Отзыв ведущей организации (Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации" внутри архива находится в папке "Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры". PDF-файл из архива "Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
«Утверждаю» Проректор по научной работе Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств .""-' црофессор Бобров Ю.Г. ф., ~ .' ' * '"' ' . ' „+ <г" "-Ф' с;т< ' . ~' 2018 г отзыв ведущей организации ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина при Российской академии художеств» на диссертацию Бирюковой Марины Валерьевны «Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры», представленную на соискание ученой степени доктора культурологии по специальности 24.00.01 — теория и история культуры, В диссертационной работе М.В.
Бирюковой рассматривается феномен кураторства н выставочного проекта в пространстве современной истории и теории культуры. Исследование этого феномена, его развития, тесно связанного с эволюцией философской, культурологической, искусствоведческой мысли, весьма актуально в нынешней переходной фазе культуры, уходящей от традиционных форм адаптации и нащупывающей новые. Институт кураторства, и, более конкретно, теория и практика создания авторских, больших выставочных проектов, включающих смысловую, эмоциональную, идеологическую составляющие, функционирует в наши дни не только в системе государственных и частных музеев, но и в галерейном деле, и в крупных выставочных институциях. Существующие источники по проблематике кураторства затрагивают различные стороны этой деятельности.
Междисциплинарный характер теории кураторской работы включает аспекты искусствознания, эстетики„ проектной культуры, психологии, художественного образования. Значительный ряд исследований посвящен экономическим, социальным, коммуникативным сторонам кураторского дела, Тем не менее, как отмечает автор, столь существенный аспект как системная характеристика кураторской концепции в контексте философии и теории культуры, эволюционные принципы развития теории кураторства пока не получили достаточного освещения ни в отечественной, ни в зарубежной историографии, в то время как анализу искусства данного периода уделено повышенное внимание. Один из важнейших тезисов автора состоит в том, что современное искусство полноценно раскрывается и воспринимается в рамках кураторского проекта„ так как такой проект создает необходимый контекст для рецепции новейших течений искусства, включающих практики перформанса, акционизма, инсталляции, видео-арта, сложные для экспонирования в формате традиционной выставки.
Указанный контекст предполагает логическую связь с базовыми как традиционными, так и современными культурфилософскими идеями. Аргументация автора последовательно подводит к необходимости сопоставления ключевых идей и мифологем культуры и знаковых выставочных проектов рассматриваемого периода. Эволюционная схема, выстроенная диссертантом на материале кураторских проектов и основных достижений и концептов теории культуры, достаточно убедительна и дает возможность по-новому взглянуть на многие легендарные выставки второй половины ХХ века и рубежа веков, еще не подвергнутые достаточной научной рефлексии.
К примеру, в рамках эволюционной модели автора, представленной в пятом параграфе первой главы диссертации, такой феномен как интерактивная выставка рассматривается в связи с возникновением теорий о потере авторства и возрастающей ролью читателя- зрителя, В 19бО-е годы открывается несколько значительных интерактивных выставок, на которых посетители могли взаимодействовать с артефактами, например, выставка «Дилаби» («Динамический лабиринт») в музее Стеделийк в Амстердаме в 1962 году.
Выставка, как считает автор, «перестает быть демонстрацией произведений» и приобретает качества «художественного события». В контексте рассуждений о взаимодействии и взаимоотрицании формы и идеи в современном искусстве автор обращается к литературным источникам (работы Т. Адорно, А.
Данто, Дж. Кошута„А. Бадью и других), касающимся проблем осмысления качеств художественного произведения, которое, в его современном понимании, находится в положении «вне эстетики». Диссертант анализирует концепции «инэстетики» А. Бадью, «смерти искусства» А. Данто, «де-артинга» (Епйипзшпд) Т. Адорно и выдвигает тезис об «эстетической ценности идеи», поскольку в современном искусстве именно идея достаточно сформулирована, в отличие от часто скудной и незаконченной визуальной формы. Красота идеи, завершенность идеи, логика идеи — все эти черты проявляются или должны проявляться в полноценной кураторской концепции.
Не случайно дальнейшее развитие аргументации диссертанта идет по пути поиска характеристик классических категорий мимесиса, диегезиса, катарсиса в кураторских проектах. Этот путь исследования проектов современного искусства представляется плодотворным, так как позволяет выявить его смысловую связь с традицией, несмотря на жесткую ревизию такой связи в периоды модернизма и постмодернизма. Особенно наглядным представляется подобный подход во втором параграфе второй главы «Выставка как текст. Принципы диегезиса в кураторских проектах», где автор демонстрирует, как некоторые события современного искусства, благодаря своей контекстуальной избыточности, принадлежат к области диегесиса. Что довольно справедливо по отношению к проектам концептуализма, в которых художественный образ часто «передается не визуально, а вербально или текстуально» ~с.
63). Куратор, как режиссер или редактор, отбирает произведения, соответствующие основной мысли, заложенной в проекте. Исследовательская концепция автора реализуется в выявлении и детерминации сущностных аспектов культурфилософской парадигмы, нашедших отражение в кураторских проектах, и в определении основных этапов их эволюции, При этом автор последовательно решает заявленные задачи исследования: от систематизации основных культурных мифологем и философских идей современности, их воплощения в концепциях выставок современного искусства и воссоздания картины эволюции кураторских проектов, воплощающих современные им философские идеи, до обоснования метода символико-контекстуального анализа кураторских проектов и определения закономерностей рецепции и интерпретации кураторской концепции адресатом (публикой, профессионалами в сфере культуры, медиа), Безусловным достижением работы, представляющим научный и практический интерес, является сформулированный и обоснованный автором диссертации метод символико-контекстуального анализа кураторских проектов.
Приложения к работе, включающие Хронологический список кураторских проектов второй половины ХХ вЂ” начала ХХ1 века и Синхронистическую таблицу знаковых достижений в философии и выставочной практике с 1950-х гг. до начала ХХ1 века, наглядно демонстрируют и подтверждают закономерности развития теории кураторства, отмеченные автором. Научная новизна исследования обосновании ряда тезисов, ранее фундаментального исследования: оценка артефактов новейших течений может заключается в доказательном не являвшихся предметом входящих в кураторский проект производиться не с позиций классической эстетики, часто неприменимых к современному искусству, а с позиций символико-контекстуального анализа, отсылающего к идее и концепции проекта; характеристика куратора и зрителя как автора и адресата позволяет раскрыть механизмы образовательной и коммуникативной роли кураторского проекта в таких сферах, как музейная педагогика или культурная медиация; смысловая составляющая кураторских проектов может быть рассмотрена в контексте эволюции теории и философии культуры, и соотнесении с основными культурфилософскими концепциями эпохи.
Результаты исследования обладают теоретической и практической значимостью, они могут использоваться не только как методологическая основа деятельности кураторов современного искусства, но и при составлении учебных программ и чтении лекционных курсов в области истории современной выставочной деятельности, теории и истории культуры в целом, кураторского дела, теории и методологии выставочного процесса, эстетики. Следует отметить, что данное исследование основано во многом на лекционном опыте автора, более десяти лет читающего соответствующие курсы, среди которых «Теория и методология современной выставочной деятельности», ссСовременный выставочный процесс и кураторские проекты», «Музеи современного искусства», «История выставочной деятельности» для бакалавриата и магистратуры Санкт-Петербургского государственного университета.
Исследование может послужить и в качестве теоретического и фактологического источника для исследователей в области современного искусства, кураторской деятельности, истории художественных выставок, эстетики, теории и философии культуры, музейного дела. Сформулированные автором диссертации выводы и положения, выносимые на защиту, обладают новизной и достоверностью, подтвержденной обращением к отечественным и зарубежным источникам, касающимся различных аспектов проблематики исследования.
В корпус цитируемой литературы входят труды по теории и истории культуры, культурологии, эстетике, искусствоведению, музеологии. В список литературы включены 147 работ на русском языке и 248 работ на иностранных языках. Значительное количество трудов издано в последнее десятилетие и отражает современное состояние научной дискуссии в соответствующих областях знания. Методология исследования соответствует его цели и задачам, Помимо ряда научных методов, применяемых в гуманитарных исследованиях, автор использует собственную методику символико-контекстуального анализа кураторских проектов. Структура диссертации М.В.
Бирюковой полностью соответствует поставленной цели и задачам, а результаты и выводы работы сформулированы на основании логичного и последовательного анализа материала исследования. Работа состоит из Введения, пяти глав, включающих восемнадцать параграфов, Заключения, библиографического списка и двух приложений. Во Введении автор дает обоснование актуальности темы, раскрывает степень ее научного освещения„ определяет цель, задачи, методологию диссертации, формулирует положения, выносимые на защиту. В первой главе ««Смена культурной парадигмы от модернизма к постмодернизму и концепции кураторов современного искусства» рассмотрены особенности послевоенной культурной ситуации в Европе, развития парадигмы постмодернизма и отражение этого процесса в выставочной деятельности.
В первом же параграфе данной главы, «Концепция искусства "вне эстетики". Эстетические теории послевоенного периода как базис для выставочного проекта», автор аргументированно рассуждает о существенной задаче куратора современного искусства по выявлению его смысловых качеств в контексте выставочного проекта. Основной тезис данного параграфа состоит в том, что современное искусство полноценно демонстрируется и интерпретируется в контексте выставочного проекта, представляющего собой синтез ремесленной, технологической составляющей, слова (текста, нарратива, мифа), символики, идеи и зрелищного аспекта, который, по мнению автора, далеко не всегда совпадает с критериями технологии или «мастерства» художников.