Диссертация (Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан". PDF-файл из архива "Цивилизационно-культурные основания институциональной защиты прав человека в Республике Таджикистан", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Процессотражения и закрепления прав человека в правовом документе занял многиевека и человечеству потребовалось несколько тысячелетий, чтобы человек иего права стали высшей ценностью111.Историко-правовоеисследованиеправчеловека,каксчитаетИ.И. Саидов, вызвано природой прав человека, которые представляют собой109Рахмонов Эмомали Таджики в зеркале истории. От арийцев до Саманидов (Книгапервая). Душанбе, 1999. С. 125. (на тадж., рус.
и англ. языках).110Нерсесянц С.В. Философия права : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 142.111См.: Сативалдыев Р.Ш. Теория государства и права (на тадж. языке). С. 194.54социально-историческое явление. «Права человека развивались вместе собществом, в своем формировании они прошли различные историческиеэпохи,преломляясьвформемногообразныхидей,представлений,концепций, а также получая разную степень и объем нормативногооформления»112.Справедливо замечание Л.И. Глухаревой о том, что, «если история правчеловека как политико-юридической реальности начала отсчет своеговремени со второй половины XVIII в., то история борьбы с бесправием иугнетением человека, за свободу и равенство исчисляется веками.
Движениев защиту личности и ее достоинства, за право каждого самостоятельноустраивать свою жизнь и распоряжаться ею – важнейший показательчеловеческогообщежития,пережившегонаэтомпутирядантропологических катастроф»113.М.Н Марченко убежден, что «для более глубокого понимания правчеловека в настоящем – “в эпоху глобализма” – и для более точногоопределениятенденцийпредоставляетсяиперспективнеобходимымуделятьихразвитиягораздовбудущем,большевниманиярассмотрению не только и даже не столько их формально-юридическим,сколькосодержательным,конкретно-историческим,сущностнымаспектам»114.
В этом контексте она касается не только прав и свобод, но июридических обязанностей, гарантий, ограничений, запретов для индивида.Поэтому права человека появляются на определенном историческом периодеразвития, уходят в далекое прошлое или же изменяются и обогащаютсяновым социально-экономическим и юридическим содержанием, в итоге с112Саидов И.И. Развитие личных и политических прав человека в Таджикистане:историко-правовой и общетеоретический анализ : дис. … канд. юрид. наук. Душанбе,2015.
С. 3.113Глухарева Л.И. Права человека в современном мире (социально-философские основы игосударственно-правовое регулирование). М., 2003. С. 117–118; см. также: Федоров Ю.М.Сумма антропологии. Изд. 2-е. Новосибирск, 1996. С. 617.114Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М., 2008.
С. 341.55преобразованием государственного и общественного устройства обретаютновый облик, реализуясь в цивилизационно-культурном пространстве.Как утверждают некоторые учёные, слово «свобода» впервые былоупотреблено ещё две тысячи четыреста лет до н. э., когда правительгосударства Шумера установил «свободу» для своих подданных, узаконивприменение санкции к бессовестным сборщикам налогов, взяв вдов и сиротпод защиту от несправедливых действий людей, облеченных властью115.Воплощение этой идеи получило своё отражение в правовой жизни обществаЗапада.
Впервые она была реализована в Древней Греции и Риме, второе еерождение произошло в период крупных буржуазно-демократическихреволюций в Европе в эпоху просвещения. И сегодня права человека вЕвропе являются составной частью ее культуры и образом жизни людей.Идеи прав и свобод человека в истории таджикского народа активноразрабатывались в трудах таких средневековых персидско-таджикскихмыслителей, философов и факихов, как Абу Ханифа, аль-Фараби, Абуалиибн Сина (Авиценна), Низам аль-Мульк, А.
Дониш. Именно в доктринах итеориях этих великих философов и политических деятелей таджикскогонарода права и свободы человека были обоснованы достаточно глубоко и вразличных аспектах. Идеи свободы и равенства воспевались такжеизвестнейшими таджикскими поэтами Рудаки, Фирдоуси, Ширази и др.Остановимся на некоторых взглядах вышеуказанных персидскотаджикских философов, мыслителей и поэтов.Выдающимсяучёным-факихомсвоейэпохииоснователемханафитской школы мусульманского права можно назвать Абу ХанифуНумана ибн Сабита (699–767). «Абу Ханифа в своей деятельности приприменении правовых норм в основном придерживался следующегопорядка последовательности источников мусульманского права: 1. Коран;115См.: Проблемы общей теории права и государства : учебник для вузов / под общ.
ред.В.С. Нерсесянца. М., 2002. С. 213.562. Хадис; 3. Иджма; 4. Инидивидуальные мнения (фетвы) сподвижниковПророка (с); 5. Иджтихад; 6. Кияс; 7. Местные обычаи» 116.Л.В.С. Ван ден Берг подчеркивает, что наиболее влиятельной илиберальной в своей трактовке среди суннитских школ исламской религииявляется ханафитская школа права. «Ее основатель пользуется некоторымпервенством пред прочими имамами и называется преимущественноВеликим имамом (аль-Имам аль-Аъзам). Отличительной чертой его ученияслужит краткость при применении предписаний закона и склонность кболее философской науке права…» 117.Впервые ханафитская школа права отдала предпочтение методу раъя(относительносвободномурациональномумышлению),чтопоследовательно отразилось на двух правовых методах в изучении иприменении мусульманского права: интерактивность – взаимодействиемнений, активно осуществляющееся между Абу Ханифой и его учениками;гипотетичность – предполагаемый теоретический вывод для тех задач,которые в будущем могут появиться.Абу Ханифа былфакихом, свободомыслящимфилософомиприверженцем равноправия и защиты прав и свобод человека.
Особо онценил такие человеческие качества, как гуманизм, равноправие иестественные, природой дарованные права муъминов – верующих. В своейкниге «Аль-Фикх аль-Акбар» («Величество мусульманского права») авторутверждает следующий постулат: Все мусульмане, муъмины по своей116Обидов Д.С. Ханафитская правовая школа и ее значение в суннитском направленииисламского права: мавереннахрское течение : автореф.
дис. … канд. юрид. наук. Душанбе,2008. С. 14.117Ван ден Берг Л.В.С. Основные начала мусульманского права согласно учению имамовАбу Ханифы и Шафии / пер с гол. Л.В.С. Ван ден Берг; предисл. Л.Р. Сюкияйнена. М.,2006. С. 24.57культуре верующие перед Аллахом с надеждой, любви, согласие ибогобоязненностью являются равными перед Всевышним 118.АбуХанифа,применяянормыКоранаиСунны,принималсправедливые решения, одновременно находя соотношение норм шариатас правовыми обычаями местности.
Учение Абу Ханифы и его правоваяшкола суннитского направления являются важным историко-практическимфакторомобщечеловеческогоединстватаджикскогонарода.ИмамАбу Ханифа как величайший учёный-правовед внёс неоценимый вклад вразвитие исламской правовой культуры и плодотворной роли правовой школыханафизма в совершенствовании и защите прав человека во всех государствахСредней Азии.АбуабдуллахДжафарРудаки(858–941)–основоположникклассической персидско-таджикской литературы.
В своих произведенияхпоэт много внимания уделял социальному равноправию, помощи слабым –сиротам и старикам. В касыдах поэт рассказывает о трудностях жизни встарости, призывая помочь старикам 119. В творчестве Рудаки центральнаятемавыражаетсявпротивостояниидобраизла.Осознаваянедолговечность всего сущего и видя свое бессилие перед законами бытия,поэт призывает быть добрыми, справедливыми, чтобы хоть как-тосмягчить участь обиженных и оскорбленных:Взглядом трезвым и разумным погляди на этот мир,Все увидишь по-другому, жизнь по-новому поймешь.Мир – подобен океану, строй из добрых дел ладью,И тогда его спокойно и легко переплывешь 120.118См.: Имам Аъзам Абу Ханифа.
Муснад / пер с араб. Абдуллаха Мурада (на узб. языке).Ташкент, 2005. С. 174.119См.: Диноршоев А.М. Права человека. Душанбе, 2010. С. 46.1201000 строк Рудаки (к 1125-летию Рудаки). Душанбе, 1984. С. 159.58Идеалы гуманности, честности, благородства, уважения независимоот социального положения и физического состояния человека – тематикапоэтического наследия Рудаки:Судьбу свою благослови и справедливо ты живи,Оковы горя разорви, вольнолюбиво ты живи.Ты не горюй, когда себя среди богатых не найдёшь, –Найдя себя средь бедняков, легко, счастливо ты живи 121.Философ Абунаср ибн Мухаммад аль-Фараби (872–950) в своихтрактатах, к примеру «Ара ахл ал-мадинат ал-фадила» («О взглядахжителейдобродетельногогорода»),призываеткгосударственнойорганизации справедливого общества. В этом процессе особая рольотводится12врожденнымкачествам,присущимсправедливомуправителю.