Диссертация (Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет), страница 12
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет". PDF-файл из архива "Репрезентация культурной идентичности в сети Интернет", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 12 страницы из PDF
Специфические женские сообщества в своих материалах репрезентируютобраз женственности, суть которого зависит от идеологической направленностигруппы. В них подчеркивается отличие не только женщин от мужчин, но иженщин,разделяющихиреализующихконкретноепредставлениеоженственности, от других женщин. Специфичность образа женственности можетзаключаться как в утрированной стереотипизации, так и несоответствиистереотипу, отсылке к мифологической «традиционности» или акцентированииотдельных привычно женских ролей.
Так или иначе, вместо сложного имногогранногопонятиясоциальногополарепрезентируетсяупрощённоепредставление о нем. Соответственно, принятие идеи и репрезентационныхстратегий таких сообществ отнюдь не подразумевает постоянства, но допускаетвременное участие, временное разделение определенной позиции.ТакимНапр. сообщества: «Женские хитрости» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://vk.com/women.forum?from=top (более 1300 тыс. подписчиков на ноябрь 2016 г.);«Фонтан души. Психология женственности» [Электронный ресурс].
– Режим доступа:https://vk.com/fountain_soul?from=top (более 200 тыс подписчиков на ноябрь 2016 г.);«Феминизм наглядно» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/feminism_visual?from=top (более 20тыс. подписчиков на ноябрь 2016 г.)6859образом, если не сам гендер, то его восприятие сегодня также перешло в разрядоснований временных проектов.Формируемое вокруг проекта информационное пространство часто можносравнить с дискурсивным полем, однако эти понятия несводимы друг к другу.
Насегодняшний день социальное устройство можно охарактеризовать как сетевоеили ризомное, и узлами этой сети оказываются не только традиционныедискурсы. Отдельные явления, события, личности становятся центрами, которыепритягивают к себе внимание, встраиваясь в сеть. В статье «Печатный станок иИнтернет» А. Эсман называет современную медиа культуру культурой внимания,полагая, что в уже прошедшую печатную эпоху культура строилась на памяти,как главной когнитивной способности человека.69 Такое видение позволяетпонять, что определяет значимость того или иного узла в современной социальноинформационной сети.
Внимание к событию или явлению определяется тем,какие связи обнаруживаются у него с уже сложившимися узлами сложнойсистемы. Чем больше связей затрагивает даже самое ординарное, на первыйвзгляд, событие, тем больше людей о нем узнает, тем больше внимания онпривлекает. Таким образом, самой главной ценностью оказывается не простоинформация, но внимание к ней, продукту, событию, бренду, индивида, образу.Кластер формируется вокруг проекта, который притягивает к себе вниманиелюдей, вне зависимости от его сути.Собственно, важным для проекта сказывается лишь его реализация, и этоещеоднаеговажнаячерта,определяющаясвоеобразиекластерныхвзаимодействий. Участие в проекте не обязывает индивида отказываться отдругих позиций и включенности в другие группы. Это позволяет сочетатьсовершенно различные точки зрения и формировать персональный наборпозиций, претендующий на уникальность.
В этом смысле современная проектнаяорганизация всех сфер жизни индивида создаёт условия, интересные хотя бы изза той свободы, которая появляется при самоопределении человека. Возможность69Assmann A. The Printing Press and the Internet: From a Culture of Memory to a Culture of Attention // Globalization,Cultural Identities, and Media Representations. – NY: State University of NY Press, 2006. Pp.11-25.60участия индивида во множестве групп, разделения их ценностей и совместногоразделения информационного пространства формирует среду для современноймножественной или полифонической идентичности. С одной стороны, этопозволяет любому человеку почувствовать себя частью сообщества и делаетвозможнымважноеощущениепартиципации.Сдругой–постояннаяизменчивость позиции «Мы» приводит к бесконечной игре «Свой-Чужой», вомногом определяющей коммуникацию индивидов.Некоторые исследователи, например, П.
Кашмен описали последствияпоследних изменений самости, характеризуя её как «пустую». По их мнению,такая характеристика связана с изменяющимся экономическими, политическимии моральными обстоятельствами, ускорившими процесс «опустошения» самости,который наблюдался после Второй мировой войны. Утрата общности, традиций иобщего значения приводит к тому, что ощущается некоторое чувство недостатка,дефицита, которое сложно идентифицировать.
Эта опустошенность переживаетсякак отсутствие личной уверенности и ценности, которое заполняется реализациейпотребительскойпозициииразворачиваниемперечисленныхвышеидентификационных практик (брендирование, фиксация биографии, стремление кэкзотичности и уникальности). По мнению Кашмена, две самые прибыльныепрофессии, которые появились с «приходом» пустой самости, это рекламисты ипсихотерапевты, которые по сути превратили идентификационные практики виндустрию.70Но это, пожалуй, довольно пессимистичный взгляд на текущую ситуацию.Участие в различных кластерах также позволяет индивиду реализовывать своиустремления и заполняет его личное пространство, обеспечивая чувствообщности.
В целом, формирование множественной идентичности, основанной накластерныхсообществах,можноназватьглавной,суммирующейидентификационной практикой. Этот процесс подразумевает и постоянноеактивноеиспользованиеразличныхобразов,стереотипов,брендов,Cushman P. Why the self is empty: toward a historically situated psycology//American Psycologist, 1990, 45, –599-611 pp.70и61коммуникацию с опорой на современные технические новинки, и создание Мыидентичности и Мы-представления. Таким образом, формируется вполнеопределяемый уровень культурного взаимодействия со своим пространствомрепрезентации Собственного и Другого.В целом, тема кластерных сообществ и формируемой множественнойидентичности в некотором смысле суммирует все сказанное выше о современныхидентификационныхпроцессах.Социальныеикультурныетенденции,технические инновации, обособление медиасферы приводят сегодня к появлениюособой культурной ситуации, реализуемой в обществе принципиально новой –сетевой или ризомной – структуры.
Этой ситуации соответствует определённаямодельпостроенияидентичности,обозначаемаякакперсоналисткая.Персоналисткая модель идентичности характеризуется особой гибкостью,отзывчивостью на внешние вызовы, а также высоким уровнем рефлексивности исамопогружения индивида, что проявляется как в повседневных практиках, так ив разнообразных культурных текстах и явлениях. В целом, можно отметить, чтосамоидентификациисталаосновнымструктурирующимпринципомперсоналистской идентичности.
Её можно представить, как постоянный процессобнаружения, переопределения, осознания и репрезентации границ Собственного,который реализуется через несколько идентификационных стратегий и практик:брендирование, стереотипизация, фиксирование биографии. Для всех этихпрактик огромную роль играют образы «Мы» и «Они», которые формируютсясегодня на новых основаниях.
Место традиционных идентификационныхоснований, определяющих культурную принадлежность индивида, занимаютпредставления, завязанные на кластерных сообществах, представляющих посвоей природе проекты. Поскольку это явление стало возможным во многомблагодаря появлению современных средств коммуникации, то необходимымпредставляется анализ средств и тактик, с помощью которых кластерныесообщества репрезентируют свои образы в глобальном информационномпространстве.62ГЛАВА II. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОСТРАНСТВЕКУЛЬТУРЫ§ 1.
Понятие репрезентации и его трансформация в философско-научномдискурсе1.1 История трансформации понятияВ любойработе в рамках философско-научного дискурсанельзяпренебрегать внимательным изучением терминов и понятий, центральных длятемы исследования. Это нужно как для определения и разъяснения самой базы ифундамента работы, так и для прояснения исследовательской позиции автора. Всвязи с этим, при рассмотрении репрезентации индивидуальной и групповойидентичности в культурном пространстве невозможно обойтись без подробногорассмотрения термина «репрезентация», его места в современном гуманитарномдискурсе и скрытых коннотаций, связанных с ним.Учитывая высокое значение, которое признается сегодня за различнымирепрезентативными формами (интернет-страница, визуальные маркеры и пр.),следуетпризнать,чторепрезентативныестратегиииграютвпроцессеидентификации весьма значимую роль.
Фактически репрезентация становится нетолько отображением изменений самоощущения человека, но и сама вносит внего коррективы. В современной культуре, построенной на постояннойкоммуникации,идентичности,индивидчемскорееосознаетих.репрезентируетОсобаяизменениясобственнойрепрезентативностьобразов,используемых в повседневной жизни ведёт к появлению специфическойрепрезентативной системы, проникающей на все уровни культурного имежличностного взаимодействия. В сложившейся ситуации довольно трудночетко обозначить границы репрезентации, однако это необходимо для болеепредметного и содержательного разговора.63Термин«репрезентация»всовременномрусскоязычномдискурсеиспользуется довольно активно ввиду широкого интереса к определенному кругупроблем: медиа-исследованиям, коммуникации, новым социальным формациям,идентификационнымпроцессамвсовременнойкультуре,современномуискусству и т.д. Во всех этих сферах тема отображения если и не являетсяцентральной, то точно значимой.
Осмысление этих культурных и социальныхпроблем у нас развивается в соответствии с традициями отечественной мысли,которыенакладываютсянаопытзападноевропейскихисследований.Вофранцузских и английских источниках волна интереса к перечисленным темам, авместе с ними к понятию репрезентации пришлась на 80-90е гг.В 1991 г. вышла статья К. Гинсбурга «Репрезентация: слово, идея, вещь», вкоторой итальянский автор анализирует первоначальное значение модного на тотмомент слова в европейской науке и культуре.71 В частности, автор пишет обобозначении этим термином фигур покойных монархов во время погребальныхцеремоний: «Фюретьер отмечал, что в этом контексте слово "репрезентация"могло указывать либо на манекен, либо на пустой гроб.
Известно, чтоиспользование манекена короля восходит в Англии к 1327 году (смерть ЭдуардаII), а во Франции к 1422 году (смерть Карла VI). […] Однако нужно подчеркнуть,что слово "репрезентация" использовалось не только при королевских похоронах:в документе 1225 года мы встречаем упоминание женщины, которая платитденьги, "чтобы получить в наследство репрезентацию своего мужа после смертиего"».72 В целом, статья представляет собой довольно подробное и интересноерассмотрение истории понятия и появилась как раз потому, что возросшийинтерес требовал прояснения ключевых моментов и сюжетов, связанных с ним.Учитывая современную ситуацию в русскоязычном дискурсе, статья Гинсбургастановится актуальной отправной точкой исследования.История термина «репрезентация» и изменений его значений в европейскойфилософии очень интересна.