Диссертация (Формирование иноязычной жанровой компетенции магистрантов технического профиля в научной сфере общения), страница 10

PDF-файл Диссертация (Формирование иноязычной жанровой компетенции магистрантов технического профиля в научной сфере общения), страница 10 Педагогика (52420): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Формирование иноязычной жанровой компетенции магистрантов технического профиля в научной сфере общения) - PDF, страница 10 (52420) - Студ2019-09-14СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Формирование иноязычной жанровой компетенции магистрантов технического профиля в научной сфере общения". PDF-файл из архива "Формирование иноязычной жанровой компетенции магистрантов технического профиля в научной сфере общения", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "педагогика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РУДН. Не смотря на прямую связь этого архива с РУДН, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата педагогических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 10 страницы из PDF

Подход, ориентированный на жанр или жанровый подход (genre approach[Bhatia 1990; Swales 2008; Bazerman 1994; Dudley-Evans 1998; Flowerdew 1993;Kay 1998].Содержанием обучения при жанровом подходе становятся типы (жанры)письменных сообщений с различной коммуникативной направленностью,структурой, языковым оформлением, обусловленными контекстом социальнойкультуры и конкретной ситуацией общения. В рамках жанрового подхода вцентре внимания обучающихся – знакомство со структурой и назначением разныхжанров, восприятие жанров в качестве социально-значимых единиц, овладениестратегиями их создания.Остановимся на использовании зарубежными методистами жанровогоподхода при обучении письменной деятельности на иностранном языке в рамкахESP и EAP. В соответствии с данным подходом, при создании того или иногопроизведения важна не только языковая или лингвистическая составляющая,проявляющаяся в выборе языковых средств, но и «социальный контекст» вкотором оно создается.

На выбор жанровой разновидности влияет, в первую59очередь, назначение или функция, которую этот жанр выполняет. Кроме того,жанр обусловлен предметностью (содержанием), взаимоотношениями междуавтором и аудиторией и организационной структурой [Hedge, 1993], то есть присоздании жанра важен учет адресата. При обучении письму жанровый подходпредполагает следующие этапы:1) моделирование жанра, когда обучающимся представлен текст-образецдля анализа;2) созданиетекста жанра в совместной деятельности обучающегося ипреподавателя; работа по отбору языковых форм, соответствующих жанровойразновидности;3)самостоятельнаяработаобучающегосяпонаписаниютекстаопределенного жанра [Cope & Kalantzis, 1993; Dudley-Evans, 1997].Зарубежные авторы при таком подходе характеризуют жанр как устный илиписьменный текст, который служит определенной цели и состоит из наборасегментов, называемых «шагами» – ‘moves’ или ‘rhetorical steps’ (В нашейтерминологии – субжанры, ‘subgenres’).

Такие «шаги» не обязательно совпадают сграницами абзацев, они могут состоять из двух и более абзацев, их расположениеи количество в жанре может варьироваться. Одни субжанры являютсяобязательными для достижения коммуникативной цели жанра, а другие могутиспользоватьсяповыбору говорящегоилипишущегодлядостиженияэффективности коммуникации, при условии, что отсутствие других не повлияетна конечную цель текста [Bhatia 1991; Henry et al, 1998].Таким образом, любой жанр имеет некую инвариантную структуру исостоит из субжанров – коммуникативных блоков, обладающих самостоятельнойстереотипной структурой и повторяющихся с различной степенью регулярности вразличных жанрах.Рассмотрим преимущества и недостатки жанрового подхода в обученииписьму на иностранном языке. Использование жанрового подхода эффективно наначальном и промежуточном этапах овладения иностранным языком, когдаобучающиеся освобождаются от страха перед созданием целостных, завершенных60письменных текстов, будучи обеспеченными их моделями как способомпроанализировать результативность своего письма [Никульнина, Мордовина,2014].

В качестве недостатков выделяются предрасположенность подхода кдемотивацииобучающихсязасчетограниченностипроцессаписьмастереотипами конкретного жанра, схожесть с традиционным обучением письмучерез подражание тексту-образцу и недооценка формирования навыков дляпродуцирования дискурса [Badger, White 2000].Методисты предлагают нивелировать данные недостатки следующимистратегиями. Во-первых, для решения одновременно двух задач: удовлетворитьтребование создать текст в соответствии с форматом определенного жанра ипродуцировать произведение, отличающееся индивидуальностью и авторскимвидением проблемы, предлагается рассматривать жанровые конвенции не какмодель для воспроизведения в похожих риторических контекстах, а как ресурсдля понимания того, что делает жанр жанром.

Описанный конфликт можетразрешить понятие «знание жанра», помогающее обучающемуся анализироватьтекствконтекстеиосуществлятьвыбортекставсоответствииссоциокультурными и профессиональными факторами [Bhatia, 1999, p. 38]. Вовторых, обучение академическому письму рекомендуется реализовывать черезкритический анализ текстов, контекстов и ролей коммуникантов в каждойконкретной ситуации [Johns, 1997, p. 18].

В-третьих, навыки, полученныеобучающимися при анализе текста одного жанра, целесообразно переносить наработу с другим жанром [Swales, 2008, p. 29].В заключение сделаем вывод, при формирование жанровой компетенциицелесообразно использовать интегративный подход, гармонично сочетающий всебе положительные стороны описанных выше подходов при обученииписьменной речи [Головина, 2004; Конобеев, 2001; Мартынова, 2006; Лущинская,2009; Badger, 2000; Hedge, 1993; Johns, 1997 и др.].61Выводы по первой главеПоказателем уровня владения иностранным языком вторичной языковойличностиявляетсясформированнаяпрофессиональноориентированнаяиноязычная межкультурная коммуникативная компетенция.В структуре иноязычной профессиональной коммуникативной компетенциистудентовтехническогостратегическую,вузавыделяютсоциокультурную,социально-информационную,лингвистическую,социальную,дискурсивную,лингвопрофессиональную,социально-политическую,персональную,предметную, когнитивную, стратегическую и другие компетенции.Анализ нормативных документов, отражающих требования подготовкимагистрантов по ряду технических направлений, изучение научно-методическойлитературы, проведение опроса и анкетирования магистрантов позволяет считатьцелесообразнымвыделениекоммуникативнойкомпетенцииввсоставеиноязычноймежкультурнойкачествесамостоятельногокомпонентажанровой компетенции в научной сфере общения.Дискурсивный подход позволяет рассмотреть жанр как высшую единицуобучения продуцированию текста, а именно: процессуально-результативныйобразец текста, которому присущи вышеперечисленные характеристики.

В своюочередь, жанровая компетенция как способность / готовность использоватьподобные образцы текстов в определенной сфере общения встраивается вдискурсивную компетенцию, становится ее составной частью.Наактуальностьвыделенияжанровойкомпетенцииприобучениипрофессиональному общению на иностранном языке и при формированииязыковой личности указывают ряд отечественных исследователей.Анализ учебников и учебных пособий по английскому языку с точки зренияих соответствия коммуникативным потребностям магистрантов техническогопрофиля в научной сфере общения позволил сделать вывод о том, чтобольшинствопособийнеотвечаюткоммуникативно-деятельностнымпотребностям магистрантов технического профиля.

В пособиях не обозначена62цель и не представлены задания, направленные на формирование у магистрантовчеткого представления о логико-семантическом построении научных жанров наанглийском языке и их структурно-информационных компонентах.Магистранты технического профиля – особый субъект образовательногопроцесса, обладающий отдельным инженерным когнитивным стилем, требующийспецифического подхода к их обучению. В научной литературе найденоподтверждение, что жанр является базовым когнитивным уровнем, отражающимвсе основные ментальные процессы текстовой деятельности.

Для активного иуспешного участия в научной деятельности магистранту /магистру необходимовладениеразнымифункциональнымиразновидностями(стилями)языка,адекватное использование языковых и стилистических средств в соответствии сситуацией общения, знание структурно-композиционных особенностей научноготекста, владение многообразием научных жанров.При формировании жанровой компетенции целесообразно использоватьинтегративный жанровый подход, гармонично сочетающий в себе положительныечерты существующих подходов, используемых при обучении письму наиностранном языке (традиционного, ориентированного на продукт текстовойдеятельности,жанрового).процессуальногоориентированногонапроцессписьма,и63Глава 2ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯИНОЯЗЫЧНОЙ ЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИВ НАУЧНОЙ СФЕРЕ ОБЩЕНИЯ2.1 Стилеобразующие факторы и стилевые черты научногофункционального стиля английского языкаС целью определения содержания обучения при формировании иноязычнойжанровой компетенции магистранта (см.

параграф 1.3) обратимся к рассмотрениюстилевых особенностей английской научной речи.Проблемам функциональной стилистики посвящены работы известныхученых-лингвистов: В. В. Виноградова, Е. С. Троянской, М. Н. Кожиной, А. И.Комаровой и др., а также таких исследователей стилистики английского языка,как Ю. М. Скребнев, А. Л. Пумпянский, Н. М.

Разинкина, Л. Л. Нелюбин, М. Я.Цвилинг, И. В. Арнольд, А. Н. Мороховский, Д. Кристалл, М. Ю Никуличев, В. Л.Наер, Т. А. Знаменская, В. В. Гуревич и др.Вопросамвыделенияфункциональныхстилей(functionalstyles)[функциональных стилистических систем или разновидностей языка (languagevarieties), субстилей (substyles), субязыков (sublanguages), регистров (registers)функциональных типов речи, макростилей и др.] в современной лингвистическойлитературе уделяется большое внимание.Разнообразие терминов для обозначения одного и того же явлениядетерминированоопределении,использованиемвыделениилингвистамистилеобразующихразныхфакторовкритериевиприклассификациифункциональных стилей.Функциональный стиль рассматривается также как «…образование,основывающееся на закреплении неких качественных характеристик за речевымипроизведениями,функционирующимисоотнесеннойсоответствующейсвопределеннойобластьюсферечеловеческойобщения,деятельности»64[Цвилинг, 1986], как «…исторически сложившаяся, общественно осознаннаяречевая разновидность, обладающая специфическим характером (своей речевойсистемностью), сложившейся в результате реализации особых принципов отбораи сочетания языковых средств, … разновидность, соответствующая той или инойсоциально значимой сфере общения идеятельности, соотносительной сопределенной формой сознания, наука, искусство, право и т.

д., например,функциональный научный стиль, официально-деловой и др.» [Кожина, 2003, с.581–583].Большинством отечественных исследователей принимается определениефункционального стиля, данное В. В. Виноградовым:«Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная,внутренне объединенная совокупность приемов употребления отбора и сочетаниясредствречевогообщениявсферетогоилииногообщественного,общенационального языка, соотносительная с другими такими же способамивыражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции а речевойобщественной практике данного народа» [Виноградов, 1955, с. 73].Н.

М.Разинкинаинтерпретируетэтоопределениекак«четыревзаимообусловленных аспекта:1)функциональный стиль есть понятие лингвистической социологии;2)стиль обусловлен определенной целевой направленностью;3)стиль обладает рядом различительных признаков, в роли которыхвыступают те или иные элементы на его различных уровнях; иными словами, онхарактеризуетсяспециальноотработаннымииотобраннымиязыковымисредствами;4)отдельный стиль предполагает соотношение – сопоставительное илипротивительное – с рядом других, в совокупности составляющих систему»[Разинкина, 2005, с. 9].При выделении стилей и их стилевых черт ученые-лингвисты используютразличные подходы и опираются на языковые и экстралингвистические факторы.65На основе функционального подхода во всех современных европейскихязыках выделяют функциональные стили:научный (научно-технический),публицистический (или газетно-публицистический, политический), официальноделовой (законодательный), разговорный (обиходно-разговорный, разговорнобытовой),художественный(беллетристический),религиозный(церковно-религиозный) [Стилистический энциклопедический словарь русского языка 2003,с.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
426
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее