Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
Чистов отмечает, что «термин “культура” обозначает самфеномен, а “традиция” – механизм его формирования, трансмиссии ифункционирования. <…> Произнося слова “культура” и “традиция” мыподразумеваем не одноразовое явления, побочные или случайные для34Радугин А.А. Культурология. М., 2005. С. 12.Мальцев Г.В. Культурные традиции права. М., 2013.
С. 6.36Мухаммад Ф.Р. Исламская культура. М., 2006. С. 17.3524истории, а те, что имеют значение для человечества или, по крайней мере,для определения социальной общности»37.По мнению В.С. Степина, культура как основа существования исамоопределения личности задает вектор развития: «…человек, опираясь напочерпнутый из культуры социальный опыт, способен создавать новыеэталоны, нормы, традиции, знания и таким образом порождать новыефеномены и состояния культуры»38. В подтверждение и развитие этоготезисаМ.В.Немытинарассматриватьсякакотмечает,образам«правоваянадбиологическаядеятельности, отвечающаяследованиечтоикультурапрограммачеловеческойза сохранение преемственностиобразцамправовогоповедения,можетвправе,отвечающимцивилизационно-культурной идентичности.
На ленте культуры “живут”правовые традиции – некие образцы, имеющие значение для доктринальнойюриспруденции институционального построения права, функционирования вобществе системы правоотношений»39.На основании приведенных выше суждений можно предположитьследующее: если культура отражает состояние развития человека и общества,то традиция раскрывает понятие об источниках его формирования исуществования этого состояния. И в общем контексте культуры и традицийзначимым является состояние прав человека в обществе.По мнению Е.А.
Лукашевой, «культура и ее элементы, в том числеправа человека, –– могут стать важнейшим условием самоорганизациилюдей, устойчивого мирового развития. Забвение прав человека, принижениеих роли неизбежно создает неупорядоченную, стихийную взрывоопаснуюситуацию. Права человека должны занять достойное место в современном37Чистов К.В. Фольклор.
Текст. Традиция : сб. ст. М., 2005. С. 106. Его же. Традиция ивариативность // Советская этнография. 1983. № 2. С. 14–22.38Степин В.С. История и философия науки : учебник для аспирантов и соискателей. М.,2011. С. 116.39Немытина М.В. Цивилизационно-культурный подход в правоведении // Вестникуниверситета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
2017. № 4 (32). С. 32.25культурном пространстве, а это возможно, если люди обретут доверие кним»40. Доверие к культуре и ее сохранение во многом зависят отправосознания и социального развития общества.Через восприятие прав человека в культуре, осознание сущностикультуры общество начинает применять, приводить в действие ее основныенеотъемлемые свойства. К.Е. Сигалов считает, что «в любой культуре можновыделить, по крайней мере, две ценностные ориентации: первая исходит изстремления подавления противоположной стороны, навязывания ей своейволи через систему власти; вторая опирается на принцип равноправиясторон,стратегиюрепрессивныхдиалога,формвласти.компромисса,Вобалансавзаимодействиисил,этихотказаоториентацийзакладываются две тенденции: движение к более скрытым и изощреннымформам насилия или стремления к ограничению насилия в контекстеутверждения неотъемлемых прав человека»41.Как отмечает Е.А. Лукашева, «культура как суперсистема – явлениемногослойное и вместе с тем целостное»42.
В русле такого пониманиякультуруможноопределитькакнормативноструктурированную,многоэлементную, целостную суперсистему, охватывающую все сферыобщественных отношений, воздействующую на их развитие, целью которогоявляется человек, обеспечение его свободы и достоинства, участия вобщественных и политических процессах, возрастания уровня жизни,благоприятной окружающей среды. Эти цели могут быть достигнуты врезультате взаимодействия всех элементов социокультурного механизма –40Трансформации прав человека в современном мире / отв.
ред. А. Н. Савенков, рук. авт.кол. Н.В. Колотова. М., 2018 С. 37–38. (автор главы – Е.А. Лукашева).41Векторы взаимодействия гражданского общества и современного государства / под ред.К.Е. Сигалова, Ю.М. Саранчука, П.С. Селезнёва. М., 2018. С. 57.42Трансформации прав человека в современном мире. С. 18. (автор главы – Е.А.Лукашева).26права, морали, политических ориентиров, традиций, религии, науки,искусства и др.43Культура, ее содержание и механизм воздействия на поведениечеловека занимают все более значимое место в обществе. Сквозь призмукультуры в обществе отражаются религия, мораль, право, политика,которые сталкиваются и скрещиваются, объединяясь между собой.Рассматривая понятие «правовая традиция», хотелось бы обратитьвниманиенаплюрализммненийроссийских,таджикскихизападноевропейских ученых, изучающих данный феномен.Термин «традиция» этимологически происходит от латинского слова«tradition» – передача, предание.
«Тraditio»: 1) передача, 2) выдача,3) преподавание, обучение, 4) предание, повествование, 5) установившеесяиздавна мнение или привычка 44. Конечно, в современном языке термин«традиция» применяется многозначно. Слово «традиция» приобрело своесодержание в архаичном праве Древнего Рима, оно использовалось призаключении и исполнении сделок купли-продажи. Понятие «традиция»широко распространяется в исторической науке, обозначая совокупностьисторических памятников и событий, которые передавались в устном илиписьменном виде. Это отражает динамичность традиции, которая в силусвоей сущности изменяется и приспосабливается к новым общественнымотношениям, явлениям.Политико-правовые воззрения представителей исторической школыправа Густава Гуго, Фридриха Карла Савиньи и Георга Фридриха Пухтыоказали заметное влияние на развитие идеи правовой традиции вюридической науке не только Германии, но и других стран.
Например,Г.Ф. Пухта понимал под правом «ветвь народной жизни» и считал, чтоправо изменяется и развивается вместе с жизнью народа, разделяя4344См.: Трансформации прав человека в современном мире. С. 18.См.: Дворецкий И.Х. Латинско-русский словарь.
М., 1986. С. 778.27характерегокультурыиприспосабливаяськегоизменчивымпотребностям, возникая, развиваясь и умирая вместе с народом 45.Напостсоветскомпространствеуглубленноеивсестороннееизучение понятия правовой традиции было предпринято российскимучёным Г.В. Мальцевым. По его мнению, «традиция – это все культурныеприобретениячеловечества,которыебылидостигнутыблагодаряврожденной способности людей объединяться духовно, действоватьвместе, решать проблемы в общих интересах» 46.Само понятие «правовая традиция» трактуется учёными-правоведамипо-разному.
А.В. Малько считает, что «правовая традиция – этоисторически сложившееся правило поведения, вошедшее в привычку врезультатемногократногопримененияивлекущееправовыепоследствия»47. Л.П. Карсавин отмечал, что правовая традиция – этоисторически сложившееся отношение к праву и к власти. «Культура же,включающая в себя и традицию, – это не просто сумма ценностей или ихсистема, но их органическое единство, предполагающее существованиенекоторого субъекта, который их создает, хранит и развивает, при этом исам в них и только в них развивается» 48.Встает вопрос о соотношении категорий «традиция» и «обычай».Так, таджикский учёный, академик Ф.Т. Тахиров определяет правовойобычай как один из элементов правовой традиции.
Он подчеркивает, что ународов Востока правовые обычаи – это обряды, обычаи, торжества, онисуществовали в устной форме и передавались из поколения к поколению,45Цит по: Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений : учебник. М., 2017.С. 439.46Мальцев Г.В.
Культурные традиции права. С. 7.47Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права : учебник. М., 2007. С. 293.48Карсавин Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийскийсоблазн. М., 1993. С. 175.28сохраняясоциальнуюценностькультуруинароднуюобщность 49.Примером может служить «хашар» – добровольная взаимопомощь людейдля постройки дома, рытья канала, благоустройства местожительства. Вэтой связи Н.А.
Кисляков рассматривал обычай народов Средней Азии какколлективную взаимопомощь соседям, родным и близким в хозяйственномблагоустройстве. Прежде всего это «гуманистические ценности»50.АкадемикпредставителиВ.С.Нерсесянцисторическойсправедливошколыправаподчеркивал,выделяличтопервичностьисторически складывающегося права (в форме обычного права и егоюридико-догматической обработки) по отношению к законодательству.«При этом принцип историзма призван был преодолеть принцип разума(вегофилософско-просветительскомвыражении)изаменитьегоисторически изменчивым, но в каждый конкретный период времениопределенным “народным духом”, “народным характером”, правовымипредставлениями, традициями, обычаями и нравами конкретного народа».«Народный дух», по мнению теоретиков исторической школы права, – этоосновной правообразующий фактор 51.Такимисторическоеобразом,правовыеформированиетрадициииобычаиправа,являютсяопределяюториентиромсамоопределения и развития человеческого общества.Г.И.