Диссертация (Правовое регулирование отношений по поводу недвижимых имущественных объектов религиозного назначения в зарубежных странах ( на примере государств Европы и Южной Америки )), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Правовое регулирование отношений по поводу недвижимых имущественных объектов религиозного назначения в зарубежных странах ( на примере государств Европы и Южной Америки )". PDF-файл из архива "Правовое регулирование отношений по поводу недвижимых имущественных объектов религиозного назначения в зарубежных странах ( на примере государств Европы и Южной Америки )", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "юриспруденция" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата юридических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
– М.: Буки Веди, 2017.10147религиозной потребности… Сообразно со своей природой, человекудовлетворяет свою религиозную потребность не духовно только – в своемуме и сердце, но и внешним образом – богослужебным чествованием Бога иисполнением Его заповедей.
Кроме того, человек и в богопочитании, как и вудовлетворении других своих потребностей, не может обойтись без общения сдругими себе подобными. Таким образом, из удовлетворения религиознойпотребности человека, как это бывает при удовлетворении других егопотребностей, возникает ряд правовых отношений, составляющих в своейсовокупности особый сложный правовой институт… Церковь Христовапредставляет собой общество особого рода, отличное по своему назначению ихарактеру от других исконных форм общежития, самобытное по своемупроисхождению и существованию. Она не сливается ни с государством, ни ссемьей, ни с каким другим институтом общественно-житейского характера.Она заняла особое положение среди других культурных факторов и формобщежития, имеющих в виду житейские назначения.
Соответственно этому иправовые нормы, по которым живет и управляется Церковь, составляютособую область права, стоящую параллельно праву, получающему своепроисхождение и значение от государства. Церковные правила являютсяособым регуляторов христианского общежития, стоящим наряду сгосударственным законом… Основание силы церковных правил совсемдругое, чем у закона государственного. Последний имеет внешнепринудительный характер; его исполнение обеспечивается материальнойсилой; его нарушение влечет наказание, соединенное с очень чувствительнымив житейском отношении последствиями.
Церковный закон силенавторитетом Божественного Законодателя, чувством благоговения к Немутех, кто желает жить по Его уставам. Он принимается к исполнениюсвободно при самом поступлении в Церковь. А упорное неисполнение егобыло бы равносильно прекращению отношения к Церкви. Таким образом,церковное право имеет нравственно-принудительный характер»104.«Несмотря на такое отличие от права, – продолжает И.С. Бердников, –проистекающего из государственных полномочий, церковное право нелишается однако же права быть и называться правом.
ПринудительностьБердниковъ И.С. Краткiй курсъ церковнаго права Православной Церкви. Изд. 2-е.,переработ. и доп. – Казань: Типо-лит. Императорскаго Университета, 1903. – 333 с. –С. I, III–IV.10448правовых норм, конечно, составляет необходимый признак в понятии права.Но не необходимо, чтобы эта принудительность была непременноматериального характера.
Для признания за известными нормамиправового значения существенно необходимо лишь то, чтобы ониосуществляли задачу всякого права – обеспечение порядка в правовоминституте. А какими мерами достигается эта задача, – материально илинравственно-принудительными, это вопрос второстепенный. Поэтому ицерковные нормы, несмотря на то что они соблюдаются по свободному иразумному подчинению членов церковного союза установленному в нёмпорядку и несмотря также на особый их источник сравнительно с правом,проистекающим от государства, по всей справедливости должны быть названыправовыми нормами в особом смысле, потому что ими так же осуществляетсязадача права, как и нормами, исходящими от государства. Это сходство правацерковного с правом светским в существенном признаке всякого права ислужит родственною связью между ними; эта общая черта их даёт намвозможность, без логического противоречия, с одной стороны, считатьцерковное право особой областью права, стоящей наряду с правом светским, ас другой – рассматривать и изучать его в связи с светским правом в однойобщей системе юридических наук… Содержание науки церковного праваопределяется самой природой церковного организма, составляющего предметнауки церковного права… В систему церковного права необходимо должнывходить следующие отделы: об источниках и памятниках церковного права, оцерковном устройстве, о церковном управлении и суде, о полномочияхцерковно-правительственной власти, о государственном положении церкви и оцерковных имуществах»105.Указанный автор пишет: «Государство имеет право законодательстваотносительно Церкви, только это законодательство касается нынешнихотношений Церкви к государству и обществу, именно государственногоположения Церкви, материальных средств церквей, монастырей, гражданскихправ и преимуществ клира, как известного государственного состояния и проч.Здесь государство вправе действовать самостоятельно, соображаясь собщественными интересами, хотя и не может оставлять без всякого вниманияБердниковъ И.С.
Краткiй курсъ церковнаго права Православной Церкви. Изд. 2-е.,переработ. и доп. – Казань: Типо-лит. Императорскаго Университета, 1903. – 333 с. –С. IV, VI.10549обычаи и предания церковные. Государственные постановления относительновнешнего положения Церкви и духовенства не принадлежат собственно кцерковным законам; но так как они близко касаются дел церковных и понеобходимости обязательны для Церкви, то для удобства пользования ими вдревности вносились в кодекс церковных законов наряду с правиламицерковными»106.Признание государством норм религиозных организаций онормативном положении и значении недвижимого имущества религиозногоназначения и имплементация соответствующих императивов для себя (в частиособого, по существу – фидуциарного107) отношения уже непосредственногосударства к такому имуществу) определяется следующими детерминантами:1) признание и презюмирование значения недвижимого имуществарелигиозного назначения в восприятии верующих как вытекающего издобровольно принимаемых ими на себя (при выражении принадлежности крелигиозной организации) обязательствах и принимаемых ими для себя (какобязательных) порядке и внутренних установлений религиозной организации,позиционирующих и презюмирующих особый религиозной почитаемый(подлежащий религиозному почитанию) характер таких имущественныхобъектов.
Для верующих невозможно литотизированно оценивать ивоспринимать имущество религиозного назначения, так как, помимо всегопрочего, это явилось бы грубым нарушением внутренних нормативныхустановлений религиозной организации. соответствующее значение длягосударства в этом случае регрессно предопределяется императивамиопределенного признания и уважения государством внутренних установленийи внутреннего порядка религиозной организации;2) признание и презюмирование фактического значения недвижимогоимущества религиозного назначения для религиозных чувств верующих;соответствующее значение для государства в этом случае регресснопредопределяется императивами уважения государством религиозных чувств идостоинства личности верующих, правовой охраны и защиты таковых;Бердниковъ И.С.
Краткiй курсъ церковнаго права. – Казань: Типо-лит.Императорскаго Университета, 1888. – 294 с. – С. 12.107Понятие «фидуциарный» здесь и далее употребляется как отражающее обязанностьдействовать в наилучших интересах верующих граждан (в лице религиознойорганизации), даже в том случае, если это не в формальных интересах государства.106503) признание и презюмирование значения норм религиозныхорганизаций (Lex Canonica) о недвижимом имуществе религиозногоназначения как порядко-образующего и порядко-поддерживающего значения вусловиях редуцированности (сниженности) возможностей светскогогосударства в существенной (и тем более – полной) мере администрироватьэту сферу отношений, в том числе и инструментами гражданско-правовогохарактера.Названное особое отношение государства порождает и определенныепоследствия, в частности – для гражданско-правового регулированияправового положения имущества религиозного назначения.Природа имущества религиозного назначения.
Различия вправовом положении имущества религиозного назначенияГосударство вынуждено признавать совершенно обособленныйхарактер имущественных недвижимых объектов религиозного назначенияпросто по факту, в силу того, что их существенные признаки, позволяющие ихотграничивать и различать с любыми иными имущественными недвижимымиобъектами, совершенно четко артикулируются (и это даже не требуетдополнительного доказывания как общеизвестный факт) независимо отсубъективного восприятия отдельных лиц.П.П. Соколов подчеркивал, что «церковное имущество определялосьне субъективным, а объективным признаком: всякое имущество,имеющее постоянное назначение на церковные нужды, есть имуществоцерковное и охраняется как таковое»108.«Сам факт существования церкви за этот период неопровержимоговорил бы в пользу существования церковного имущества даже в том случае,если бы не имели никаких иных указаний на это, – указывал П.П.
Соколов. –Но источники с несомненностью констатируют существование особыхимущественных масс, отдельных от имуществ частных лиц и служащихнуждам церкви. Может ли тут быть речь о гражданских правах церкви и оСоколов П.П. Церковноимущественное право в Греко-римской империи: Опытисторико-юридического исследования: Диссертация на степень магистра. – Новгород:Типогр. И.И. Игнатовского, 1896. – 300 с. – С. 83.10851признании ее за их субъект? Очевидно, что такое имущество может называтьсяцерковным лишь в смысле имущества служащего нуждам церкви»109.При этом объём содержания и интерпретационная парадигма понятия«имущество религиозного назначения» в гражданском праве отличны отсемантического, коннотативного и дискурсивного значения этого понятия врелигиозной доктрине религиозной организации. Эти интерпретации,безусловно, имеют свои схождения и даже области пересечения, но далеко несовпадают.А по некоторым содержательным моментам вообще возможны жесткиепротиворечия, коллизии110.Как следствие, определённые вопросы отношений между государствоми религиозной организацией могут быть урегулированы только на стыкегосударственного права и внутренних нормативных (экстра-правовых)установлений самой религиозной организации (Lex Canonica).
Как следствие –механизмом такой «стыковки» как раз и выступает (может релевантновыступать) единственно только соглашение между государством ирелигиозной организацией, представляющее собой contractus sui generis (отлат.: sui generis – уникальный единственный в своем роде).«Что такое церковное имущество? – задает вопрос П.П. Соколов. –Этот термин на первый взгляд кажется общепонятным и постоянноупотребляется и в литературе, и в периодической печати, как общепонятный ине требующий разъяснений.
Но при ближайшем рассмотрении легкозаметить, что им обозначаются два понятия, имеющие в глазах юриставесьма мало общего одного с другим. Чаще всего под церковнымимуществом понимается имущество, принадлежащее церкви на правесобственности, и церковь понимается как субъект гражданских прав. Номыслимо и другое понимание термина церковного имущества, в смыслеимущества, служащего удовлетворению нуждам церкви, причем вопрос оСоколов П.П.