Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Права человека в истории Таджикистана формировались в видевосточной правовой традиции на основе зороастризма и ислама; в руслевоззрений персидско-таджикских мыслителей. В 20–30-е гг. ХХ в.цивилизационно-культурные основания таджикской правовой культурыдополнились советской социалистической правовой доктриной правчеловека, а после обретения Республикой Таджикистан независимости в181991 г. таджикским обществом были восприняты западные правовыеценности.3. Защита прав человека в Республике Таджикистан являетсямногомерным феноменом, заключающим в себе: а) идеологию общества,формирующую его идентичность; б) массив законодательства и иныхнормативных правовых актов; в) институциональные формы деятельностигосударственных органов и общественных объединений.4.
Основой правовой культуры Республики Таджикистан являетсявосточная правовая традиция, в рамках которой определяющим факторомвыступают коллективизм, превалирование общественных интересов надличными, обязанностей над правами. В западной правовой традиции правачеловека формировались на индивидуальной основе с формальнымравенством и свободой собственности.
В этом смысле сложившиеся всоветскийпериодправовыепринципысоциальногоравенства,обобществленной собственности, преимущественной защиты социальныхправ, единства прав и обязанностей, коллективизма оказываются болееприемлемыми для современного Таджикистана, нежели сформировавшиеся вправовой культуре Запада правовые ценности.5. В современном Таджикистане вектор институциональной защитыправ человека сместился в сторону индивидуалистических ценностейзападной культуры, естественных прав человека, наиболее значимым изкоторых стало право собственности. Поскольку, как полагает автор, западнаятрадиция прав человека сформировалась в иных исторических и социальныхусловиях, современному Таджикистану следует определить интеграционныйпуть правового развития, который наряду с ценностями западной правовойкультуры в области прав человека «вберет» в себя и историческисформировавшиеся культурные ценности таджикского народа, богатствоидей и доктрин, ориентированных на человека, а также советский опытинституционального правового развития в исследуемой сфере.196.Авторомподнимаетсявопросовключениивпонятие«институциональная защита прав человека», помимо правовых норм,регламентирующих деятельность институтов государства и общества в этойсфере, также отношений между различными субъектами по поводуреализации и защиты прав человека.Выявленноевходепроведенногоисследованиясодержаниедеятельности институтов государства и гражданского общества по защитеправ человека приводит автора к мысли о том, что институционализациязащиты прав человека должна строиться на предусмотренном Конституциейи законодательством Республики Таджикистан разграничении функций иполномочий органов государственной власти и общественных объединенийпо защите прав человека, с одной стороны, и на построении эффективногомеханизма сотрудничества и взаимодействия между ними – с другой.
Вусловияхформированияцелесообразногражданскогоиспользоватьресурсыобществаигосударстваегодляинститутовразвитияобщественных объединений, деятельность которых направлена на защитуправ человека.7. В большинстве стран СНГ, в том числе и в Таджикистане,создаются специализированные органы по защите прав человека в лицеУполномоченного по правам человека. Институт омбудсмена в РеспубликеТаджикистан был создан на 11 лет позже, чем в Российской Федерации.Учитываяопытстановленияифункционированияинститутауполномоченных по правам человека в Российской Федерации и другихстранах СНГ, следует обозначить в Конституции Республики Таджикистанроль Уполномоченного по правам человека как связующего звена междуинститутами государства и гражданского общества, действующими всфере защиты прав человека.На пространстве СНГ наблюдается тенденция по учреждениюдолжностей отраслевых омбудсменов: Уполномоченного по правам детей,20Уполномоченного по правам предпринимателей и др.
В русле данногонаправленияпредставляетсяцелесообразнымввестидолжностьУполномоченного по правам женщин в Республике Таджикистан.Теоретическая значимость исследования. Примененная авторомобширная методология позволила сделать теоретические обобщения ивысказатьконкретныедоктринальныхрекомендацииподходов,законодательствапосовершенствованиюиправоприменительнойпрактики Республики Таджикистан в сфере институциональной защитыправ человека. Положения и выводы научной работы могут бытьиспользованыдляразвитиятеоретическихпредставленийоцивилизационно-культурных основаниях и институциональной системезащиты прав человека в Республике Таджикистан.Практическаядиссертационногозначимостьисследованияисследования.могутбытьРезультатыиспользованывзаконотворческом процессе и правоприменительной практике РеспубликиТаджикистан для совершенствования законодательных основ по защитеправ человека.
На основе анализа существующих в мировой практикемоделей функционирования государственных и общественных институтовдаютсярекомендациипосовершенствованиюдеятельностиУполномоченного по правам человека и Уполномоченного по правамребенка и института адвокатуры с позиций эффективного обеспечения изащитыправисвободчеловека.Материалыдиссертационногоисследования могут применяться в преподавании дисциплин: «Теориягосударства и права», «Права человека», «Сравнительное правоведение»«История государства и права Таджикистана» и др.Апробациярезультатовисследования.Диссертационноеисследование обсуждалось на кафедре истории права и государстваРоссийского университета дружбы народов, на кафедре теории и истории21государства и права Таджикского государственного университета права,бизнеса и политики.Результаты проведенного исследования докладывались в ходемеждународных, республиканских и областных научных конференций: XIнаучно-практическая конференция молодых ученых Согдийской области,посвященная Году великого Имама Аъзама и молодёжи СНГ (г.
Худжанд,Орган исполнительной власти Согдийской области, 27–29 апреля 2009 г.);научно-теоретическаяконференция«Инновационнаягеополитикастратегических ресурсов: проблемы и перспективы развития» (г. Худжанд,ТГУПБП, 23–26 апреля 2013 г.); республиканская конференция «Вопросыприменения законодательства в современном периоде: теория и практика»(г.Худжанд,ТГУПБП,28 ноября2013 г.);научно-теоретическаяконференция учёных и преподавателей Согдийской области «Развитиесоциально-экономических наук в современном периоде: проблемы,положение и перспективы развития» (г. Худжанд, ТГУПБП, 29–30 мая2014 г.); VI Международный молодёжный управленческий форум «Алтай.ТочкиРоста»,«Третийсектор: шагик гражданскому обществу»(г. Белокуриха, Сибирское подворье, 24–30 августа 2014 г.); научнотеоретическаяконференция,посвященнаяДнюнезависимостиТаджикистана «Послания Президента Республики Таджикистан ЭмомалиРахмона для развития независимости Таджикистана» (г.
Худжанд,ТГУПБП, 24–25 ноября 2016 г.); I Международная научная конференция«Право–явлениецивилизацииикультуры»(г. Москва,РУДН,30–31 марта 2018 г.); V Зимняя школа молодых ученых – 2019 «Правачеловека: внутригосударственные и международные механизмы защиты»(г. Москва, МГЮА имени О.Е. Кутафина, 28 января – 1 февраля 2019 г.).Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав,включающих пять параграфов, а также заключения, списка источников илитературы.22ГЛАВА I.
ЭВОЛЮЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ТАДЖИКИСТАНЕ1.1. Права человека в Таджикистане в контекстезападной и восточной правовой традицииВсовременномпространствечеловекявляетсяуникальнымносителем правовой традиции. Основу этого составляет культура, вкоторойособуюрольиграетразвитиенравственныхценностей,гуманистических особенностей и убеждений, защищающих права исвободы.Понятие «правовая традиция» – одно из фундаментальных в общейтеориииисторииправаигосударства,посколькубезданногоструктурного элемента правовой культуры невозможно уловить сущностьюридической психологии, познать идейные основы правосознания какчеловека, так и социальных групп общества.Как отмечает Х.
Бехруз, традиции любого народа обусловливаютсясложившимся национальным характером, духовными потребностями,способами ведения хозяйственной жизнедеятельности, общественнымукладом. В феномене традиции отражаются накопленные культурныеценности,этническиестереотипы,жизненныйопыт.Каждыйпредставитель того или иного этноса испытывает на себе сильнейшеевлияниетрадиций.Традицияявляетсяуникальнымспособомвоспроизводства окружающего мира каждой этнокультурной общностью, атакже важнейшим фактором в определении поведения человека вокружающем правовом пространстве 33.Здесьнеобходимораскрытьролькультуры,котораяслужитфундаментом правовой традиции. А.А. Радугин отмечает, что люди33См.: Бехруз Х. Особенности восточной правовой ментальности // Порівняльнеправознавство: сучасний стан і перспективи розвитку : зб. наук.
ст. / за ред.Ю. Шемшученка, О. Кресіна. Киев, 2010. С. 378.23постепенно идут к правильному пониманию культуры, рассматривая ее «какуниверсальное отношение человека к миру, через которое человек создаетмир и самого себя»34.Многие учёные, как в России, так и в Таджикистане, посвятили своитрудыизучениюправовойкультуры,рассматриваяеевширокомцивилизационном и культурном контекстах.
В последние десятилетияпоявилисьинтересныеисследованияГ.В.Муромцева,Н.А. Крашенинниковой, М.А. Супатаева, Э.С. Насурдинова, в которых праворассматривается как важнейший элемент культуры различных цивилизаций.Особое место в современном правоведении в изучении культурызанимают работы Г.В. Мальцева. Ученый воспринимает культуру каквозрастаниеопытанормативноичеловеческогоорганизационномышления,поддерживать«стремленияжизненныелюдейустановки,позволяющие каждому из них прожить жизнь со смыслом, оставить послесебя мир следующим поколениям, хотя бы в частично улучшенном виде»35.«Благотворныезнанияивысокаякультуравозвышаютчеловека,способствуют развитию народов, а их отсутствие приводит к застою,отсталости и невзгодам»36. Отражение уровня социального и правовогоразвития народов – это уважительное отношение к культуре, стремление исклонность к знаниям, образованию и восприятие идей, взглядов философови учёных.К.В.