Диссертация (Мир-системный подход И. Валлерстайна и его применение в культурологии), страница 28

PDF-файл Диссертация (Мир-системный подход И. Валлерстайна и его применение в культурологии), страница 28 Культурология (49355): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Мир-системный подход И. Валлерстайна и его применение в культурологии) - PDF, страница 28 (49355) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Мир-системный подход И. Валлерстайна и его применение в культурологии". PDF-файл из архива "Мир-системный подход И. Валлерстайна и его применение в культурологии", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 28 страницы из PDF

136.127стран в более развитые регионы. Многие эмигранты хотели бы ассимилироваться,получить гражданство и все права как гражданина, но часто оказываютсяотвергнутыми. Тогда зачастую они примыкают к тем,кто по каким-либопричинам не желает принимать ценности господствующей культуры, образуясубкультурные меньшинства.И обратная ситуация: стоящие на верхних ступенях профессиональнойквалификации индивиды переезжают, напротив, из стран ядра современной мирсистемы на ее периферию. С культурной точки зрения они «имеют тенденциюсоздавать сравнительно обособленные анклавы»319в принимающей стране. Такиелюди часто рассматривают себя как носителей всемирной культуры, что на самомделе означает «носителей культуры господствующих групп миросистемы»320.

Какправило, эта категория людей не желает «ассимилироваться». С точки зренияЭ. Балибара сами категории иммигранта и иммиграции «одновременно иобъединяющие, и разъединяющие» 321 . Они атрибутированык единому типу«народы», чья география и собственная культура совершенно гетерогенны.Важностьмиграционныхисследователь–процессовА. Аппадураи.подчеркиваетАмериканскийужеупоминавшийсякультурологиндийскогопроисхождения для объяснения усилившихся и усложнившихся процессовмиграции людей (туристов, иммигрантов, беженцев, гастарбайтеров и др.) вводитпонятие «этническое пространство»322, отмечая, что широкомасштабныеперемещения людей составляют «существенную черту современного мира изаметно влияют на национальную и межгосударственную политику»323.Сегодняшняя ситуация с мигрантами, скажем, в Европейском союзе – наглядныйпример всей сложности и неоднозначности процессов культурной диффузии.319Валлерстайн И.

Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П.М.Кудюкина. СПб.,Изд-во «Университетская книга», 2001. C. 140.320Там же.321Балибар Э. Классовый расизм // Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер. группы авторов подред. Д. Скопина, Б.

Кагарлицкого, Б. Скуратова. М.: Логос-Альтера, Ecce Homo. 2003. C. 250.322Appadurai A. Disjuncture and difference in the global cultural economy // Globalization: Crit. Concepts in sociology /Ed. by Robertson R., White K. – L.; N.Y.: Routledge, 2004. Vol. 1. P. 251-264.323Глобализация и афро-азиатский мир. Методология и теория: Реф. сб. / РАН.

ИНИОН. Центр научн.-инф. исслед.глобал. и регионал. пробл. Отд. Азии и Африки. – М., 2007. С. 109.128Но проблема миграции не единственное непреодолимое противоречиесовременной мир-системы. С точки зрения И. Валлерстайна, «вершина айсбергауниверсалистской идеологии скрывает под собой в качестве подводной частинеравноправие, связанное с полом и расой» 324 . Расизм, как социокультурныйфеномен, выполняет, согласно американскому культурологу, три важныефункции. Во-первых, он дает возможность рекрутировать нужное числоработников за наименьшую плату и на наименее выгодные экономическиепозиции.

Во-вторых, он способствует воспроизводству культурных сообществ,где младшее поколение изначально воспитывается в рамках строго определенныхсоциальных ролей. Наконец, в-третьих, расизм позволяет оправдывать социальноенеравенство, не имеющее отношение к определенным заслугам325.То же самое можно сказать о проблеме сексизма. Сексизм не исключаетникого из капиталистической мир-экономики, он лишь легитимирует намереннозаниженнуюзаработнуюплату,выплачиваемуюзааналогичнуюработуженщинам.

В этом и заключается, согласно И. Валлерстайну, один из парадоксовсовременной мир-системы: расизм и сексизм, будучи по своей природеантисистемными,представляяизсебяантиуниверсалистскуюдоктрину,позволяют существовать капитализму 326 . Помимо вышеописанных феноменовсовременной культуры формирование универсальной культуры, как отмечаетотечественный культуролог В.М. Дианова, осложняют такие явления, какфундаментализмирадикальныймультикультурализм,которыемогут«препятствовать сближению культур, ибо тем самым утрируется непохожестьи самобытность культурных отличий»327.ПомнениюИ. Валлерстайна,глобализационныепроцессыиуниверсализация культуры имеют общую историю. Свою позицию американскийисследователь аргументирует тем, что феномен глобализации зародился324Валлерстайн И.

Универсализм против расизма и сексизма: идеологические противоречия капитализма // Раса,нация, класс. Двусмысленные идентичности. Пер. группы авторов под ред. Д. Скопина, Б. Кагарлицкого, Б.Скуратова. М.: Логос-Альтера, Ecce Homo. 2003. C. 43.325Там же, с. 45.326Там же.327Дианова В.М. Универсалии культуры как основа межцивилизационного диалога // Диалог цивилизаций:философские, культурологические, исторические аспекты: Материалы международной конференции: Каир, 26-29ноября 2007 г.

/ Науч.ред. В.С. Бухмин; сост. М.Д. Щелкунов. – Казань: Изд-во Казан.гос.ун-та, 2008. С. 32.129одновременно с современной исторической системой в «долгом» XVI веке,фундаментом которой стал капитализм328. Глобализация – это универсализация,утверждает Ф. Лечнер (Университет Эмори, Атланта, штат Джорджия, США),подчеркивая важную роль религии в существующем обществе329.

Отечественныйученый Т.А. Алексеева полагает, что концепция глобализации по существузаменилаконцепциюцивилизацииуниверсализации.(распространениеВсяисторияхристианскойразвитиярелигии,западнойкапитализмаидемократических устоев) – это история универсализации330.Отметим, что имеют место иные точки зрения, согласно которым,глобализация и универсализм не отождествляются, а, наоборот, выступаютантагонистами. В частности, словенский культуролог С. Жижек замечает, что«различие между глобализацией и универсализмом становится сегодня все болееявным, когда Капитал ради проникновения на новые рынки поспешноотказывается от требовании демократии, чтобы не лишиться новых торговыхпартнеров» 331 . Такое отступление от универсалистских ценностных ориентировслужитоправданиемуважениякультурныхотличий«правом(этнического/религиозного/культурного) Другого выбирать образ жизни, которыйлучше всего ему подходит — пока это не мешает свободному обращениюКапитала»332.Итак, позиция И.

Валлерстайна по вопросу универсализма может бытьсформулирована следующим образом: все универсализмы партикулярны, поэтомусегодня мы имеем универсалистский язык господствующей культуры. Развиваяэтуидею,американскийвзаимопроникающихпартикуляризма328(как,социологпроцессахнапример,Р. Робертсонсовременнойвслучаеговориткультуры:содвухуниверсализациинациями-государствами)иWallerstein I. Globalization or the Age of Transition?: A Long-Term View of the Trajectory of the World-System //International Sociology, June 2000 vol. 15 no. 2.

P. 249.329Глобализация и афро-азиатский мир. Методология и теория: Реф. сб. / РАН. ИНИОН. Центр научн.-инф. исслед.глобал. и регионал. пробл. Отд. Азии и Африки. – М., 2007. C. 135-136.330Мировая политика: проблемы теоретической идентификации в современном развитии: ежегодник. М., 2006. С.11.331Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение.

Муль-тикультурализм / Пер. с англ. А. Смирнова: под ред. В.Мазина и Г. Рогоняна. — СПб.: Алетейя, 2005. C. 137.332Там же.130партикуляризации универсализации (адаптации универсального к локальнымусловиям – глокализации)333. Однако, уточняет И.

Валлерстайн, средиобществоведов сложилась точка зрения, что универсальные положения все ещене были сформулированы в том виде, который делал бы их применимыми влюбой ситуации334. Исходя из того, что современная мир-экономика находится встадии трансформации, американский исследователь видит задачу в том, чтобы«изобрестиновые системы, которые бы смогли отказаться отидеологийуниверсализма, так и идеологий сексизма/ расизма»335. Эта задача не из легких,признает он.………………………………………..Метаморфозы, происходящие на современном этапе развития культуры,затрагивают все без исключения сферы жизнедеятельности: политическую,экономическую,социальнуюикультурную.Заметнаяинтенсификацияглобализационных процессов обусловливает ряд вызовов, стоящих передсовременной геокультурой. Среди них можно назвать антагонизм феноменагомогенизации и тенденций к разобщению и размежеванию, «потерю культурныхопределенностей» (loss of cultural certainties)336, поиск новых форм идентичностии самоопределения и пр.

Одной из актуальных проблем современности являетсяформирование глобальной культуры в рамках глобального общества, котороетакже сопряжено с рядом противоречий: на одной чаше весов демократическиеценности, общепризнанные права человека, а на другой – гендерное неравенство,расовые угнетения, бросающаяся в глаза разница уровней жизни в странах ядра ипериферии и пр. Парадоксальность современной капиталистической мир-системы333Глобализация и афро-азиатский мир. Методология и теория: Реф. сб. / РАН.

ИНИОН. Центр научн.-инф. исслед.глобал. и регионал. пробл. Отд. Азии и Африки. – М., 2007. С. 115.334Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. Пер. с англ. П.М.Кудюкина. СПб.,Изд-во «Университетская книга», 2001. C. 232.335Там же, с. 48.336Wallerstein I. The possible and the desirable // Alternatives: The U.S. Confronts the World. Boulder, CO: ParadigmPress, 2004.

P. 160.131– ее отличительная черта, тем сильнее ощущается структурный кризис в эпохуперехода от существующей исторической системы к будущей.Обнаруживаются новые связи между феноменами партикуляризма иуниверсализма, изменяется характер их соотношения и взаимозависимости.Набирает силу тенденция усвоения универсалистских ценностей в руслестремления к сохранению аутентичности и своеобразия. Сегодня глобализацияидет рука об руку с глокализацией. Полагаем, что сегодня можно говорить овидении нового типа универсализма337, который не подразумевает полнойподчиненности частного и особенного всеобщему и целому.

Однако проблемаутраты уникальных культурных черт вследствие унификации культуры, ксожалению для общемирового культурного наследия, до сих пор не теряетостроты.Во многих аспектах нивелируется роль нации-государства – оплотанациональнойкультуры.Вследствиеэтоготрансформируютсясаминациональные культуры, чьи границы из-за влияния гомогенизирующихпроцессов подвержены размыванию и размежеванию. На первый план встаютпроблемы идентичности и самоутверждения в рамках глобализирующегосяпространства. Формируется новый тип человека – гражданин мира, космополит,площадкой для личного и профессионального роста которого становится весьземной шар.Итак, в третьей главе диссертационного исследования были рассмотреныактуальные проблемы культурологического знания в контексте мир-системногоподхода, разрабатываемого И.

Валлерстайном: межкультурное взаимодействие ивзаимовлияние в условиях глобализационных процессов, аксиологическая ииерархическая «тональности» культуры, точки сопряжения мир-системного ицивилизационного подходов, феномены национального и универсального врамках развития культуры. Выявлено своеобразие их интерпретаций и уровень337Дианова В.М. История культурологии: учебник для бакалавров / В.М. Дианова, Ю.Н. Солонин. – 2-е изд.,перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 461 с.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее