Диссертация (Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)), страница 33
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)". PDF-файл из архива "Глянцевый журнал в условиях глобализации массмедиа (российская практика)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 33 страницы из PDF
В Толковом словаре русского языка (С. И. Ожегов, Н. Ю.Шведова) значение слова «старшинство» определяется как первенство – повозрасту, званию, положению393. Вероятно, в браке, в котором женщинастарше мужа, нарушается идея первенства, приоритета мужского начала, чтоискажает идею о распределение роли полов в обществе и влияет на прочностьбрака.В части «Это уже не первый брак» представлены данные исследований:супруги, уже имевшие опыт неудачного брака, разводятся гораздо чаще.Вероятно, опыт развода связан с опытом обретения свободы и возвращенияличности к себе, к собственной субъективности.
Личность, имеющаяподобный опыт, в большей степени готова отстаивать свой внутреннийсуверенитет.Втораячастьстатьипредставляетсобойописаниехарактерных примет, которые помогут адресату-мужчинепризнаков,определить, несобирается ли его жена вскоре покинуть его. Это ряд психологическихнаблюдений,ккоторымавторпризываетмужчинотнестисьоченьвнимательно, чтобы предотвратить развод.Ожегов С.
И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка 80 000 слов ифразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., дополненное. М.: Азбуковник, 1999. С. 763.393182Последняя информация помещена уже за пределами основного текста иозаглавлена «Баба – дура, мужик – молодец» (отметим языковую игру спрецедентным текстом — высказыванием полководца А. В.
Суворова из егокниги «Наука побеждать» – «Пуля – дура, штык – молодец»). В нейсообщается, что, согласно статистике, семьи обычно прочнее, если женщинаумна, образованна, имеет высокий уровень интеллектуального коэффициента(IQ), в то время как степень развития ума мужчины не имеет прямогоотношения к прочности брака. Это может говорить о том, что ум женщины, всвязи с ее объектностью по отношению к мужчине, имеет как бы прикладной,несамостоятельный характер – он направлен большей частью на созидание исохранение семьи.В рассматриваемом тексте обсуждаемая проблема возможного уходаженщины из семьи напрямую связана с проблемой понимания женщины какобъекта по отношению к мужчине или же как самостоятельного субъекта.Проблема женской субъективности была всесторонне рассмотренафранцузской писательницей, философом и феминисткой Симоной де Бовуар,уже упоминавшейся выше, в ее работе «Второй пол» (1949), в которой авторутверждает, что субъект лишен предзаданной сущности, свободен к выбору ипроектированию своей самости394.
Женщина долгое время была обречена бытьобъектом, и эта ситуация в значительной степени сохраняется и в настоящеевремя.Как это следует из текста «Не уйдет ли от тебя твоя жена?», чем большеженщина является субъектом, тем больше она самостоятельно проектируетсвою жизнь и тем меньше зависит от мужчины. Однако трудно представитьситуацию полного освобождения женщины от ее объектности. Как неизбежнонеодинаковое отношение в обществе к мужской и женской красоте, так же394Симона де Бовуар.
Второй пол. М., 1997.183неизбежна асимметрия не только в эстетической иерархии полов, но и вдругих общественных иерархиях.Симона де Бовуар считает, что такая женская функция, как материнство,не может дать женщине полной свободы в общественной и профессиональнойсфере: женщина может продолжать работать только при условии возможностиоставлять ребенка на попечение родителей, друзей, прислуги. Таким образом,положение женщины в обществе гораздо сложнее, чем положение мужчины:«Она противостоит мужчине не как субъект, а как объект, парадоксальнымобразом наделенный качеством субъективности; она выступает одновременнои как некое “я” и как “Другой”, что является противоречием и влечет за собойнепредсказуемые последствия»395.Таким образом, рассмотренный текст, предложенный читателю-мужчинекак «полезный инструмент» для ревизии своих семейных отношений,содержит сложную гендерную проблематику, все более актуальную вгедонистически ориентированном обществе, позволяющем людям менять свойпол или вступать в однополые браки.Статья Екатерины Винокуровой «Одна в большом городе» (языковаяигра с прецедентным текстом – названием сериала – «Секс в большомгороде»), опубликованная в журнале “SNC”, посвящена проблемам женщин,принявших решение жить самостоятельно, без мужей, партнеров, родителей.Именно к таким женщинам принадлежит и сама рассказчица, которая делитсясвоим опытом с читателями.
«Первый недостаток свободной жизни я ощутила,когда сделала шаг на кухню, и свет померк»396. После долгих переговоров потелефону с электриком проблема была решена, но в то же время она неисчезла относительно многих других ситуаций.Автор проводит своеобразное исследование по этому вопросу: она395396Симона де Бовуар. Второй пол. М., 1997. С.
795.SNC. №55. 2013. С. 93.184опрашивает знакомых, общается в социальных сетях с женщинами, живущимибез мужчин, пытаясь выяснить, как они справляются с ситуацией, каковыплюсы и минусы свободной жизни. Среди респонденток в основном оказалисьженщины творческих профессий от 25 до 35 лет, многие из которых ужеимели опыт совместной жизни с мужчинами. Почти все опрошенныеженщины подчеркивали, что одиночество их не тяготит, напротив, являетсянепривычным для них удовольствием и отдыхом: «Никому ничего необъяснять, где была и с кем. Вообще не разговаривать, не притворяться. Бытьсвободной»; «Я сейчас живу одна и просто отдыхаю от всего этого – мужиков,общаги, родителей.
Никому ничего не должна»; «Наверное, мы новые яппи,Москва в последние годы стала довольно европейским городом, и наминтересно делать карьеру»397. Следует отметить, что как автор статьи, так иреспондентки не позиционируют себя как феминистки – они хотят состоятьсяв творчестве и карьере, при этом им удобнее жить одним.В части «Pro et contra» (отметим использование крылатого латинскоговыражения – иноязычного вкрапления – книжного характера, рассчитанногона образованного читателя) автор приводит мнения респонденток о плюсах иминусах свободной жизни. Сознательно или бессознательно, но эти женщиныобъективно нарушили универсальную картину мира, которая, как уже былосказано выше, складывается из разных «фрагментов» – мужского и женского.«Нехватка» мужского «фрагмента» ощущается в жизни умных,самодостаточных женщин, прежде всего, на бытовом уровне, в связи спроблемами функционирования бытовой, санитарной и электротехники, сработами, требующими физических усилий: «Иногда неудобно дергать друзеймужского пола: прибей мне то, прибей мне это»; «А мне зимние колеса намашину с балкона спускать неудобно»398.397398SNC.
№55. 2013. С. 94.Там же.185Кроме необходимости в быту мужской силы и мужских навыков,возникают и другие бытовые проблемы, которые словно специально создаетдля одиноких внешний мир: «Знаешь, в чем несправедливость? В сметане. Онитакие большие пачки делают, и когда живешь одна, сметана всегдапортится»399.Проблема безопасности также беспокоит женщин, которые живут одни.Однако, отмечает автор, эти проблемы решаемы в большом городе:существуют специальные службы по оказанию различных услуг.
Интересноотметить выразительное название известной службы «Муж на час», в которомотражается отношение общества к одиноким женщинам (справедливости радиследует отметить, что существует также служба «Жена на час»).Перечислив минусы жизни «одной в большом городе», автор обращаетсякплюсам,которыетакжепростыипобольшейчастилишеныэкзистенциального пафоса. Плюсы также ощущаются, прежде всего, набытовом уровне, что является вполне понятным: уставшие от постояннойзагруженности заботами о домашнем хозяйстве и подотчетности женщинынаслаждаются свободой на первой ее ступени: «Никто не видит тебя с зеленымлицом, никто не удивляется, что два часа ночи – самое подходящее время дляманикюра»; «Можно купить сумку за ползарплаты, и никто не скажет нислова»400.Далее автор рассматривает плюсы и минусы не повседневно-бытового, ав духовного плана: проблема одиночества преодолевается женщинами не безусилий.
Возвращаться в пустой дом бывает тоскливо, однако мысль о том, чтоты «никому ничего не должен» утешает и примиряет женщин с одиночеством.В части «Дом – работа – дом» автор дает социологический портретсамостоятельно399400живущихженщин:SNC. №55. 2013. С. 94.Там же.житьводиночкупредпочитают186представительницы творческих специальностей, при этом увлеченные своейработой,посколькусамодостаточная,ориентированнаянатворчествоженщина предпочитает быть субъектом, а не объектом.
При этом женщины невпадают в крайности феминизма, одной из ошибок которого Ж. Бодрийярсчитал то, что феминистки «противопоставляют истине мужского истинуженского, то есть они конструируют себя как оппозит мужского, производятсебя в регистре мужской силы и потому вписываются в фаллоцентрическийпорядок, закрепляя его»401.В рассматриваемом случае женщины вовсе не представляют собойантимужской лагерь: они не отвергают возможности отношений с мужчиной изамужества, но их требования к мужчине и браку высоки: «Ни одна изреспонденток не чувствует себя несчастной и отказывается признатьнежелание найти себе мужа немедленно следствием комплексов и детскихфобий»402.
Однако простая самостоятельность женщин, далеких от феминизма,вызывает критику и осуждение общества.В части «Консерваторы и прагматики» автор рассматривает ситуацию внационально-культурном аспекте, сравнивая ситуацию в России с ситуацией вАмерике: если в США люди вступают в брак обычно после 30 лет, уже сделавкарьеру и повидав мир, то в России треть брачных союзов уже распадается вэтом возрасте. Изложив свои наблюдения на Facebook, автор получила немалооткликов, которые можно расценивать как общественное мнение. Интересноотметить, что в обсуждение включились в основном мужчины, мнениякоторых отличались категоричностью в неприятии «западной модели» иосуждении устремлений самостоятельных женщин: «Замуж никто не зовет,вот пытается придумать из неудачницы “свободную путешественницу”»; «Ввас говорит ваше эго! Всегда хочется быть эгоистом и жить для себя, но этот401402Бодрийяр Ж. Соблазн. М.: Ad Marginem, 2000.