Глава 1 (Учебник в PDF), страница 2
Описание файла
Файл "Глава 1" внутри архива находится в папке "Учебник в PDF". PDF-файл из архива "Учебник в PDF", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из 7 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
СПб., 1897. С. 3.) (Н.И.Кареев).Социология – “наука о порядке и прогрессе человеческих обществ”(Ковалевский М.М.Социология. СПб., 1910. С. 30.) (М.М. Ковалевский).“Социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, иявления, возникающие из этого процесса взаимодействия,– с другой”(Сорокин П.А.Система социологии. М., 1993. Т. 1. С. 57.) (П.А. Сорокин).В дополнение к этому приведем еще некоторые определения предмета социологии какнауки, которая изучает общество и социальное поведение.Согласно определению Р. Парка и Э. Берджесса, социологию можно считать наукой,которая изучает коллективное поведение. А. Инкелес в свою очередь отмечает, чтосоциология изучает системы социальных действий и их взаимоотношения и ее объектамиявляются общества, институты и социальные отношения.Социология пытается постичь поведение человека, детерминируемое прежде всегокультурой, бытом, социальной организацией и другими подобными факторами.
При этом,естественно, в поле зрения исследователя попадают различные причинные связи,отношения и зависимости, т.е. социальное поведение изучается в динамике.Я. Робертсон называет социологию наукой, изучающей человеческое общество исоциальное поведение. По Д. Дугласу, социология является наукой, которая изучаетчеловека и общности и стремится определить их характерные черты, особенно на примересовременных цивилизаций.Хотя социология обращает внимание и на индивида, однако центральными объектами ееисследования являются социальные группы и группировки, а также социальные процессы.Социология описывает и рассматривает среди прочего модели социальных ценностей,социальных изменений, девиантного поведения, религиозного поведения и семейнойжизни.
Социология исследует различия, которые существуют между социальнымиклассами, политическими и профессиональными группами и другими социальнымиобъединениями. При этом она не интересуется собственно межличностными различиями,хотя иногда должна рассматривать и их.Дж. Ноббс, Б. Хайн и М. Флемминг выдвинули определение, характеризующеесоциологию как научное и систематическое исследование поведения людей, живущих вгруппах (имеются в виду организованные общности). Самой малой группой является, какправило, семья, а самой большой – нация или государство.
Существуют такие группы, какшкольный коллектив, рабочий коллектив, соседство, село или город.“Социология,– пишет В.А. Ядов,– это наука о становлении, развитии и функционированиисоциальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальныхструктур и институтов.
Это наука о социальных изменениях, вызываемых активностьюсоциального субъекта – общностей; наука о социальных отношениях как механизмахвзаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, междуличностью и общностями; наука о закономерностях социальных действий и массовогоповедения”.Г.В. Осипов определяет социологию как науку, которая исследует социальную структуруобщества, развитие систем и организаций, а также взаимодействия внутри общества. Подсоциальной структурой Осипов подразумевает между- и внутриклассовые отношения исистему социальных институтов или учреждений, регулирующую эти отношения.Согласно Н.
Смелзеру, “социология, попросту говоря, это один из способов изучениялюдей... Если кратко, социологию можно определить как научное изучение общества исоциальных отношений”. Э. Гидденс понимает социологию как “науку о социальнойжизни человека, групп и обществ”.Во всех приведенных определениях подчеркивается социальная структура, с однойстороны, и социальное поведение (действие) – с другой, как предметы социологическогоисследования. Демографическая, экономическая и классовая структура общества,территориальные факторы, господствующие этические, моральные и духовные ценности(что в общих чертах составляет социальную структуру общества) определяют социальноеповедение. Социология стремится понимать и объяснять поведение человека именно спомощью этих структурных и ситуативных факторов.Одни структурные факторы, как, например, демографическая и экономическая структураобщества, весьма конкретны.
Другие – являются отвлеченными и как будто не стольочевидными. К ним относятся, в частности, социальные отношения, которые, как исоциальная структура, регулируют взаимодействие индивидов.Определение предмета социологии как науки, которая изучает социальное поведение, илидействие, и социальные структуры, графически представлены на рис. 1.1.§ 1.2. РАЗВИТИЕ СОЦИОЛОГИИПредыстория и социально-философскиепредпосылки социологииАристотель и Платон. Первые в истории европейской мысли теории общества возниклив рамках античной философии. Наиболее значительные из них принадлежат двумкрупнейшим древнегреческим философам – Платону (428/427-348/347 до н.э.) иАристотелю (384-322 до н.э.).Социальные взгляды Платона наиболее полно отражены в диалоге “Государство”.Главная его мысль заключается в том, что человеческое общество должно воплотить вжизнь идеальную общественную систему, сознательно построенную и управляемуюинтеллектуальной элитой в соответствии с принципами разума и целесообразности.Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор,пока в нем не устанавливается твердый порядок, при котором каждый гражданинзанимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан,сословий, классов (социальное разделение).
Стабильным следует считать общество,поделенное на три класса (сословия): высший, состоящий из мудрецов, управляющихгосударством; средний, включающий воинов, охраняющих его от смуты и беспорядка;низший, состоящий из ремесленников и крестьян.Принадлежность к интеллектуальной элите, согласно Платону, обусловлена толькопроисхождением.
Платон считал, что люди от природы не равны и управлять могуттолько те, кто от рождения наделен высшими качествами души, – мудрецы и философы.Они должны сохранять нравственную высоту и быть абсолютным образцом поведениядля низших слоев общества.У Аристотеля опорой порядка выступает зажиточное среднее сословие. Кроме него,существуют еще два сословия: богатая плутократия и, лишенные собственности бедняки.Государство лучше всего управляется в том случае, когда масса лишенных собственностибедняков не отстранена от участия в управлении, эгоистические интересы богатойплутократии ограничены, а среднее сословие многочисленнее и сильнее, чем два других.Аристотель учил, что несовершенство общества исправляется не уравнительнымраспределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ковсеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов.Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы.
Когда они есть, людине ропщут друг на друга, так как каждый занят своим делом. Если в обществе есть такие,кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работаетмало, а получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, ноглавная движущая сила – любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. Приколлективной собственности все или большинство бедны или озлоблены. При частной –появляются богатство и неравенство, но только она дает гражданам возможность проявитьщедрость и милосердие.
Однако чрезмерное неравенство в собственности опасно длягосударства. Аристотель превозносит общество, в котором преобладает зажиточноесреднее сословие.Никколо Макиавелли (1469-1527) первым из мыслителей Нового времени обратился кидеям Платона и Аристотеля и создал на их основе оригинальную теорию общества игосударства.В его главном произведении “Государь” описываются принципы создания сильногогосударства в условиях, когда в народе не развиты гражданские добродетели, но акцентделается не на структуре общества, а на поведении политического лидера.
Макиавеллисформулировал законы поведения правителя, желающего добиться успеха.Закон первый: действиями людей правит честолюбие и стремление к власти. Чтобыдобиться стабильности общества, надо выяснить, какой социальный слой болеечестолюбив: желающие сохранить то, что имеют, или желающие приобрести то, чего уних нет. Оба мотива одинаково разрушительны для государства, и для поддержаниястабильности оправдана любая жестокость.Закон второй: умный правитель не должен выполнять все свои обещания. Ведь иподданные не очень спешат с выполнением своих обязательств. Добиваясь власти, можнорасточать обещания, но придя к ней, не обязательно их выполнять, иначе попадешь взависимость от подчиненных.