Диссертация (Насилие как форма межкультурного взаимодействия), страница 2
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Насилие как форма межкультурного взаимодействия". PDF-файл из архива "Насилие как форма межкультурного взаимодействия", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Культура может быть определена, какрезультат деятельности человека, исторический феномен, совокупностьправил поведения, совокупность видов поведения человека в обществе,система моделирования и результат становления цивилизации2. Или как«...передаваемая из поколения в поколение совокупность социальныхнавыков».3Говоря о культуре, как о регуляторе социальной реальности,необходимо отметить, «культура состоит из выраженных и скрытых схеммышления и поведения, являющихся специфическим, обособляющимдостижением человеческих общностей, воплощенным в символах, припомощи которых они воспринимаются и передаются от человека к человеку1ЮНЕСКО Система статистики культуры ЮНЕСКО 2009//(http://www.uis.unesco.org/culture/Documents/framework-cultural-statistics-culture-2009-rus.pdf)2Kroeber A., Kluckhohn Cl.
Culture. A Critical Review of Concept and Definition. New York, 1952.3Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии. М.: Издательская группа "Прогресс""Универс. 1993. С. 28.9и от поколения к поколению. Сюда необходимо включить также и тедостижения, которые проявляются в созданных культурным обществомматериальных благах. Ядром любой культуры являются идеи... и особенноценности, передающиеся при помощи традиций. Культурные системы могутрассматриваться, с одной стороны, как результат совершенных действий, сдругой стороны, как одна из основ действия в будущем»4.Культура возникает из деятельности человека, охватывая практическиевсе человеческое бытие, поэтому сама по себе культура сложнаясамовоспроизводящаяся система. Культура противопоставляется природе,являясь искусственным феноменом, некой внебиологической формойдеятельности человека.
Культура противостоит природе, «...природа естьсовокупность всего того, что возникло само собой, само родилось ипредоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этомсмысле является культура, как то, что или непосредственно созданочеловеком, действующим сообразно оцененным им целям, или оно ужесуществовало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им радисвязанной с ним ценности»5.
Выделяют следующие подходы к культуре.Культурапредставляетсобойспособфункционированияобществ,осуществления деятельности человека. Кроме того, через культуру человекреализует свои потребности, удовлетворяет интересы. Культура выступаеткритерием качественного состояния обществ, тем в какой мере человечествовозвысилось над природой и уровнем общественных отношений.
Особоезначение имеет аксиологический, ценностный подход к понимаю культуры,где культура выступает как совокупность материальных и духовныхценностей.Очень близок с аксиологическим нормативный подход кпонимаю культуры, где культура выступает сводом норм, правил поведениялюдей, набором традиций и обычаев, а также способом их осуществления. Кнормативной функции культуры относятся способы накопления и передачи4Kroeber A.L., Kluckhon С. Culture, а critical review of concepts and definitions. Papers of the Peabody Museum ofAmerican Archaeology and Ethnology, Harvard University, 47 (I): 1-223. Cambridge, Mass.
1952. S. 161.5Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. // Культурология ХХ век. Антология.- М., 1995, с.69-101.10информации с помощью символов и знаковых систем относящихся кконкретному времени их употребления.Культура многообразна, противоречива и изменчива. Как некая модельантропологическогосуществованиякультуравсегдасодержитпротивоположности и различия.
Таким образом, культуру можно считатьнекой абстракцией содержащей в себе духовные и материальные ценности,как совокупность человеческой деятельности. Культура при этом всегдаявляется нравственно-этической категорией, выполняющей ряд функций:образовательно-воспитательную, связанную с освоением, языка, символов,ценностей, норм, обычаев, традиций определенной культуры, социальнойгруппы и всего человечества; интегративную и дезинтегративную, благодарякоторой, культура, с одной стороны, сплачивает людей, дает ощущениепринадлежности к одной социокультурной группе, нации, религии, с другойстороны, сплачивая одних индивидов, культура противопоставляет ихдругим; регулирующую, создающую рамки и нормы поведения , в которыхможет и должен действовать человек, при этом, нарушение предписанныхнорм и правил, влечет за собой определенное наказание установленноесообществом и поддерживающееся как общественным мнением так иразличными институтами принуждения, (регулирующая функция оперируетразличными формами проявления легитимного насилия в культуре иобществе); транслирующую - передачу социального опыта (здесь культуравыступаетвкачествесоциальнойпамятичеловечества);знаковую,способствующую овладению знаковыми системами, присущими той илииной культуре, например, языком; аксиологическую, в силу которой,культура является системой ценностей, формируя у индивида ценностныеориентации.С помощью культуры человек совершенствует самого себя и мир вокругсебя, так как культура является связующим элементом между природойчеловеком и обществом.
Как любая сложная система, культура обладаетрядом структурных элементов. Обобщенно можно выделить материальный и11духовный компонент культуры. Для данного исследования, на наш взгляд,наибольшее значение имеет духовный компонент, а именно, нравственный,эстетический,политический,религиозныйи,непосредственно,межкультурное взаимодействие, а следовательно и аксиологическая функциякультуры. В ходе духовной деятельности индивида, рождаются такиеэлементы отдельно взятой культуры, как ценности, обычаи, традиции,верования, законы и т.д. Культурная норма играет большое значение вформировании мировоззрения индивида и группы. Опираясь на традиции,обычаи, обряды или ритуалы, культурные нормы создают определенное кодповедения, в рамках которого разворачивается все социокультурноевзаимодействие.ценностей,Каждоеданнаяобществосистемапомимообладаетсобственнойсистемойобщихкомпонентовнаделенасвоеобразием, которое отличает одну культуру от другой.
Таким образом,аксиологическая сущность культуры заключается в том, что благодаряустойчивомукомплексуценностей,разделяемомуобеспечивается целостность общества, его духовной жизни.большинством,Культура неотделима от личности, именно культура имеет особое духовное значение дляразвития личности, ее воспитания, образования.Культура является не просто системой материальных и духовныхценностей, а результатом деятельности людей, выражающей степень ихгосподства над природой и организацией общественных отношений.Культура система, находится в постоянном движении, что подразумевает иее развитие. Но ее движение может протекать по нескольким сценариям, таккультура, может двигаться, но не развиваться, культура может развиваетсяцеликом, то есть культуре присущ постоянный прогресс или не в культуремогут развиваются только отдельные элементы культуры.
Разграничитьпонятие развитие и движение достаточно сложно, одно, как правило,приводит в движение другое. Культуре присущи свои критерии развития,собственнаястепень самоорганизации и собственныепротиворечия,неизбежные при любом развитии.12Говоря о противоречиях мы выделяемосновные и неосновныекультурные противоречия, необходимые и случайные, общие и особенные,реальныеинереальные.Крометого,постепенираспространенияпротиворечия можно разделить на глобальные и локальные, внутренние ивнешние, при этом современная мировая культура наполнена скорееглобальнымипротиворечиями,придающимивзаимодействиюкультурнасильственный и деструктивный характер.
Так же можно выделятьаксиологические, онтологические, гносеологические и праксиологическиесоцокультурные поля, где разворачивается культурное противоречие. Приэтом сами по себе элементы составляющие культуру не противоречивы, впротиворечие они вступают тогда, когда в соцокультурной системепроисходит то или иное изменение, вызванное внутренними или внешнимифакторами. «Пока мы рассматриваем вещи как покоящиеся и безжизненные,каждую в отдельности, одну рядом с другой и одну вслед за другой, мы,действительно, не наталкиваемся ни на какие противоречия в них. Мынаходим здесь определенные свойства, которые частью общи, частьюразличны или даже противоречат друг другу, но в этом последнем случаеони распределены между различными вещами и, следовательно, не содержатв себе никакого противоречия...
Но совсем иначе обстоит дело, когда мыначинаем рассматривать вещи в их движении, в их изменении, в их жизни, вих взаимном воздействии друг на друга. Здесь мы сразу наталкиваемся напротиворечия».6Противоречия присущие культуре связаны с еематериальными идуховными формами, содержанием культуры, общим и особенным длякаждой культуры. Как уже было сказано выше, культура является сложнойсаморазвивающейсяоткрытойсистемой,чьеразвитиеопределенодуховными и материальными формами. В целом, можно выделить дваобобщенных способа развития культурных систем, а с ними и рассмотреть6Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Издание второе.
Т. 20 М.: изд-во Государственное издательствополитической литературы, С. 123.13способы разрешения возникающих противоречий: антагонистический инеантагонистический. Неантагонистический тип развития предполагает, присовпадении интересов, вовлеченных сторон,многоплановое решениепроблемы от стремление к достижению согласия, например, компромисса дополного слияние, интеграции на основе некоторого общего начала,доходящее до полного единства.
Так некоторые теории разрешенияпротиворечий,возникающихвсоциокультурномпространстве,предполагают, что работа направленная на удовлетворение базовыхпотребностей,способствуетинтеграциивнутрикультуруимеждукультурами7. Антагонистический тип развития предполагает необходимостьпреодолением антагонизма, которому часто сопутствует уничтожение однойизсторон,вовлеченнойвпротиводействие.Характеризуемыекакантагонистические, стороны относительно самостоятельны друг от друга.Как и любая сторона, которая неизбежно предает противоречию сущность иостроту,стороныантагонистыразличаютсяпокачественномуиколичественному составу, играют разную роль в культуре и обществе, приэтом, как правило, антагонистическое взаимодействие происходит вусловиях дисбаланса сил.Темнеменее,противоречиякультурызачастуюимеютнеповерхностный характер, а относятся к ее внутренней глубинной сути.
Всеоткрытые конфликты и противоречия, вышедшие из своей латентной фазы,говорят о наличие серьезных, связанных с внутренней структурой культуры,диалектическихразногласияпротиворечий.Но,обнаруживающиесоциокультурнойреальностисебяихотявпротиворечия,техявляютсяилииныхвыражениемконфликты,областяхглубинныхпротиворечий культуры, некоторые противоречия могут быть связаны свременным дисбалансом различных культурных факторов, столкновениемопределенных сил и тенденций, вставших на пути друг у друга, безусловно,не являющихся источниками развития культуры и мало влияющих на ее7Дж.
Бертон, Г. Келман, Р. Фишер, Л. Крисберг и другие.14динамику. Несмотря на характер тех или иных противоречий, на то, какуюроль они играют в культуре, игнорировать те или иные противоречия нельзя,так как подобное игнорирование в конечном счете приводит к отрицаниюдвижения и развития культуры. Культура по сути своей диалектична,соответственно,являетсявесьмапротиворечивымфеноменом.Изпротиворечий культуры и вырастает специфика культурной диалектики.Именно диалектика культуры показывает имманентный характер элементовкультуры и необходимость их развития.