Диссертация (Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры)
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры". PDF-файл из архива "Эволюция кураторских проектов второй половины ХХ века в контексте теории и философии культуры", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТНа правах рукописиБирюкова Марина ВалерьевнаЭВОЛЮЦИЯ КУРАТОРСКИХ ПРОЕКТОВ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКАВ КОНТЕКСТЕ ТЕОРИИ И ФИЛОСОФИИ КУЛЬТУРЫДиссертация на соискание ученой степени доктора культурологииСпециальность 24.00.01 — теория и история культуры (культурология)Научный консультант:д-р культурологии А.С. Дриккер2017Санкт-Петербург2ОглавлениеВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………......31.
СМЕНА КУЛЬТУРНОЙ ПАРАДИГМЫ ОТ МОДЕРНИЗМА КПОСТМОДЕРНИЗМУ И КОНЦЕПЦИИ КУРАТОРОВСОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА………………………………………………...201.1. Концепция искусства «вне эстетики». Эстетические теории послевоенного периодакак базис для выставочного проекта……………………………………….................................201.2. Символико-контекстуальный метод анализа кураторских проектов……………..311.3. Форма и «анти-форма»……………………………………………………………….371.4. «Большой выставочный проект» как реализация идеи «Gesamtkunstwerk»……...441.5. Эволюция кураторских концепций в контексте философии культуры…………...642. АСПЕКТЫ ПОДРАЖАНИЯ В ВЫСТАВОЧНЫХ ПРОЕКТАХ……………….922.1.
От мимесиса к симулякру: выставочные проекты как имитация действительности…………………………………………………………………………………………..:.....922.2. Выставка как текст. Принципы диегезиса в кураторских проектах……………...1072.3. Китч или кэмп как продукт деконструкции искусства…………………………....1203. КУРАТОР И ЗРИТЕЛЬ КАК АВТОР И АДРЕСАТ……………………………..1273.1.
Диалектика личного и коллективного в выставочной практике. Опыт коммуникациии культурной медиации в «Школе для посетителей» Базона Брока………………………….1273.2. «Шаманизм» и «юродство»: аспекты эмоционального воздействия на зрителя исакрализации современного искусства…………………………………………………………1423.3. Мифы художников и мифы кураторов……………………………………………..1524. ИДЕЯ И СИМВОЛИКА МУЗЕЯ В ВЫСТАВОЧНОЙ ПРАКТИКЕ…………..1634.1. Трансформация образа музея от модернизма к постмодернизму………………...1634.2. Концепции воображаемых музеев А.
Мальро, Х. Зеемана, Й. Кладдерса как ответ навызовы современной эстетики…………………………………………………………………..1684.3. Выставка как отражение идеи музея и институциональная судьба искусства…..1765. ОСНОВНЫЕ МИФОЛОГЕМЫ КУЛЬТУРЫВ КУРАТОРСКИХ ПРОЕКТАХ………………………………………………………1935.1. «Смерть автора» и «смерть искусства» ……………………………………………1935.2. Актуализация мифологемы пустоты, «ничто» в концепциях выставок………….1995.3.
«Вечное возвращение»: обращение к традиции и классике в проектах современногоискусства………………………………………………………………………………………….209ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………….237Список литературы……………………………………………………………………….246Приложение 1. Хронологический список кураторских проектов второй половины ХХ –начала XXI века……………………………………………………………………………..........269Приложение 2. Синхронистическая таблица знаковых достижений в философии ивыставочной практике с 1950-х гг. до начала XXI века……………………………………….2883ВВЕДЕНИЕАктуальность темы исследования. Практика художественных выставок, если еерассматривать в культурно-историческом или искусствоведческом контексте, подчиняется темже законам, что и культура в целом. Тем не менее, феномен выставочной деятельности имеетсвою специфику, это феномен своеобразных коммуникативных и социокультурных отношений,прежде всего, отношений куратора (или художника) и зрителя, иначе говоря, автора иадресата 1 .
В связи с этим представляется особенно существенным и актуальным поискобщности символов, знаков, идей и мифологем культуры определённого периода и способов ихтрансляции в выставочной деятельности, анализ механизмов интерпретации философскойпарадигмы в концепциях художественных выставок.
М. Хант и Ш. Клонк называют выставку«публичным лицом истории искусства»2. Р. Гринберг характеризует выставочный проект как«отчасти спектакль, отчасти социально-историческое событие, отчасти структурированноецелое; выставки особенно выставки современного искусства, обосновывают и обеспечиваюткультурные смыслы искусства»3. Кристоф Шери в предисловии к «Краткой историикураторства» Ханса Ульриха Обриста утверждает, что «История искусства конца XIX и XXвека неразрывно связана с историей выставок.
Сегодня, по прошествии лет, можно сказать, чтоавангард 1910-х—1920-х годов по преимуществу реализовывал себя именно в чередехудожественных группировок и выставок. Эти группы художников двигались по пути,проторенному их предшественниками, и давали возможность все большему числу молодыххудожников выступать в качестве медиаторов их искусства»4. Тем более актуально подобноеутверждение в применении к искусству второй половины XX – начала XXI века, когда необладающие убедительной художественной формой объекты или акции могли полноценновосприниматься по преимуществу в контексте выставочного проекта с продуманнойконцепцией куратора.В настоящем исследовании воссоздана картина эволюции кураторских проектов второйполовины ХХ века в контексте теории и философии культуры.
Очевидно, что концепциикураторов современного искусства в значительной степени отражают современные имфилософские теории, эволюция кураторских проектов идет следом за эволюцией философскихидей.См. например, McClellan A. (ed). Art and its publics: museum studies at the millennium. London: JohnWiley & Sons, 2003. 236 p.; Macdonald S., Basu P. (ed). Exhibition experiments. London: John Wiley & Sons,2008.
272 p.; Nairne S. Exhibitions of contemporary art // Contemporary cultures of display. Yale: Yaleuniversity press, 1999. P. 105-126; Калугина Т.П. Художественный музей как феномен культуры:монография. СПб: Петрополис, 2008. 244 с.2Hatt M., Klonk C. Art History: A critical introduction to its methods. Manchester: Manchester UniversityPress, 2006.
264 p.3Greenberg R., Ferguson B.W., Nairne S. Thinking about exhibitions. New York: Routledge, 1996. P. 2.4Обрист Х.У. Краткая история кураторства. M.: Ад Маргинем, 2017. C. 8.14Актуальность избранной темы в контексте философии, эстетики, истории и теориикультуры, музейного дела связана и с тем, что в нашей стране сейчас активно функционируют иразвиваются выставочные институции, музеи и галереи современного искусства. Проектыкрупнейших институций демонстрируют высокий уровень знаний кураторов в областиискусствоведения, философии, теории культуры, а также понимание необходимости внятногоконтекста для демонстрации новейших течений в искусстве. Не случайно в проектахМосковской биеннале современного искусства, помимо кураторов и художников, частоупоминается «ассоциированный с темой мыслитель», как правило, один из современных илиранее живших философов.
Например, на 5-й Московской биеннале 2013 года таким«ассоциированным мыслителем» стал М.М. Бахтин. Кураторские проекты широко освещаютсяв сфере медиа, художественной критики и в культурологических исследованиях. Для рецепциии интерпретации таких проектов необходим опыт научного анализа соответствующиххудожественных феноменов.Полноценные концепции кураторов предполагают отсутствие случайности в выбореконтента выставок.
Критерии здесь определены не столько формально-стилистическими илиэстетическими принципами, сколько соответствием особенностям современной культурной ифилософской парадигмы. Представленный в работе метод символико-контекстуального анализакураторских проектов позволяет адекватно интерпретировать содержание проектов и можетэффективно применяться как для создания новых выставочных проектов, так и для составлениясопроводительных материалов к ним, медиа обзоров, критических статей, содержания учебныхкурсов по выставочной деятельности, теории и истории культуры.Степень научной разработанности проблемы. В данном исследовании в контекстеэволюции философских идей и теории культуры анализируются кураторские проекты второйполовины ХХ – начала XXI века, выявлена связь концепций кураторов с философскойпарадигмой соответствующего периода.
Обобщающих исследований по данной проблематикепока нет ни в отечественной, ни в зарубежной историографии, в то время как существуетзначительный корпус трудов по осмыслению искусства данного периода в контекстеискусствоведения и философии культуры, которые можно объединить в первую группуисточников. Это труды Е.Ю. Андреевой, Е.А. Бобринской, Б. Гройса, Е.Ю. Дёготь, В.М.Диановой, А.В.
Рыкова, Е.Г. Соколова, К.Б Соколова и B.C. Жидкова, А.Б. Олива, В. Хофмана,С. Догерти, П. Осборна, Дж. Робертсона и С. МакДэниэла, Т. Смита5.Андреева Е.Ю. Постмодернизм: Искусство второй половины ХХ — начала XXI века. СПб: Азбукаклассика, 2007. 484 с.; Андреева Е.Ю. Все и ничто: символические фигуры в искусстве второй половиныXX века.
СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2004. 509 с.; Бобринская Е.А. Концептуализм. М.: Галарт, 1994.216 с.; Гройс Б. О современном положении художественного комментатора // Художественный журнал.2001. № 41. С. 23-29; Дёготь Е.Ю. Русское искусство 20 века. М.: Трилистник, 2000. 272 с.; Дианова55Феномен выставки или проекта современного искусства является объектом пристальногоинтереса как отечественных, так и зарубежных ученых, эти труды представляют следующийблок исследований, включающий работы Д.Б. Дондурея, В.Ю.