Диссертация (Безопасность жизнедеятельности как вид общественного капитала), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Безопасность жизнедеятельности как вид общественного капитала". PDF-файл из архива "Безопасность жизнедеятельности как вид общественного капитала", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "экономика" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве РЭУ им. Плеханова. Не смотря на прямую связь этого архива с РЭУ им. Плеханова, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата экономических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Аналогичные идеи присутствуют и в современной западной экономическоймысли.Теперь,однако,«компенсация»чащемыслитсякакпроцесс,развертывающийся во времени и набирающий силу в последующий период.Важнымнаправлениемсовременныхэкономическихисследованийявляется теория человеческого капитала. Эта теория считается одним из наиболеесущественных вкладов в развитие экономической науки во второй половинеХХ века. В настоящее время бурного развития техники, компьютеризации ироботизациипроизводствазначительноповысилсяинтересквопросамвоспроизводства рабочей силы, ее качеству, положению человека на рынке труда.Однако эти проблемы издавна привлекают внимание ученых.
Еще А. Смит писал,что «человека, изучившего с затратой большого труда и времени какую-либо изпрофессий, ... можно сравнить... с дорогой машиной» [97]. Этот труд «возместитему... все расходы на обучение, с обычной, по меньшей мере, прибылью на35капитал…» [97]. К. Маркс особо выделял развитие физических, творческих иумственных сил человека – именно они и есть «действительное богатство»,«главная производительная сила общества» [97].Известные американские экономисты Т.
Шульц и Г. Беккер явилисьосновоположниками современной теории человеческого капитала. В 1960 году вJournal of Political Economy была опубликована статья Т. Шульца «Образованиекак источник формирования капитала» [203], а в 1961 году «Инвестиции вчеловеческий капитал» [203]. В 1962 году Г. Беккер опубликовал статью«Инвестиции в человеческий капитал» [193], а два года спустя, был издан егофундаментальный труд «Человеческий капитал: теоретический и эмпирическийанализ» [203].Предложенные этими авторами подходы явились теоретической основойдля всех будущих исследований в этой области.В своих трудах Г.
Беккер обосновывал положение, что система образованияесть такая сфера деятельности, в которой финансовый капитал трансформируетсяв человеческий, т.е. понесенные на образование затраты реализуются в видеразвития культуры человека, его интеллекта. Такие преобразования являютсяопределенной формой вознаграждения и для самого индивида, и для всегообщества. Инвестиции в образование рассматриваются как самое выгодноевложение капитала [33].Необходимо отметить, что условием появления теории человеческогокапитала явилось расширение традиционного «узкого» понятия капитала.
Т.е.общепризнанным стало положение, чтовсе составляющие общественногобогатства, которые аккумулируются, используются в производстве и приносятдоход, рассматриваются как капитал. По мнению Т. Шульца, это, в свою очередь,«позволяет приступить к последовательному делению целого на две части, аименно: на человеческий капитал и нечеловеческий капитал» [203]. Такимобразом, человеческий капитал был обозначен в виде дополнительного источникадоходов, зависящих от навыков, знаний и способностей человека.36Лидерство в разработке концепции человеческого капитала традиционноостается за Т. Шульцем. Однако стоит заметить, что импульсом для его работ вэтой области стали исследования Э. Денисона.
В работах Э. Денисонадоказывалось,чтоориентированныетехническиенановаторскиерасширениерешениямасштабовинововведения,использованиятрудаитехнологического оборудования, могли обеспечить в лучшем случае лишьпятьдесят процентов увеличения ВНП, реально полученного США в ХХ веке.Определение других факторов, ответственных за экономический рост, сталонепростой задачей для исследователей: указывали на улучшения в организациипроизводства,наинтенсификациютруда,повышениеэффективностиэкономической политики [203]. Т. Шульц выделил образование. Уровень качестварабочейсилыонсчиталтакимжеестественнымитогомвложенийдополнительных средств в образование, как технический прогресс -итогоминвестиций в совершенствование и повышение продуктивности производства.Его первой публикацией на тему человеческого капитала была работа «Высшееобразование и его роль в экономическом развитии», опубликованная в сборнике«Школа в новой эре» в 1958 году.
Т. Шульц определял человеческий капитал каквсё то, что представляет собой источник будущих удовлетворений или будущихзаработков или того и другого вместе; любой актив – материальный иличеловеческий, обладающий способностью генерировать поток будущих доходов.Таким образом, Т. Шульц доказывает правомерность использованияпонятия «человеческий капитал», так как он 1) обладает необходимымипризнакамипроизводительногохарактера;2)способеннакапливаться;3) воспроизводиться; 4) приносить будущие выгоды.Вслед за понятием человеческого капитала в научной литературепоявляется понятие «социальный капитал» (П.
Бурдьё, Дж. Коулман, Р. Патнэм).Социальный капитал общества отражает уровень доверия, взаимопонимания,характеризует степень восприятия общих ценностей и моделей поведения.Пьер Бурдьё в работе, опубликованной в 1986, определил социальныйкапитал как совокупность реальных или потенциальных ресурсов, связанных с37обладанием устойчивой сетью более или менее институционализированныхотношений взаимного знакомства и признания – иными словами, с членством вгруппе [36]. П.
Бурдьё расценивает социальный капитал как одну из формкапитала, ввиду того, что в процессе формирования социального капиталавозникает потребность в инвестициях, а его использование может приноситьсоциально-экономическую отдачу.В своей работе «Экономическая социология» П. Бурдьё охарактеризовалкапитал в зависимости от области, в которой он функционирует. Он можетвыступать в трех образах: экономического капитала (напрямую конвертируется вденежную форму и преобразовывается в виде прав собственности); культурногокапитала (при благоприятных условиях конвертируется в экономическийкапитал); социального капитала, сформированного социальными обязательствами(связями»), который, в последующем, может преобразоваться в экономическийкапитал и выступить, например, в форме аристократического титула [175].Социолог Джеймс Коулман, автор теории рационального действия,выступил основателем другой концепции социального капитала.Он считал, что наиболее значимая идея в развитии теории экономикиобразования за последние тридцать лет – это признание того, что концепцияфизического капитала, реализованного в производственном оборудовании,инструментах, машинах и пр., может быть расширена путем включения в нееконцепции человеческого капитала.Подобнотому,каксозданиефизическогокапиталаидетпутемпреобразований, трансформации материалов, из которых создаются машины иоборудование, человеческий капитал формируется с помощью внутреннихизменений самих индивидов, развития их способностей и навыков, которые, всвою очередь, применяютсяработниками в их деятельности, повышая еепродуктивность.
Возникновение социального капитала связано с изменениями вотношениях между людьми.Физический капитал обладает свойством полной осязаемости, ввиду еговоплощения в материальных формах. Человеческий капитал менее осязаем, ввиду38его проявления в знаниях, опыте, навыках, приобретенных человеком. Посколькусоциальный капитал существует только в виде взаимоотношений индивидов, онобладает свойством, как и человеческий капитал, отсутствия осязаемости.Наравне с человеческим и физическим капиталами, социальный капиталоблегчает производительную деятельность. Примером может послужить группалюдей, в которой царит абсолютное доверие, взаимопонимание, и надежность.Такой коллектив способен быть более производительным и совершить намногобольше по сравнению с коллективом, не обладающим данными качествами.Исследуя функцию социального капитала в формировании человеческогокапитала, Джеймс Коулман трактовал социальный капитал как специфическийвидресурса,которыйпредставляетсобойкомплекссоставляющих,характеризующихся двумя свойствами: «они, во-первых, состоят из несколькихсоциальных структур, и, во-вторых, облегчают определенные действия индивидоввнутри структуры, будь то индивид или корпорация» [173].Другими словами,социальный капитал позволяет иметь более высокиевыгоды от кооперативного поведения по сравнению с индивидуальнымидействиями.ПоДж.Коулману,межличностных отношениях.социальныйкапиталформируетсявДж.
Коулман выделил три формы социальногокапитала:➢ обязательства, надежность и ожидания;➢ информационные каналы;➢ нормы и эффективные санкции.В исследованиях 1994 года Дж. Коулман писал: «Социальный капитал – этолюбое проявление неформальной социальной организации, которое выступает какпродуктивный ресурс для одного или более индивидов» [173].Другой подход к развитию концепции капитала предложил Роберт Патнем.В работе 1993 года в ходе анализапричин формирования сильных иэффективных институтов представительной власти Р. Патнем рассматривалсоциальный капитал через призму гражданских ценностей. За основу своихисследований в работе, посвященной вопросам гражданской вовлеченности и39существования эффективных правительств, он берет определение, предложенноеКоулманом, но при этом, конкретизирует его, добавляя, что социальный капитал –это «черты социальной организации, такие как сети, нормы и доверие, которыеспособствуют координации и кооперации для взаимной выгоды» [173].Роберт Патнем рассматривает два вида социального капитала: «наводящиймосты» (bridging)и «связывающий» (bonding).