Диссертация (Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет". PDF-файл из архива "Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Кроме того, в отдельныхслучаях они становятся причиной конструирования культурных границ, когдарадидостиженияполитическихцелейначинаюткультивироватьсяиподчеркиваться различия, казавшиеся прежде незначительными. В целом, следуетпризнать, что несмотря на беспрецедентную гибкость культурные границыостаются границами, являющимися важными факторами в процессе устройствамира.Такилииначе,привозрастающейдинамичностисовременнойидентичности, для определения самости индивида необходимо ощущениеобщности с одним сообществом и различия с другим.
В сегодняшней ситуациипоявляются новые способы формирования возможных сообществ и организациикоммуникации между ними.54§5. Формирование кластерной идентичностиРанее уже не раз упоминалось понятие кластера и связанная с нимтенденция кластеризации общества, влияющая на идентификационные процессы.Посколькувопросыорепрезентацииидентичноститесносвязаныспредставлением о групповой идентичности и участием в сообществе, то болееподробноерассмотрениеэтихпроцессовпередпереходомканализурепрезентационных практик, оказывается вполне уместным.Понятие кластера не так давно появилось в отечественном дискурсе, нооказалось ценным «приобретением», раскрывающим суть социальных процессови нового устройства общества.
В качестве первых русскоязычных работ по этойтеме следует отметить исследования Е. Э. Суровой,64 О. Черных.65 Кластеризацияили атомизация современного социума приводит к существованию отдельныхгрупп, репрезентирующих свою идентичность универсальными методами, чтоопределяет возможность появления множественной идентичности человека,сочетающего участие в различных проектах и коммуникативных средах.
В целом,эта тенденция современной культуры оказывает значительное влияние на процесспостроения Самости и самоидентификации. Особенно важной эта тенденциястала в эпоху социальных сетей, когда технические средства позволяюторганизовать коммуникативное пространство для людей, которые в реальности немогли бы пересечься, и её значение для репрезентации индивидов собственногообразапереоценитьтрудно.Поэтомуанализкластерныхсообществиформирования кластерной идентичности необходим для полного представленияидентификационных и репрезентационных практик современности.Сурова Е. Э. «Кластерные» сообщества – новая форма социокультурной организации//Studia Culturae, 2010, №10,СПб: Петерб. философск.
Общ-во, сс. 48-61.65Черных О.Н. Кластеризация современного социокультурного пространства //Studia Culturae. 2010, №10, СПб:Петерб. философск. Общ-во, сс. 157-170.6455Идентичность сегодня может быть представлена как постоянный процесспереоценки Собственного, и значительную роль в нем играют представленияиндивида о сообществе, в которое он включен. Некоторые исследователиназывают эту стратегию партиципацией, подчёркивая значимость участияиндивида в группе и разделение её ценностей. Сегодняшняя ситуацияподразумевает разделение различных сфер жизни: личная и публичная, сферыработы и досуга.
К тому же ни одна из этих частей жизни не претендует наисключительность: браки распадаются и создаются, места работы меняются,привычки проведения свободного времени тем более. Таким образом, индивидоказывает включен одновременно в ряд сообществ, которые могут совершенно неперемещаться между собой, но давать ему право на Мы-представление. Самособой, оно тянет за собой Они-представление и становится значимым дляопределения и ограничения Чужого.
Именно поэтому подобные сообществаоказываются так важны для самоопределения, идентификации индивида.По аналогии с техническим понятием, социальный кластер подразумеваетобъединениеотдельныхобъектов,т.е.подразумеваетсвободноефункционирование элементов, объединённых сетью. Это группы людей, схожихпо образу мышления, стилю жизни, выстраиванию повседневной реальности,связанных общим информационным полем. При этом, распространенность иглобальность кластеров, а также их устойчивость могут очень различаться.Г.
Рейнгольд выводит это понятие из технического термина: «Кластеризация –технология, с помощью которой два или более серверов (узлов) функционируюткак один, так что клиентские приложение и пользователи воспринимают их какединую систему».66 Таким образом, кластер – это сообщество индивидов,объединенных участием в едином информационном потоке, что становитсяоснованием их специфического жизненного стиля, жизненных установок,своеобразной мифологии. Кластеры могут быть как локальными, так ираспространенными по всему миру вне зависимости от государственных границ,поскольку существуют не в физическом пространстве, а в информационном.66Рейнгольд Г.
Умная толпа: новая социальная революция. – М.: Фаир-Пресс, 2006. – 416 с., С. 122.56Кластеризация общества, как явление, и кластерная идентичность завязанына сложности образов, формируемых в современной культуре, также как навозможностях современной инфосферы, сделавшей эти образы доступными длялюбого человека. Э.
Тоффлер описал это в книге «Третья волна»: «Сегодня ужене массы людей получают одну и ту же информацию, а небольшие группынаселения обмениваются созданными ими самими образами. Поскольку всеобщество движется в сторону разнообразия, привнесенного Третьей волной,новые средства информации отражают и ускоряют этот процесс».67 Такимобразом, кластеры способствуют трансформации тотального социокультурногопространства в сетевое.
Они отличаются высоким уровнем и постоянствомвнутренней динамики, также как и неизменным поиском новых внешних связей.Кластерность общества позволяет индивиду успешно находить и осваиватьнужнуюинформацию,осуществлятькоммуникативнуюдеятельность,производить выбор социальной и идентификационной принадлежности.Основание кластера – это проект, который реализуется индивидамисовместно или независимо друг от друга и даёт повод для коммуникации. Онможет быть любым по направленности, собственно, все, что угодно: любаядеятельность или дискурсивное поле, – может сегодня восприниматься какпроект. Потому интересно рассмотреть в общих чертах проектность современнойкультуры.Как уже говорилось выше, стремление к уникальности, экзотичностиявляетсяважнойчертойсовременногоидентификационногопроцесса.Парадоксально, но в сегодняшней культуре обыденность ориентируется наисключительность, превращая её в персонализированную повседневность.Понятие проекта играет в этом значимую роль, поскольку принципиальнопротивостоит рутине.
Проект – это деятельность с заранее намеченной целью,планом действий, определенным результатом, который ожидаем в известноевремя. Следуя за этимологией (лат. «брошенный вперед»), стоит отметить, что это67Тоффлер Э. Третья волна. М., 2010. С. 278.57понятие имеет прочные ассоциации с будущим, которое в современной ситуацииоказывается не менее актуальным, чем настоящее.Для современной культуры скорости и многообразия проект оказываетсяспособом определения целей и организации жизни. В некотором смыслеориентация повседневной жизни на проектную деятельность решает илиотодвигает вопрос о предназначении человека, смысле его жизни и т.д. При чемречь идёт не просто о заполнении жизненного пространства множеством малыхпроектов, но об отношении к самой жизни как проекту с некоторым результатом,который может определяться через понятия успеха, благополучия или счастья,репрезентируемыми в общественном пространстве.
В свете сказанного, вполнепонятно, что для современного индивида все оказывается проектом: образование,отношения с людьми, семья, дети, работа, досуг и пр. Реализация повседневностичерез многочисленные проекты позволяет создать иллюзию преодоления рутины,размечая жизненный путь человека некими свершениями – достигнутымирезультатами. Кроме того, многообразие и разноплановость существующихпроектов обеспечивают возможность персонификации набора таких достижений,что также реализует стремление человека к уникальности.В целом, эта ситуация логично вытекает из общих особенностей культурымодерна и постмодерна, субъектной и персоналистской моделей идентичности.Отношение к миру как объекту, который подлежит некоторой переработке,восприятие себя как объекта, который также может, или даже должен бытьизменен, как раз и лежит в основе проектного отношения к жизни.
Разрушение вевропейской культуре модерна религиозной доминанты, обеспечивающейценностные ориентиры, влечёт за собой необходимость постановки новых целей,достижение которых оценивается вполне конкретно самим индивидов илиобществом. Таким образом, ориентированность на проект оказывается вполнеорганичной для современной ситуации. К тому же, она поддерживается иукрепляется с помощью технических средств коммуникации, позволяющихорганизоватькоммуникационноерепрезентировать его.пространствовокругпроектаи58В качестве основных черт современного проекта, реализуемого различнымисообществами, стоит отметить их временный характер.
Проект не претендует нато, чтобы «занять» человека на всю жизнь; даже если срок его реализации необозначен сразу, индивид обычно может его оставить, как только захочет. Именноэто, в первую очередь, отличает проект и формируемый вокруг него кластер отпрежних оснований общественных групп и объединений различного порядка:религии, гендера, социального класса и т.д. Даже некоторые из этихидентификационныхпозицийтрансформировалисьсегоднявпроектысдобровольным участием. В качестве примера можно привести многочисленныеженские группы в социальной сети ВКонтакте.68 При том, что гендер насегодняшний день продолжает оставаться одним из наиболее важных аспектовдля формирования позиций Собственного и Другого, да в целом играет огромнуюроль в формировании идентичности, его «переживание» трансформировалось впроект.