Диссертация (Феномен экологического дизайна культурологический анализ), страница 12

PDF-файл Диссертация (Феномен экологического дизайна культурологический анализ), страница 12 Культурология (49701): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Феномен экологического дизайна культурологический анализ) - PDF, страница 12 (49701) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феномен экологического дизайна культурологический анализ". PDF-файл из архива "Феномен экологического дизайна культурологический анализ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

209]. В постмодерне «нет ничего вне текста»,пишет Жак Деррида (Jacques Derrida, 1930–2004 гг.) Текст можно цитировать,компилировать,перефразировать,интерпретировать,спомощьюнего63происходит коммуникация. Утрачиваются прежние незыблемые абсолюты, вкартине мира наблюдается плюрализм, децентрализация, множественностьистины [72, с. 112; 73]. В дизайне постмодернизма начинают проектировать,прежде всего, привлекательные, семантически сложные, адресные вещи, чтопредполагает отказ от строгости функционализма и рационализма.

Вместопринципа модернистов «форма следует за функцией» возникают другие –«формаследуетэмоции»,когдаспомощьювещейформируютсяэмоциональные впечатления [169, с. 85]. А также – «форма поглощаетфункцию» (Ф. Байер) [71; 220], либо «чувство вытекает из функции» (Д. Маэда)[121, с. 74], либо «форма определяется значением» [173, с.

181].Проблемой дизайна становится проектирование впечатлений и не ответ наактуальные запросы общества и индивида, а формирование потребительскогоспроса и восприятия с помощью самого дизайн-объекта, а также с помощьюупаковки, средствами рекламы, масс-медиа, экономических стратегий, брендстратегий. На первое место выходит проблема коммуникации, рекламы,которая манипулирует сознанием потребителя в условиях информационнойперегруженности общества [109]. Знаковая составляющая имеет все большеезначение и в графическом, и в коммуникативном, и в предметном, и в средовомдизайне [5, с. 29–30]. Знаковая составляющая создает впечатление от объекта,обеспечивает невербальное общение.

«Дизайн больше не сводится к попыткенавязать модернистские вкусы масовому рынку. Сегодня дизайн заключается впонимании вкусов отдельных потребительских групп, в придании продуктамформ и ощущений, которые выражали бы значение, лежащее в основе этихвкусов. Форма больше не определяется функцией, форма определяетсязначением», – пишут в книге «Власть дизайна. Ключ к сердцу потребетеля»Майк Пресс и Рэйчел Купер [173, с. 181].Но все же, несмотря на все перечисленные механизмы постмодернистскогообщества,способствующиеперепотреблениюиформированиюпотребительского культа, именно в это время становятся очевиднымиглобальные экологические проблемы и включенность дизайна в эти негативные64процессы, понимание, что именно объекты дизайна, на которые былизатрачены материальные, энергетические и трудовые ресурсы, превращаются вгоры мусора, приходит осознание социальной и экологической ответственностидизайнера, возможностей профессионалов изменить ситуацию.

В своихпроизведениях, концепциях ведущие мировые дизайнеры с конца XX векапредставляют экологически целесообразные решения и идеи, в интервью,публикациях и лекциях говорят о новой философии проектирования и о новойроли и миссии дизайна (Д. Норман, Р. Лавгроув, Ф.

Старк, Д. Маэда, К. Рашид,К. Экуан, Я. Согэ и др., см. разделы 1.1 и 2.1.)Спомощьюдизайнапредметыокружающегомираобретаютфункциональность, форму и упаковку, определяется способ их презентации,что задает их предпочтительное прочтение, культурные смыслы, а потреблениеэтого прочтения интерпретируется в соответствии с контекстом культуры ипотребностями определенных групп людей. В результате действия стольсложно взаимосвязанного и организованного механизма конституируетсясмысл объекта дизайна для индивида.

М. Пресс и Р. Купер пишут, что «дизайн– это процесс, в результате которого продукт получает закодированноесимволическое значение, выражающееся через дизайн самого продукта идизайнегорекламы.Целькодирования–указатьпокупателямнапредпочтительное прочтение продукта, т.е. на то, как он должен имивосприниматься» [173, с. 57–60].

В современном наполнении профессиидизайнера очень важна исследовательская деятельность, направленность наинновации,конкурентоспособностьиобеспечениеэффективнойкоммуникации, считают М. Пресс и Р. Купер [173]. Но отметим, что, преждевсего,этиисследованиядолжныориентироватьсянаобщественныепотребности и то воздействие, которое оказывают объекты дизайна как накультуру и мировоззрение людей, так и на природную среду.Технология должна остаться только средством проектирования ипроизводства дизайн-объекта, конечной целью проектирования являетсячеловек, а «ведущим критерием дизайна – любовь».

Предмет должен делать65человека совершеннее, счастливее, одухотвореннее. Нельзя проектироватьабстрактно, для безликой условной аудитории вне реальной экологии и жизни,говорит Ф. Старк [269]. В гонке потребления нет финиша, что вызываетперепроизводство, избыточное потребление и как следствие – перерасходресурсов, энергии и тысячи тонн мусора, в который превращаются некогдавожделенные товары, что включается в общие экологические проблемы.Прогнозируемые и моделируемые качества дизайн-объектов дают возможностьуправлять социальными процессами и являются выражением тенденцийобщественного развития, в частности, экологизации.

Дизайн должен решатьмножественные задачи, например, чутко реагировать на экономические исоциокультурные изменения в обществе, вырабатывать культурные ценности истратегии дизайн-проектирования.Такимобразом,дизайнявляетсяфеноменомдействительности,социокультурным по своей природе и сущностным признакам, что проявляетсяв отклике на материальные и духовные запросы общества, во влияниипредметно-пространственной среды на социальное поведение человека итенденции общественных процессов. Выявленная онтологическая сущностьдизайнаипроблемноеполеегосуществованияобусловливаютегосоциокультурную роль в жизни общества. Дихотомия дизайна рассмотрена каккатализатор актуальности и востребованности его решений. Дихотомичностьпроцессов дизайна, дуализм детерминант дизайна определяют его сущностныезакономерности развития, актуальность, востребованность, включенность вбытие, невозможность решения всех проблем раз и навсегда.

Существованиедизайна на границе явлений, сфер жизни определяет его роль посредника,интегратора, возможности его воспитательного и аксиологического потенциала.Как многогранное явление, неразрывно связанное с жизнью людей, процессамипроизводства и потребления, дизайн оказывает огромное влияние насоциокультурные процессы, в его принципах и подходах можно проследитьотклик этой художественно-проектной деятельности на современные проблемычеловечества, в т.ч.

экологические.661.3. Дизайн в контексте экологической проблематики иустойчивого развитияСозидательная деятельность человека с давних времен проявлялась вформировании предметно-пространственной среды, отличной от природной.Эволюция форм взаимодействия человечества с окружающей природнойсредой прошла путь от понимания людьми своей слабости и зависимости,поклонения и приспособления к природе в доиндустриальном обществе досоздания «второй природы» в эпоху индустриализации. Средствами ипроизведениямидекоративно-прикладногоискусства,архитектуры,инженерного искусства, а с XIX века и дизайна, формировалась комфортная,эстетичная среда, что давало людям основания считать себя все болеенезависимыми от природной стихии.

Дизайн также стал способом освоения иприспособления природы человеком для своих потребностей.Показательно, что в законе Российской Федерации «Об охранеокружающей среды» окружающая среда определяется как «совокупностькомпонентов природной среды, природных и природно-антропогенныхобъектов, а также антропогенных объектов», а природная среда как«совокупность компонентов природной среды, природных и природноантропогенныхобъектов»,т.е.констатируетсяфакт,чтоприроданемыслима без присутствия и вмешательства человека и даже включаетприродно-антропогенные объекты как некие новые виды, появившиеся врезультате«хозяйственнойиинойдеятельности,и(или)объект,созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта иимеющий рекреационное и защитное значение» [213].Экологи понимают под экологической средой или средой обитаниявсю совокупность тел и явлений, с которыми организм находится в прямыхили косвенных взаимоотношениях [189, с.

19].В архитектуру и дизайн понятие «среда» перешло из сферы биологии,психологии, экологии. Понимание среды всегда было очень широким и67многозначным. В отличие от абстрактного, философского и, возможно,ненаселенного пространства в среде всегда присутствует человек, ееосваивающий. Даже звучание слова «среда» созвучно слову «среди» – человексреди пространства, предметов, его наполняющих, среди других людей. Всамом общем смысле среда человека есть его окружение, «пространствожизни», в котором человек реализует все формы деятельности и потребности, вкоторомнерасторжимасвязьмеждупредметно-пространственнымиструктурами и жизненными процессами.Среда – это и мир природы, в которой живет человек (природная среда), имир людей (социальная среда), и мир предметов, то есть предметная среда сомногими ее разновидностями [91].

Среда человека состоит из совокупностиприродных (физических, химических, биологических) и социальных факторов,которые могут влиять на жизнь и деятельность людей прямо или косвенно.Человек существует одновременно в разных средах: в мире вещей и предметов– как физическое тело, в мире живой природы – как живое существо, в мирелюдей – как член общества.Определяют окружающую человека среду как естественное и социальноеокружение, которое представляет собой совокупность влияний и условий,обеспечивающих человеку возможность тех или иных действий и тем самымвозможность для проявления и развития его способностей.

Как отдельный видсреды называется среда природная, ее составной частью является средафизическая – совокупность физико-химических свойств окружающей среды(радиационный фон, степень загрязненности воздуха или воды, уровеньосвещенности и т.п. факторы непсихологической природы) [192]. Такимобразом, окружающая среда – это то в природе и в обществе, с чем человекнепосредственно контактирует (не только физически) и что может оказывать нанего прямое или косвенное воздействие (рис.

2). По определению психологов«средойявляетсятачастьокружающегомира,скоторойсубъектвзаимодействует прямым или косвенным образом, в открытой или латентнойформе» [193, с. 7].68Пространственная среда, окружающая средаЖизненная среда (пространство)Естественная природная среда + антропогенная средаАрхитектурная средаПредметная среда (в т.ч. световая, цветовая и пр.)Социальная среда(общество)индивидРис.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее