Отзыв ведущей организации (Католицизм в культурно-образовательном контексте армянского Средневековья)
Описание файла
Файл "Отзыв ведущей организации" внутри архива находится в папке "Католицизм в культурно-образовательном контексте армянского Средневековья". PDF-файл из архива "Католицизм в культурно-образовательном контексте армянского Средневековья", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "культурология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата культурологии.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст из PDF
и * 'в Министерство культуры Роеоийекой Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КУЛЬТУРЫ Иоюнимесюа уа,а 14, Саиюа-Пежрдии 1удйю ьее Фи~ зи-и-а6,4мкс: ~и4 зи-76-бу е-еии: ааащщ~щиаааьтд отзыв ведущей организации ФГБУК йГосударствеиный музей истории религии» на диссертацию Лусннз Степановны Гущян «Католицизм в культурно-образовательном контексте армянского Средневековьями, представленной на соискание ученой степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 — теория и история культуры Актуальность диссертационного исследования.
рецензируемое диссертационное исследование посвящено широкому кругу проблем, связанных с распространением католицизма в армянском средневековом сообществе и значением этого процесса в армянской культурнообр~~о~а~ельной среде в указанную зпоху. Вопросы, св~~анные с религиозной конверсией и мотивациями, на основании которых поддерживается или изменяется культурно-религиозная идентичность, а также влияние различных социальных, политических, зкономических и культурных факторов, в том числе уровня образования, на стабильность или мобильность культурнорелигиозного самосознания, являются актуальными как в прошлом, так и в настоящем.
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые как отечественной, так и в зарубежной научной литературе, предпринята попытка анализа причины и следствия проникновения и распространения католического учения в армянских светских и духовных элитах с культурологических по~иц~й, что представляется важны~ ш~~~м в исследовании рели~~~~~ОЙ конверсии в целом. Результаты данного исследования могут иметь широкое применение для целОГО ряда Гуманитарных дисциплин: культурологии„ религиоведения, истории, культурной антропологии, социологии. Структура и содержание диссертации. Работа состоит нз введения, пяти глав, заключения, списка терминов и литературы. Общий объемом диссертации - 165 страниц.
Корпус источников включает в себя рукописные и печатные памятники ~официальные документы, учебные трактаты) на древнеармянском и латыни, большая часть которых впервые переведена на русский язык а~торо~, а список использованной литературы содержит исследования на ар~ли~ко~, французском, испанском и ~нглийском яз~к~х. Структура текста диссертации логична и соответствует поставленным задачам.
Во введении автор обосновывает выбор темы исследования, его теоретическую базу, определяет пели, задачи, а так же формулирует положения, выносимые на защиту. В первой главе работы дается обзор и характеристика источников ис~ледования и литературы, с ис~ользованием которой оно было осущ~ствлено. Вторая глава включает в себя исторический обзор армянских областей и колоний в ХШ-ХЪ' вв, блок материалов, посвященных культурно- исторической ситуации в Киликии, Великой Армении и генуэзской Каффе ~Крым), то есть в районах, ставших армянскими прокатолическими центрами, анализируются стратеГии папства и местных светских и церковных элит В период упадка госуд~рета крестоносцев и усиления роли в регионе монгольских ильханов. Автор приходит к выводу о наличии корреляции между относительно высокой степенью автономности армянских епархий исторической Армении и географией распространения католицизма.
В третьей главе анализируется значение армянской церкви как важнейшей консолидирующей силы армянского сообщества, определяется роль монастырей-университетов в средневековом армянском образовании и в культуре в целом, выявляется высокий статус руководителей этих высших школ в армянской социо-культурной среде, Четвертая глава посвящена деятельности католических миссионеров и их армянских последователей в исторических армянских районах. Здесь также анализируются папские буллы и послания армянских церковных деятелей, выступивших против союза с католической церковью.
В последней, пятой главе выявляются Основные пути проникновения католицизма В армянскую среду, делается важн~й вывод о значении в этих процессах армянских учебных учреждений, исследуется культурное наследие армянских католиков, а также его влияние на армянскую средневековую р~ли~иозную, философскую, филологическую мысл~ и образование в целом. Автор приходит к заключению об имевшем место процессе обогащения армяноязычной литературы за счет переводов новейших произведений католических богословов, который протекал параллельно с собственно конверсией из армянского в католическое христианство.
При этом подчеркивается, что, во-первых„ переведенная на армянский литература очень быстро, ~сего в течение нескольких лет, по~влялась в католических конгрегациях, а ВО-втОрых, сОздавалась в армянских скриптОриях (В первую очередь это характерно для крупнейшего университета средневековой Армении — Гладзор, в историко-культурной области Сюник). Исследование показывает, что так или иначе переведенные тексты существенно пОВлияли на культурную и духовную жизнь армянского обществ~ вне зависимости от конфессиональной принадлежности его членов.
В заключении автор подводит итог исследования и делает вывод о том, что в рассмотренном контексте в средневековом армянском сообществе основным мотивационным стимулом рецепции католического учения был научно-образовательный общекультурный и интерес, что принципиально отличает данное историко-культурное явление от более поздних проявлений религиозных конверсий. Рекомендации по использованию результатов и выводов диссертации.
Диссертация Гущан Л.С. затрагивает многие проблемы культурологического, религиоведческого и общефилософского характера. Результаты зтой работы могут служить основа~нем для дальнейшего изучения широкого круга культурологических вопросов, представляющих взаимный интерес у представителей российского и армянского научного сообщества. Материаль| исследования могут стать основой для новых самостоятельных источниковедческих, религиоведческих и сравнительно-исторических исследований. Критичеекие замечании по диссертации.
Несмотря на то, что в целом диссертационное исследование Л, С. Гущян является удачным примером исследования проблем религиозной идентичности на конкретном историческом примере, в данном случае — средневековом армянском материале, текст диссертации не лишен некоторых недостатков. Так, автор не всегда указывает, кем выполнен перевод цитируемых источников. Если документы приводятся в авторском переводе Л. С, Гущян и впервые вводятся в научный оборот, то представлялось бы целесообразным и чрезвычайно ценным в научном плане сделать отдельное Приложение к диссертации, в котором привести переведенные тексты целиком, без купюр. Данное пожелание особенно актуально, если автор впоследствии планирует публиковать результаты диссертационного исследования в виде монографии, В тексте имеются стилистические неточности и опечатки.
Указанные несовершенства работы не влияют на ее ценность и легко могут быть устранены в случае ее последующей публикации в виде книги. Так же хотелось бы выразить пожелание при дальнейшей работе над темой обращаться не только к методологии культурологических и исторических исследований, но и попытаться использовать методы и концепции современной антропологии.
Однако, эти замечания носят скорее рекомендательный характер и ни в коей мере не умаляют достоинств диссертации, которая носит исключительно оригинальный и аргументированный характер и характеризует ее автора как глубокого, самостоятельного исследователя, работающего на высоком теоретическом и методологическом уровне.
.