Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 62
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 62 страницы из PDF
Статьи и сообщениямежрегиональной научной конференции «Прокопиевские чтения». Вологда, 2005. С.256–274.307чюдотворцу Николе пети молебен, егда же отпеша молебен, и в том часепрозре». Составитель записи был осведомлен о последующей судьбебудущего архимандрита Трифона («и последи бы тое же обителиархимандритом и поживе богоугодно в старости добре преставися квечным обителем»)36 – но о том, что у чудотворной иконы получилисцеление будущий святой, по-видимому, он не знал.37Оригинальные «тетрадки» о записях чудес сохраняются редко –иногда, по счастливому стечению обстоятельств, с них снимаются копии.Описания тетрадей с чудесами встречаются в делопроизводственныхдокументах, в том числе в розыскных делах.38К числу таких тетрадок относится, например, рукопись РГБ, ф.
711(собрание Гранкова), № 94, (1-я пол. XVII в.) В ней сохранились записи очудесах от иконы Великорецкого образа святителя НиколаявМаркушевской обители (Двинско-Важский регион) в последней четвертиXVI в. и в середине XVII в. Часовня в обители, в которой помещаласьикона, была построена в июле – августе 1576, освящена 21 августа 1576.Рукопись из собр. Гранкова хранит три слоя чудес: первая из подборокчудес была создана при жизни инока Агапита.
Вероятно, она изаписывалась самим основателем обители, принесшим на новое месточудотворную икону, т.е. Агапитом36Маркушевским, погибшим от рукЦит. по списку «Повести о явлении чюдотворнаго образа Великорецкого ижево святых отца нашего Николы архиепископа МирЛикийских и вселенскагочюдотворца…» – РНБ, собр. Погодина, № 935, 3-я четв. ΧVII в., л.
32.37Имя Трифона Вятского упоминается также в сюжете об исцелении Трифона«Черноризца с Вятки из града Хлынова», произошедшем в Верколе, у останковАртемия Веркольского (Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера какпамятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 252.). См. также: Чурина И. О. Культправославного просветителя финно-угорских племен преподобного Трифона Вятскогокак историко-культурный феномен. Автореф. … дис. к. и. н. СПб., 2008.38Такого рода находке в д.
1668 ГАВО был посвящен доклад И. А. Лобаковой назаседании Отдела древнерусской литературы ИРЛИ 11.03.2015.308местных жителей в 1584 г. Судя по датировке чудес этой части памятника,уже к 1580 г., то есть за четыре года, было зафиксировано более 100 чудес(105-е чудо датируется 6 марта 7088 г.), к 1582 количество фиксаций чудесдостигло 137.39Чудеса 138–177 не содержат дат, поэтому делать выводы о том, какотразилосьнапочитаниииконытрагическаясмертьАгапита,затруднительно. 11 чудес (нумерация сбита, что может свидетельствоватьо напластовании записей из разных источников), записанных еще в XVI в.,датируются периодом с февраля 7097 (1589) по март 7099 (1591) г. –интенсивность записей значительно уменьшилось. Далее в рукописизаписаны отдельные чудеса, датируемые периодом с февраля 7151 (1643)по март 7161 (1653) г.
– за десять лет возобновленная тетрадка записей очудесах от иконы зафиксировала только шесть исцелений.Случаи исцеления могут приобрести массовый характер не сразупосле явления иконы – подавляющее большинство чудес (более 100) отШуйской иконы Богоматери датируются одним годом (1666/67). Однако втрадиции почитания Богородичных икон явление Шуйской иконы твердосвязывается с прекращением эпидемии более раннего времени: «иногда жеБожиим посещением грех ради наших попусти Бог смертоносную язву,пачеже всех градов на град Шую, многи бо в то время умираху посмотрению же Божию и Пречистыя Его материе, и некоему человекуприиде во ум написати образ Пресвятыя Богородицы [той образ полторааршина] и некогда в неделю в церкви Воскресения Христова сошедшимсяи глагола им человек той: Хощу аз благ совет рещи к вам, да напишемобраз пречистыя Богородицы Смоленския, еже зовется Шуиская….
Егдаже написаша образ Богоматере и принесоша в церковь и оттоле утишися39Публикация текста с комментарием: Чудотворный образ святителя Николая,преподобный Агапит и Николаевский Маркушевский монастырь (источники к историисевернорусской обители) / Подг. текста и комм. Биланчук Р. П., Романова А. А. //Вестник церковной истории. 2009. № 3/4. C. 93–140.309смертоносная язва и от того времени от образа того начаша быватиразличная чюдеса».40Известны случаи, когда икона уже какое-то время находилась вместе проявления своих чудесных свойств, как это произошло с иконойСпаса Нерукотворного в Хлынове (Вятка). Она пребывала «у церквиживоначалные Троицы у теплые церкви Происхождения честнаго иживотворящагокрестаГосподнявпапертиизомногихлет».Первоначальная редакция Сказания об иконе сохранилась в списках сер.XVII в.: БАН, Арханг.
собр., Д. 233, л. 578 об.–582, до 1661 г., и БАН,Арханг. собр., Д. 240, л. 117 об.–123 об. Она была создана, вероятно,вскоре после описываемых событий, в ней отсутствует название (нач.: «Влето 7153-го году июля в 12 день на Вятке в Хлынове городе на площаде вприходе…»). После нескольких чудотворений икону перенесли внутрьцеркви, что однако не соответствовало воле чудотворного образа: послеперенесения иконы «от северныя страны велия студень бываше», а втечение двух недель никаких чудес не происходило. Затем некоемуСимеону Юхлаю (судя по прозвищу — пермяку) «глас в нощи» велел идтии передать причту церкви, чтобы икону сначала снесли к часовне на краюХлынова, а потом поставили на прежнее место на паперти: «А будет онисвященницы моего слова не послушаются, тот Спасов образ из церкви впаперть не вынесут, и будет на вас с небес дождь и огнь…». Тем не менее,Симеон, отправившись в церковь, решил не говорить о данном емууказании.
Лишь когда его ударило о помост и тот же «глас» напомнил опоручении, Симеон рассказал окружающим о своем видении, исвященники выполнили пожелание образа. 19 чудес от иконы, описанныхкратко и без риторических украшений, произошли в период с 12 июля 1645по январь 1646 г. Позднее текст Сказания подвергся литературнойобработке, в результате которой в конце XVII—нач. XVIII в. возникла40РНБ, НСРК, Q. 484, сборник, текст «Разные явления пресвятыя владычицынашея Богородицы и приснодевы Марии», л. 367 об.–368.310«Повесть предивна и преславна, удивлению и памяти достойна, опреизящных чюдесех исходящих от чюдотворнаго образа превеликагоГоспода Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, яже есть от древних и донынешних настоящих лет, яко пресветлое светило благочестия сияет вВятских странах в богоспасаемом граде Хлынове на площади во святемхраме его».
Повесть сохранилась в списке РГБ, ф. 194, собр. Невоструева,№ 7, л. 12 об.–67. Судя по описанию протоиерея Н. Кувшинского, куказанному списку близки те, что читаются в рукописи, принадлежавшейранее Вятскому Спасскому собору, а ныне находящейся в Кировскомгосударственном краеведческом музее, № 3883,41 наконец, в рукописи изсобрания Е. В. Барсова, современный шифр которой не установлен. Посравнению с ранней редакцией, в Повести появились многочисленныериторические отступления, а первая подборка чудес (1645–1646 гг.)составила уже 104 чуда. Далее рассказ о чудесах в памятнике разрываетсообщение о путешествии чудотворного образа в Москву в 1647 г., где снего была снята копия, которую и отправили обратно. По прибытии образаиз Москвы запись чудес продолжилась: в списке перечисляются еще 22чуда, в том числе чудо 1657 г.
о спасении города от морового поветрия;предпоследнее чудо датируется 1686 г., а последнее — 1711 г. (в спискеНовоспасского монастыря — 1776 г.). Возможно, создание новой редакциипамятника связано с деятельностью Ионы Баранова, в окружном послании1675 г. которого, написанном вскоре после поставления его на вятскуюкафедру, подтверждалось установленное прежде местное празднование41См.: У о Д. К.
Новое о «Повести о стране Вятской» // Европейский Север вкультурно-историческомпроцессе(К625-летиюгородаКирова):МатериалыМеждународной конференции. Киров, 1999. С. 374), и в рукописи. ГИМ, собр.Новоспасского мон., № 14, конец XVIII и 1-я четверть XIX в. (П о п о в Н. РукописиМосковской Синодальной (Патриаршей) библиотеки. Новоспасское собрание. М.,[1905].
С. 99–101.311иконе и совершение крестного хода вокруг города в ее честь (РГБ, собр.Невоструева, № 7, л. 67 об.–70 об.)Первоначальныечудесанекоторыхикон,напримерБогоматери Всех Скорбящих радость (о ней рассказываетиконы«Повесть оявлении честнаго и славнаго и чюдотворнаго образа пресвятой владычицынашей Богородицы и приснодевы Марии, иже нарицается Всех Скорбящихрадость»),42 немногочисленны. Чудо, благодаря которому прославиласьикона, произошло с сестрой патриарха Иоакима Евфимией и датируется 24октября 7196 (1687) г. Будучи тяжело больной, она услышала во сне голосс повелением призвать к себе священника с образом Богоматери из церквиПреображения на Ордынке: икона была принесена домой Евфимии, послемолитвы перед ней больная исцелела.
Невелико и количество списковСказания.В списке РНБ, НСРК, Q.484, л. 221–226 об., сер. XVIII в.содержится еще одно чудо — об исцелении от «огневицы» АндреяГлебова, произошедшее в 1713 г. Икона была весьма почитаемой:известно, что в 1711 г. с нее по повелению царевны Натальи Алексеевныбыл снят список, который был привезен в Петербург, в домовуюдворцовую церковь Воскресения Христова, однако это событие в Ч.
неотразилось. Почитанием пользовались также и другие списки с иконы, вчастности, список иконы, пожертвованный в часовню на Стеклянномзаводе в Петербурге (в полутора верстах от Александро-Невской лавры),42Слава пресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии,открывшаяся в явлениях чудотворных ее икон в России. М., 1853.
Ч. 3, отд. 3. С. 65–66;БенескриптовЕвграф. Сказание о святой чудотворной иконе ПресвятойБогородицы Всех Скорбящих Радости. СПб., 1859. С. 2–3; Храм Богоматери «ВсехСкорбящих Радость» на Ордынке. М., 1887; Т о к м а к о в И. Ф. Исторические сведенияо чудесах иконы Богоматери Всех Скорбящих радость, прославившейся в Москве в1688 г. и о прочих списках с нее в России. М., 1890; С н е с с о р е в а С. Земная жизньпресвятой Богородицы и описание святых чудотворных ее икон, чтимых православноюцерковью на основании Священного писания и церковных преданий. 2-е изд., доп.СПб., 1898. С. 514–518312по устному преданию, неким купцом и прославившийся в 1888 г.
Вчасовню, где стоял список, в грозу попала молния, и к поверхности иконыприлипло несколько медных монет, от чего икона получила название «сгрошиками».43Вцеломжеможнопроследитьотчетливуютенденцию–максимальное количество фиксаций чудес вообще и исцелений вчастности приходится на первые дни (иногда – на первый день) послеторжественного обретения мощей или после выставления иконы дляпоклонения. В дальнейшем количество записей о чудесах снижается,иногда падает, в ряде случаев рост количества записей наблюдается впоследующие годы – в годовщину обретения мощей или прославленияиконы. Особенно «чудодейственными» святыни считается первое времяпосле проявления святыни – отголосок этого представления запечатлен вповести «Несмертельный Голован»: «"первый случай", – то есть когда отновых мощей исходит самая большая сила».Если обратиться к подсчетам, скажем, создания списков Жития, илиотдельных изданий Служб тому или иному святому, очевидно, чтонаибольшее количество рукописей или изданий появляется на свет послеустановленияиливозобновленияпразднования.Этатенденциясохранилась в XVIII в.: когда количество отдельных изданий Служб НилуСтолобенскому, после того как ходатайство строителя обители о внесенииСлужбы в печатные Минеи было удовлетворено, едва ли не превысилоколичество изданий Служб Сергию Радонежскому, что, впрочем, быловызвано исключительно Синодальным решением о внесении памяти преп.Нила в богослужебные издания.43Чудотворная икона Богоматери Всех Скорбящих Радость.