Диссертация (Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект)), страница 7

PDF-файл Диссертация (Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект)), страница 7 Филология (50331): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект)) - PDF, страница 7 (50331) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект)". PDF-файл из архива "Типология русского эссе (лингвокогнитивный аспект)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 7 страницы из PDF

также ([Захарова 2000: 248, Антипов 2002: 57]); газетныйжанр – «типовая речевая структура, состоящая из набора жанрообразующих(обязательных) и факультативных (необязательных) речевых форм, порождаемаятиповой коммуникативной ситуацией и предназначенная для передачи типовогосодержания в соответствии с типовой коммуникативной целью» [ Коньков 2004:26] и др.Три группы подходов к определению жанра можно охарактеризоватьсоответственно как лингвокогнитивный, коммуникативно-прагматический илингвокультурный.

Необходимость прямого цитирования стольких определенийРЖ вызвана: 1) некоторой неопределённостью позиций авторов, допускающей вряде случаев неоднозначную трактовку термина; 2) условным «снятием» учётахронологии появления данных определений; 3) наглядным подтверждениемнеразделённости таких категорий, как речевой акт (далее – РА) и речевой жанр.Определив три варианта возможного понимания термина РЖ – модель,социальный шаблон, форма14 – представляется логичным уточнить, все ливарианты можно в равной степени отнести и к РЖ, и к РА, или есть какие-либоограничения.

Для этого необходимо более подробно остановиться на категорияхописания РЖ.В имеющихся системах описания жанра, которые получили наименование«паспорт жанра», «анкета жанра» и под., категории описания колеблются отчетырёх до десяти конститутивных признаков жанра. Так, например, Т.В.Шмелева выделяет пять: 1) коммуникативная цель, согласно которой выделяютинформативные, императивные, этикетные, оценочные типы РЖ; 2) образ автора,Предложенное И.

Н. Борисовой понятие жанры коммуникативного события, понимаемое как«социально-конвенциональная форма организации коммуникативной и практическойдеятельности участников общения» [Борисова 2001: 15] представляется относящимся не ковсем вариантам реализации речевого жанра и, вследсвие этого, менее удачным, чем понятиевторичный речевой жанр.1434исходя из вариантов которого (пострадавший, исполнитель, старший и пр.)говорят о приказе, просьбе, жалобе, и других жанрах; 3) образ прошлого(реактивные РЖ, представляющие собой реакцию на другие жанры.

Это ответ,отказ, согласие и пр.) и образ будущего (инициативные РЖ); 4) тип диктумного(событийного) содержания; 5) параметр языкового воплощения РЖ [Шмелева1999: 91-96].К.А. Долинин, рассматривающий РЖ как речевой стереотип, говорит о нём,как о повторяющемся сочетании «типовых значений ряда аргументов —параметров коммуникативной ситуации» [Долинин 1999: 8], каковыми являются:1) адресат (статус, роль, цель, личностные свойства, действия); 2) адресант; 3)наблюдатель; 4) референтная ситуация; 5) канал связи; 6) общий контекствзаимодействия адресат-адресант; 7) время, место и окружающая обстановка.Несмотря на то, что подобная методология обеспечивает качественныйисчерпывающий анализ конкретной реализации речевого жанра, она непредоставляет возможности построить общую типологию вариантов реализациижанра,посколькунекоторыекомпонентыформируютоткрытыйсписоквариантов. Например, в методологии Т.В.

Шмелевой все параметры, кромепараметра языкового воплощения, могут быть представлены неисчислимымколичеством вариантов; в системе К.А. Долинина – открытый список формируютреферентная ситуация и время, место и окружающая обстановка. Помимоэтого, как уже указывалось, такое описание не даёт возможности отграничить РЖот РА и от дискурса. Следовательно, возникает необходимость в выделении непросто общих параметров описания, но категорий, дифференцирующих жанр.О.Б. Сиротинина, анализируя природу РЖ, пишет о таком его параметре, какпродуманная целенаправленность воздействия на получателя: «один и тот жежанр может быть чисто речевым при отсутствии специально спланированного,сознательноиспользованногопостроенияречииупотреблениявнейопределённых языковых средств и риторическим — в случае сознательногопланирования и употребления тех или иных средств (подчёркнутая вежливость35просьбы, подчёркнутая императивность приказа и т. д.)» [Сиротинина 1999: 28].Можно сказать, что в этом видится первое отличие РЖ от РА (или сложногоРЖ от простого РЖ, в терминах М.М.

Бахтина): РЖ спланирован авторомстратегически, в то время, как РА является отдельной тактикой – т.е. одним изходов коммуникации, зависящим от предшествующих и последующих реплик.Если М.М. Бахтин формой РЖ считал более или менее развёрнутое одновысказывание, то его последователи расширили объем РЖ до двух реплик диалога(стимула и реакции): «Речевой акт — это (действие) отдельная реплика в диалоге,наделённая определённой иллокутивной силой и вызывающая, предполагающаяопределённый перлокутивный эффект. Это может быть и диалог — в смыслеединства двух реплик собеседников (адресата и адресанта). Иначе говоря, этоэлементарная единица речи (одна из элементарных, если учесть высказывание)»[Кожина 1999: 58].

А РЖ — это «более развёрнутое и сложное речевое построениесостоящее из нескольких речевых актов» [там же]. Благодаря этому разделению,можно сказать, что простой РЖ приравнивается к речевому акту (далее – РА), в товремя, как за сложным остаётся наименование РЖ.Следовательно, вторым отличием РЖ от РА является отличие в егопрагматической направленности, под которой принято понимать «способностьвызыватькоммуникативныйэффект,отражающийинтенциюавтора,егокоммуникативную стратегию и концептуальную картину мира» [Болотнова 1999:36]. Иными словами, РЖ, состоящий из нескольких высказываний (несколькихтемилимикротем),моделируетопределённоепространство,фрагментпредставлений человека о мироустройстве, в то время, как отдельный РА отражаетлишь способ взаимодействия с данным пространством.Так, например, исследователи специфики делового общения выделяюттакие «жанры» как ответное слово, критика, рекламная речь, презентация,вступительная речь, совещание, мнение, речь в прениях, предложение, дискуссия,возражение, опровержение, критика, обвинение [Анисимова 2000].Представляется очевидной «разнокалиберность» перечисленных единиц: в36одних случаях они представляют собой конкретные единичные действиякоммуникантов (мнение, возражение, опровержение), в других - стратегиювзаимодействия (критика, обвинение, предложение), в-третьих – форму облачениякоммуникативноговзаимодействия(речьвпрениях,рекламнаяречь,вступительная речь, презентация).

Соответственно для систематизации единицпрежде всего необходимо выявить критерии дифференциации РЖ и РА.Дифференцировать данные объекты довольно сложно: если исходить изпротяжённости текста, остаётся неясным, где можно провести разделительнуючерту между РА и РЖ. Так, например, К.Ф. Седов пишет: «речевой жанр в узкомзначении термина <...> это достаточно длительная интеракция, порождающаядиалогическое единство или монологическое высказывание, которое содержитнесколько сверхфразовых единств. <...> Субжанры – минимальные единицытипологии речевых жанров и равны одному речевому акту.

В конкретномвнутрижанровом взаимодействии они чаще всего выступают в виде тактик,основное предназначение которых – менять сюжетные повороты в развитииинтеракции» [Седов 2007: 15]15. С данным определением жанра в целомпредставляется возможным согласиться, однако введение понятия субжанростаётся спорным вопросом.

Решение именовать РА подвидом жанра, создаваятаким образом двойную номинацию, – лишь усложняет проблему.Другим путём решения проблемы является позиция А.Г. Баранова, которыйисходит из того, что теория речевых актов (далее – ТРА) «изучает высказываниекак социальное действие <…> как атом диалогического текста» [Баранов 1997: 8],а теория РЖ имеет дело с РЖ, получившими письменную фиксацию. В связи сэтим он предлагает развить теорию М.М.

Бахтина, разделив первичные РЖ напервичные простые (РА), первичные сложные (то, что в типологии К.Ф. Седоваполучило название субжанра), вторичные простые (описание, повествование,рассуждение, - т.е. функционально-смысловые типы текста), вторичные сложные,При этом введение термина гипержанр, трактуемого как «речевые формы, которыесопровождают социально-коммуникативные ситуации, объединяющие в своём составенесколько жанров» [Седов 2007: 15], представляется весьма продуктивным.1537«включающие низшие речевые жанры в трансформированном виде» [Баранов1997: 8].Вданнойклассификации,напоминающейтипологиюСт.Гайды16,происходит смешение разных областей исследования лингвистических объектов:текста (линейной материально воплощённой в языковых единицах структуры) иречевого жанра (когнитивной модели её организации), в связи с чем деление РА –устная диалогическая речь, а РЖ – письменная не вполне корректно, посколькуустный доклад, например, не является РА, а представляет собой РЖ, которыйможет получить письменную фиксацию, а может её и не иметь.Деление речевых жанров на риторические («способы оформленияпубличного,попреимуществувнепрактическогосоциальнозначимоговзаимодействия людей» [Седов 2007: 20]) и нериторические жанры (которые«обслуживают типические ситуации неофициального, непубличного, бытового попреимуществуповедения,которыеимеютхарактерестественногобессознательного (помимовольного) взаимодействия членов социума» [Седов2007: 20])17 также имеет определённое соответствие с типологией, предложеннойСт.Гайдой.Ст.Гайдапредлагаетвыделятьпростыепримарные(неподготовленные, возникшие спонтанно в ответ на стимул), и секундарные(производные жанры), а также сложные примарные и секундарные речевые жанры(например, бытовое письмо, дневник) [Гайда 1999:110].

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее