Диссертация (Институциональные и социокультурные факторы трансформации политических режимов в арабских странах в начале XXI в), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Институциональные и социокультурные факторы трансформации политических режимов в арабских странах в начале XXI в". PDF-файл из архива "Институциональные и социокультурные факторы трансформации политических режимов в арабских странах в начале XXI в", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "политические науки" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата политических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Так, Е.Я. Сатановский отмечает, что «в конечномитоге именно исламские фундаменталисты способны повернуть в своюпользу плоды победы протестных выступлений»3.И еще один вариант теории соединяет два предыдущих, соответственнов нем совмещаются усилия западных стран и представителей исламизма.Несомненно, в данных подходах содержится определенное рациональное 1Наумкин В.В.
Влияние арабской весны 2011 г. на глобальную международную систему //Арабский мир, ислам и Россия: прошлое и настоящее. – М.: ИВ РАН, 2013. – С. 375-376.2Кургинян С.Е. Политическое цунами. Миропроектная конкуренция и модели будущего //Обозреватель. 2011, № 10. – С. 97-118.3Сатановский Е.Я. Борьба на лоскутном одеяле.
Будущее арабского мира определят события вЙемене // Военно-промышленный курьер: еженедельная газета. — 2 сентября 2015. — Вып. 33(599). 36зерно, однако они не дают достаточно весомого и обстоятельного объясненияполитическим процессам 2010-2011 годов.Сквозь призму трех арабских кризисов XX-XXI столетий даетобъяснение феномену «арабской весны» В.В. Наумкин.
В каждом из этихкризисов имел место фактор вооруженного насилия, а также глобальныйфактор. Первый арабский кризис он связывает с событиями в Ираке, относитих к 1990-1991 гг., когда произошло нарушение биполярности мира и, посути, началась реабилитация силовых подходов (феномен «Бури в пустыне»)к решению международных вопросов. Второй арабский кризис относится к2003 году и увязывается с обозначенной новой целью вторжения западныхстран в Ирак – смены режима.
Наконец, третий арабский кризис связываетсяс событиями «арабской весны», ребрендингом сменорежимной стратегии,легитимациейЛигойАрабскихГосударств1.В.В. Наумкинприэтомподчеркивает важность влияния на развитие новой кризисной ситуациисовокупности экономических факторов внутреннего и внешнего характера,которые, по сути, стали катализаторами политических событий2.Профессор Фуад Аджами (уроженец Ливана, известный политолог,писатель и специалист по Ближнему Востоку) предлагает рассматриватьсобытия арабской весны сквозь призму концепции «трех пробуждений» вновейшей истории арабского мира.Первоепробуждениеонназывает«культурно-политическимренессансом» и относит его к периоду конца XIX столетия.
Целью этогоренессанса стала реформа политической жизни, отделение религии отполитики, эмансипация женщин, а также восстановление мусульманскогомирапослекрушенияОсманскойимперии.Ключевыеидеиэтого 1Наумкин В.В. Влияние арабской весны 2011 г.
на глобальную международную систему //Арабский мир, ислам и Россия: прошлое и настоящее. – М.: ИВ РАН, 2013. – С. 380.2Наумкин В.В. Влияние арабской весны 2011 г. на глобальную международную систему //Арабский мир, ислам и Россия: прошлое и настоящее. – М.: ИВ РАН, 2013. – С. 380. 37 возрождения нашли отражение в книге Георга Антониуса «Арабскоепробуждение» (1938 г.)1.Второе пробуждение Фуад Аджами связывает с 50-60-ми годами ХХвека.
Это был период выхода на авансцену арабского мира ярких лидеров –Гамаля Абдель Насера в Египте, Хабиба Бургибы в Тунисе, первыхруководителей партии Баас в Сирии и Ираке. Эти политики громко заявили осебе, стремились решать острейшие проблемы своего времени. Однаковнутренние исторические вызовы не нашли должного ответа, в государствахутвердился политический ислам2.Третье пробуждение писатель относит к 2011 году и указывает, что кэтому времени арабский мир «стал мрачным и пугающим». Населениеарабских стран было фактически готово к осуществлению преобразований. Ив этом новом арабском пробуждении, пишет Фуад Аджами, «есть опасностии перспективы, опасность оказаться в застенках, но и возможность обрестисвободу»3.При рассмотрении трансформационных процессов в арабском миренужно апеллировать к комплексному подходу, в котором обозначенныеконцептуальные позиции окажутся взаимодополняемыми, при этом будутспособствоватьболеецелостномуиадекватномупредставлениюанализируемых феноменов.В контексте проявления данного подхода имеет смысл остановиться нарепрезентации общих характерных особенностей политических режимоварабского мира, чтобы более отчетливо понять их функционирование врамках происходящих глобальных преобразований.Во-первых, существуют особенности, связанные с непреодолимымисложностями во внутреннем развитии стран арабского мира.
Следует 1Аджами Фуад. Арабская весна – первый год. Опасное время для жизни // Россия в глобальнойполитике. – Т. 10. – № 2. – Март – апрель. – 2012. – С. 129.2Аджами Фуад. Арабская весна – первый год. Опасное время для жизни // Россия в глобальнойполитике. – Т. 10. – № 2. – Март – апрель. – 2012.
– С. 129.3Аджами Фуад. Арабская весна – первый год. Опасное время для жизни // Россия в глобальнойполитике. – Т. 10. – № 2. – Март – апрель. – 2012. – С. 129. 38отметить, что на наличие этих особенностей указывают такие специалисты,как В.В. Наумкин и Л.Л. Фитуни, которые делают анализ данных феноменов,опираясь на реальную картину происходящих событий.Исследователитрансформацийвстранахарабскогомираконстатируют, что к так называемому «пробуждению» народа привелкомплекс проблем политического, экономического, социального характера.При этом В.В. Наумкин выделяет следующие причины: по его словам «всеэти массовые антирежимные выступления нового характера были вызваны впервую очередь социально-экономическими причинами – безработицаособенносредиобразованноймолодёжи,высокийуровеньценнапродовольствие, коррупция, неравенство, непотизм, многолетнее засилье увласти одной группой элит, контролирующая высокопоставленные посты вгосударстве, тем самым они лишают молодое поколение возможностисамореализации и повышения статусного положения в сфере малого исреднегобизнеса,притесняемогокоррумпированнымичиновниками.Существуют также и политические причины, которые заключаются вотсутствии представительства, архаичности системы правления, способностиподстраиваться под интересы правящих элит, монополизировавших каналыдоступа к ресурсам и государственной власти, жестком авторитаризме,лишающий граждан возможности защищать и бороться за свои интересызаконным путем.
И везде правящие десятилетиями диктаторы, присваивали иаккумулировали все богатства своих стран»1.ДругаякомпетентнаяточказренияобозначенаЛ.Л.Фитуни:«практически во всех арабских странах существует два варианта положениястраны на экономическом и политическом плане: первое, экономическоеблагосостояние базировалось на «углеводородной» экономике в сочетании сограниченной политической свободой и с традиционной организацией 1Наумкин В.В. «Арабская весна» и глобальная международная система [Электронный ресурс] //Россия в глобальной политике. – Режим доступа: http://www.globalaffairs.ru/number/Snizu-vverkh-iobratno-15277 (дата обращения: 10.10.2015).
39 общественной жизни, например монархические страны Персидского залива;второе кардинально отличается от первого, то есть плюрализм и другиевнешние демократические признаки, которые существовали на фонеполностью разрушенной экономики, примером может послужить (Ирак иЛиван). На самом деле, глубина экономических проблем является болеефундаментальной, чем те, которые выдвигали политически ангажированныеэксперты. Данные проблемы скрываются в хозяйственном развитии едва линевовсехстранахСевернойАфрики,посколькуихэкономикихарактеризуются нехваткой земель, пригодных для сельскохозяйственнойобработки, а также высоким проростом населения… Быстрое увеличениечисленности населения из-за рождаемости нового поколения приводит кснижению средней площади общего надела, в итоге происходит либоформирование скрытой безработицы в деревнях, либо выталкиваниебезработных иждивенцев в другие города, где зачастую не всем удается найтиработу… поэтому полностью отодвигать «молодёжный фактор» на второйплан является неверным решением.
Молодое поколение представляетсяблагодатным объектом политической манипуляции со стороны национальныхи/или зарубежных «выгодоприобретателей от революции» 1.В основном арабские политические системы, как правило, являютсяконсервативными, что отражено в правовых и конституционных законах.Смена правящей верхушки действующих режимов, ее основного состава иглавы государства в этих системах не может осуществляться путемзаконодательных выборов, а происходит в результате либо естественнойсмерти, либо насильственной смерти президента или в результате переворота,за исключением Алжира (1989 г.).Профессор политологии университета Нилейн в Судане МохаммедМаждуб полагает, что исполнительная власть в арабских режимах наделенанаиболее сильными полномочиями.
Поэтому партия, на которую опирается 1Фитуни Л.Л. Экономические причины и последствия “Арабской весны” // Проблемысовременной экономики. 2012. № 1. – С. 90-97. 40исполнительная власть, является наиболее влиятельной, даже если она непользуется популярностью среди народа или неэффективна на политическойсцене. Политолог также отмечает, что несмотря на конституционно-правовыенормыварабскихполитическихрежимахнесуществуетпартий,оказывающих существенное влияние на политическую жизнь арабскихстран1.Из сказанного ясно, что процесс принятия решений и концентрациивласти в арабских политических системах находится в руках главыгосударства и небольшой группы последователей.
Это означает, чторуководство выбирает формы, которые считает нужными для участияграждан в политической жизни, не оставляя гражданам выбора, кроме какпринять любые политические решения2.Существенной чертой, которая характеризует политические режимы варабских странах, является также то, что во многих из них проявляетсятенденция неуважения к правам человека. Подобная ситуация, в своюочередь, объясняется рядом причин, и наиболее важные из них заключаютсяв том, что некоторые президенты считают, что демократия в полном смысле(выборы, парламенты и т.д.) препятствует развитию и реализации плановреформ3.Такого рода нарушения прав человека идут вразрез с основнымиконституционными правами, предусмотренными в области прав и свободграждан, хотя следует отметить, что в большинстве арабских конституцийуказаны эти права.