Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 63
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 63 страницы из PDF
М.; СПб., 1911;Петербургский образ Богоматери (К столетию со дня освящения Скорбященскойцеркви на Стеклянном заводе в Санкт-Петербурге, 1898–1998 гг.). СПб., 1998. С. 18–20313Чудеса у гроба святого и чудеса от икон имеют определенныеотличия.Особый случай представляет собой ситуация, когда обретение иконыпроизошло достаточно давно (как, например, в случае с Курской иконойБогоматери): но и в этом случае обычно после описания чудесного явленияи ряда старых чудес следует повествование о новом проявлении иконы, закоторым следует череда чудес.Значительная часть сказаний посвящена достаточно краткомупериоду – после которого фиксация чудес не велась.Фиксация чудес в подавляющем большинстве случаев краткая иследов литературной обработки не содержит.
Наиболее ранние памятники«нелитературного» свойства восходят к XVI в. – примером могут служитьчудеса от иконы Николы в Ярославле.44 Достаточно часто мотив исцеленияот явленной иконы соединяется с моитвом о строительстве нового храмаили хотя бы часовни.45На протяжении ряда десятилетий почитание икон, почитающихсяцелительными, поддерживалось традицией ношения иконы по домамбольных,46 – практика, которая была запрещена указами Синода 1722 и1724 года.44Титов А. А.
Запись чудесных исцелений от иконы св. Николая в ЯрославскомУспенском соборе по рукописи XVI века Румянцевского музея. М., 1904.45См., например, историю о явлении иконы о видении расслабленному СергиюИевлеву из слободы Быковка (Сиренов А. В. Сказание о иконе Богоматери Знамение вслободе Быковке // СККДР. Вып. 3, ч. 4. С. 564.)46Об этом повествуют, например, Сказания о иконе Богоматери Владимирскойна Теплой горе – которая явилась Григорию из иконописного центра – села ПавловаПеревоза (см.: Комашко Н. И. Нижегородское село Павлово на Оке – иконописныйцентр нового времени // Источники по истории реставрации и изучения памятниковрусской художественной культуры.
XX век (По материалам научной конференции 6 –10 августа 2003 г.). М., 2005. С. 94–103) – и велела идти в Нижний Новгород (поверсии одного из вариантов Сказания – во Владимир) Одно из Сказаний издано: Власов314Некоторые аспекты почитания икон носят оттенок языческихкультов: так, в Сказании об Исаковской иконе Рождества Богоматерисообщается о почитании местными жителями не только собственноявленной иконы, датируемого 1658 или 1659 г., но и дерева, на которомона явилась («а от древа того многоразличная болящим исцеления, анаипаче от коры древа того болящим зубом здравие бывает...»).47Этнографы и фольклористы могут подыскать немало параллелей – опочитании колоды, на которой отдыхал святой, и т.п.Заступничество святых и чудотворных икон во время моровыхповетрий рассматривалось с разных точек зрения: и с полным доверием кэтому явлению, и с нескрываемым скептицизмом. Последний подходпродемонстрированвтрудахН.Новомбергского,указавшегонадвойственность в подходе государства к проблеме борьбы с эпидемиями иэпизоотиями.48Втрудахисследователяприводитсязначительноеколичество примеров эффективной организации противоэпидемическихмер в России XVII в.
и вместе с тем отмечается, что скопление людей,допускамоепотребностисветскойвластьюнаселения»,изтолькоснисхожденияспособствовало«крелигиознойраспространениюинфекции, и примерами могут служить случаи строительства обыденныхцерквей, молебны, присылка воды с московских святынь (1521, 1592 и др.)А. Н. 1) Сказания о чудотворных иконах Устюжского края XVI–XVII вв. // Книжныецентры Древней Руси: XVII век. Разные аспекты исследования. СПб., 1994. С. 228–244;2) Сказания и повести о местночтимых святых и чудотворных иконах ВычегодскогоСеверодвинского края XVI–XVIII вв.
СПб., 2011 С. 501–565, о втором см.: Буланин Д.М., Романова А. А. Сказания о иконе Богоматери Владимирской на Теплой горе //Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 633–635.47Буланин Д. М., Романова А. А. Сказание о иконе Рождества Богоматери иосновании Исаковой пустыни Пошехонского уезда // Словарь книжников и книжностиДревней Руси.
СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 615–618.48Новомбергский Н. Врачебное строение в допетровской Руси. Томск, 1907.315Для XVII в. Новомбергский приводит несколько примеров –преимущественно посылки крестов с мощами. Таков пример с посылкойкреста со святыми мощами в Хотмышский город на реку Ворсклу послучаю того, что население страдало «всякими разными болезнями, а иныеодержимы нечистым духом». Также в 1647 г.
в новый Царев-Алексеевгород был послан крест с мощами, причем повелевалось встретить крест «свеликою честью со священники и со кресты и со всеми людми запосадом….» … было еще приказано крест «отпустить на Оскол. А которыегороды в Ольшанском, на Коротояке, на Усерд и на Валуйку и в другихукраинных городах учнут просить того животворящаго креста… отпускатьс великою честью…». В 1649 г. в Курск был послан крест со св.
мощамивследствие того, что стало известно, что там «многие нападнымиболезньми и скорбьми и страхованием болезнуют». В том же году послаликрест с мощами в город Карпов, где также страдало население «нападнымиболезнями и страхованьем». … В 1655 г. было приказано в Козлове всъезжей избе собраться «старосте поповскому и соборным священникам изпосадов и из сел и из деревнь приходским священникам и выборнымголовам всего Козловскаго уезда» и сказать им, чтоб они «видя Божийправедный мечь…. постились бы безпрестанно и приходили б к церквамБожиим, и детям бы своим духовным … приказывали поститца». В 1657 г.– воевода из Царевичева Дмитриева – о молебне на память чудотворцаСергия и на память евангелиста Иоанна – «постились и обещались образывыменить и к прежней церкви благовернаго царевича Дмитрия всеа Русиичудотворца трапезу приделать и на верху церковь престол Покрова Пресс.Богородицы с предельными престолы».
Наряду с мерами покаянногохарактера, впрочем, имели место и меры санитарного свойства. В 1690 г.по случаю морового поветрия и появления саранчи в Курске – о посте иприходе в церквам – и о прекращении продажи рыбы в постные дни вКурске. В Коротояцком уезде в поветрие было объявлено о посте и о316непродаже рыбы и мяса вследствие «в Курске и в иных не в дальнихгородах поветрия».49Отпуск из Москвы животворящего креста для поклонения в местахмолебнабылдостаточнораспространеннойпрактикой,очемсвидетельствует грамота в Курск воеводы Лодыженскому о торжественнойвстрече креста: «О встрече и принятии отпущенного из Москвы в Курск,по причине произшедших там болезней, животворящего креста Господня смощами».50 Фиксация чудес от икон, крестов и после молебнов у гробовпочитаемыхсвятых,имеющаясявлитературныхисточниках,вделопроизводственной документации отражается редко.Значительное число свидетельств о избавлении от мора благодарязаступничеству икон сохранилось от времени эпидемии 1654г.,охватившей значительную часть территории Российского государства.
И вэту, и в более позднюю эпидемию чаще известны случаи обращения киконам, чем к святым. Считается, что именно «иконы останавливаютраспространение эпидемий чумы, холеры и других самых страшных изаразных болезней; они исцеляют людей от неизлечимых недугов».51Сказания об иконах, почитаемых как заступницы от мора 1654 г.,часто объединяются в подборки (Смоленская, Шуйская,52 Толгская,49Там же. С. 360–363.50ПСЗ. Т. 1. № 2. С.
161–163.51Лепахин В. Икона в русской художественной литературе. Икона ииконопочитание, иконопись и иконописцы. М., 2002. 734 с. С. 12.52Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Шуйской // СККДР. Вып. 3, ч. 4.С. 600–603. Заступничеству иконы приписывается также избавление от эпидемиихолеры в 1831 г.317Владимирская в Нерехте53 – как например, в сборнике МГУ, ОРРК, № 302,о котором подробнее говорилось в главе 3).Создание Шуйской иконы Богоматери датируется 1654 г., временемморового поветрия, когда для храма Смоленской иконы Богоматери былзаказанобраз,выполненныйГерасимомТихоновымсыномИконниковым.54Избавление Рыбинской слободы от морового поветрия в 1654 г.также приписывается иконе – Югской иконе Богоматери.55Спасение от моровой язвы жителей Казани связывается с иконойБогоматери Седмиезерной,56 которая явилась инокине Марфе в поруморового поветрия 1654 г.
Власти города, а также московский гостьВасилий Шорин организовали принос в Казань чудотворной иконы. Икону53Диев М. Я. История городаНерехты. Кострома, 2014. С. 22. Моровоеповетрие 1654 г., охватившее ярославские и костромские земли, обошло сторонойНерехту, что сами жители Нерехты сочли чудом.54Созданная икона отличалась от извода Одигитрии Смоленской – какповествует текст сказания о чудесах, когда иконописец пытался создать изображение всоответствии с иконописным подлинником, положение рук и ног младенца Христачудесным образом менялось – см.
подробнее: Сидоренко Г. В. «Пята Спасителя»: обиконографической особенности некоторых чудотворных икон // Чудотворная икона вВизантии и Древней Руси. М., 1996. С. 321–329. Изд. текста: Правдин Е. Сказание очудесах бывших от Шуйско-Смоленской иконы Божией Матери, в точности списанноесостариннойрукописи,хранящейсяприцерковнойбиблиотекеШуйскогоВоскресенского собора и переведенное с церковно-славянского на русский язык.
Шуя,1883.55Нечаева Т. В. Наблюдения над жанровыми особенностями сказаний очудотворных иконах // Герменевтика древнерусской литературы. М., 1995. Сб. 8. С.102–123; Буланин Д. М. Сказание о иконе Богоматери Одигитрии Югской // Словарькнижников и книжности Древней Руси. Вып. 3, ч. 4. С. 581.56Об особенностях иконографии Богоматери Седмиезерной см.: Бусева-Давыдова И. Л. Богоматерь Седмиезерная: К вопросу о сложении иконографическоготипа // Чудотворная икона в Византии и Древней Руси.