства и развития, но и поставитьполитику на научную основу для содействия прогрессу человека и общества.Вместе с тем социология является самым сложным ответвлением в иерархии позитивныхнаук и потому должна опираться на все позитивные науки.
Математика представляетсяКонту главной основополагающей наукой. Наукой, получившей самое раннее развитие,следует считать астрономию, за ней следует физика, затем химия и биология. Чтобызаниматься социологией, нужно усвоить все эти науки (за исключением психологии,которую Конт отвергает).С помощью социологии Конт пытается преодолеть социальные катаклизмы своеговремени и объединить оба полюса – порядок и прогресс.
Прогресс без порядка – этоанархия, порядок без прогресса превращается в реакцию. В позитивной политике порядоки прогресс – это две неразрывные стороны одного и того же принципа. Контвоспринимает порядок и прогресс прежде всего как два вида общественныхзакономерностей, которые фиксируют две части социологии – социальную статику исоциальную динамику.Социальная статика имеет дело с общественным порядком, который понимается какгармония элементов, основывающихся на отношениях общности, и акцентирует вниманиена “структуре коллективного существа” (общества), исследует условия его существованияи законы социальной гармонии. Эти условия касаются индивида, семьи и общества.Семейные отношения и разделение труда – это основные отношения общественногопорядка.
Семья – живое воплощение социальной статики, которая в сущности сводится кизучению общественного консенсуса. Она предполагает, с одной стороны, анатомическийанализ структуры общества в данный момент времени, а с другой – анализ элемента (илиэлементов), определяющих консенсус, т.е.
превращающих совокупность индивидов илисемей в коллектив. Консенсус – основная идея социальной статики Конта.Социальная динамика основывается на определенной последовательности этаповразвития. Согласно законам развития общества, по Конту, имеют место три стадииполитико-социальных форм организации:теологическая стадия – военное господство;метафизическая стадия – феодальное господство;позитивная стадия – промышленная цивилизация.Эти стадии закономерно следуют друг за другом; поэтому неравенство междусоциальными группами связано с определенным уровнем развития. Уровень развитияобщества определяется не материальными изменениями, а духовно-нравственнымиотношениями между людьми.
Основной закон социальной динамики (“закон прогресса”)заключается в том, что каждый подъем духа в силу всеобщего консенсуса вызываетсоответствующий отклик во всех без исключения общественных областях – искусстве,политике, промышленности. Дух везде играет руководящую роль, образуя силовой центрсоциальной эволюции.Огюст Конт по праву может считаться основателем социологии, и не только потому, чтоон первым начал заниматься обществом и социальными процессами (социологическиеидеи имеют Давнюю историю), но и потому, что своим проектом систематизации наук ивключением в них социологии он заложил основы Для придания ей академическогостатуса как отдельной науки.Труды Конта оказали огромное влияние на многих выдающихся социологов, особенно наГерберта Спенсера и Эмиля Дюркгейма.Герберт Спенсер (1820-1903), английский философ и социолог, разделял мнение Конта осоциальной статике и социальной динамике. Он придерживался мнения, что обществоимеет ряд важных сходств с биологическим организмом, и описывал его как систему, какнекое целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимозависимых частей.
Точно так же, какчеловеческое тело состоит из органов, например почек, легких и сердца, общество состоитиз различных социальных институтов – семьи, религии, системы образования, государстваи экономики. Подобно биологам, описывающим организм в виде его структур и функций,которые обеспечивают выживание организма, Спенсер так же описывал общество. Такоепредставление об обществе соотносится с тем, что современные социологи называютструктурно-функциональной теорией (см.
гл. 2).Большое внимание Спенсер уделял социальной динамике. Он выдвинул эволюционнуютеорию исторического развития, согласно которой в мире происходит прогрессивноеразвитие. Заинтересовавшись теорией естественного отбора Ч. Дарвина, Спенсерприменил концепцию выживания сильнейших к социальному миру. Этот подход былопределен как социальный дарвинизм. Спенсер пытался доказать, что правительство недолжно вмешиваться в естественные процессы, протекающие в обществе. Только в такихусловиях люди “приспособленные” будут выживать, а “неприспособленные” – вымирать.По мнению Спенсера, если бы этот принцип свободно функционировал, то человеческиесущества и их социальные институты, подобно растениям и животным, смогли быпостепенно приспособиться к существующим условиям и достигать все более высокихуровней исторического развития.Социальный дарвинизм Спенсера свидетельствует о том, что наши представления о самихсебе и Вселенной формируются под влиянием той социальной эпохи, в которую мыживем.
Большинство главнейших трудов Спенсера было создано в эпоху расцветакапиталистической свободной конкуренции, поэтому совсем неудивительно, что Спенсерпридерживался доктрины, согласно которой вульгарный индивидуализм, неограниченнаяконкуренция и невмешательство государства способны привести к достижению самыхположительных результатов.Концепция социального дарвинизма Спенсера получила широкое распространение вАнглии и США как теоретическая база, оправдывающая существование “дикого”капитализма. Джон Д.
Рокфеллер, американский нефтяной магнат, вторя Спенсеру,заметил: “Рост крупного бизнеса есть просто выживание наиболее приспособленных...Эту тенденцию в бизнесе нельзя назвать порочной. Это просто результат действия законаприроды”.Карл Маркс (1818-1883) – политический деятель, социолог, философ, историк,экономист. Главная идея учения Маркса – идея материалистического понимания истории.Маркс стремился выявить базовые принципы исторического развития в рамкахматериалистического понимания истории. Он акцентировал внимание на экономическихусловиях развития обществ, особенно на развитии технологии и методах организациипроизводства (например, сельского хозяйства или промышленности).
На каждомисторическом этапе эти факторы определяют господствующие и угнетенные классы.Маркс был убежден в том, что общество разделяется на тех, кто владеет средствамипроизводства, и тех, кто не имеет таких средств, и что именно это обусловливаетклассовые конфликты (см. гл. 6 и 8).“...Всякая историческая борьба... в действительности является только более или менееясным выражением борьбы общественных классов, а существование этих классов ивместе с тем и их столкновение между собой в свою очередь обусловливаются степеньюразвития их экономического положения, характером и способом производстваопределяемого им обмена”.(Маркс К., Энгельс Ф. Соч.
Т. 21. С. 259.)В Древнем Риме вели борьбу патриций и плебей, свободный и раб, в средние века –цеховые мастера и ремесленники, феодалы и крепостные. В современных (Марксу)западноевропейских обществах, выросших на руинах 'феодального строя, в антагонизмедруг к другу находятся буржуазия и пролетариат. Первые получают свой доход за счетвладения средствами производства (фабриками и заводами), что позволяет имэксплуатировать рабочих. Вторые не имеют ничего и для того, чтобы выжить, вынужденыпродавать свой труд.На самого Маркса значительное влияние оказало творчество немецкого философа Г.В.Ф.Гегеля (1770-1831) и особенно его учение о диалектике. В философии Гегеля этимтермином обозначался логический процесс развития идеи.
Диалектический подходпредполагает, что любая идея, определяемая как тезис, приобретает смысл только в томслучае, когда соотносится с противоположной или противоречащей ей идеей, называемойантитезисом. В результате взаимодействия двух идей образуется новая идея, такназываемый синтез. Маркс и Энгельс использовали диалектический подход с егосодержательно-логическим принципом единства и борьбы противоположностей прирассмотрении общественных отношений в материальном мире. В дальнейшем он получилназвание диалектический и исторический материализм. Марксистская концепциязаключается в том, что развитие зиждется на единстве и борьбе противоположностей исоздании новых, более совершенных структур в ходе этого процесса.
Маркса большеинтересовало изучение реальных взаимосвязей, особенно классовых конфликтов, чемсугубо абстрактные гегелевские выкладки о тезисе-антитезисе-синтезе. Согласно взглядуМаркса на историю, каждый экономический строй развивается до достижения имсостояния максимальной эффективности; одновременно с этим в нем развиваютсявнутренние противоречия или слабые места, подтачивающие его изнутри. Основы новогостроя начинают формироваться в недрах существующего строя.
Ни одна общественноэкономическая формация (определенный тип общества, представляющий собой особуюступень в его развитии) не погибает раньше, чем разовьются все производительные силы,для которых она дает достаточно простора, а новые производственные отношения(совокупность материальных экономических отношений между людьми в процессеобщественного производства и движение общественного продукта от производства допотребления) никогда не появляются раньше, чем в лоне старого общества созреютматериальные условия их существования.(См.: Маркс К., Энгельс Ф.