Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 58

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 58, который располагается в категории "на соискание учёной степени доктора исторических наук" в предмете "диссертации и авторефераты" изаспирантуры и докторантуры. Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 58 2019-06-29 СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "на соискание учёной степени доктора исторических наук". Всё это находится в предмете "диссертации и авторефераты" из аспирантуры и докторантуры, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 58 страницы из PDF

751–752.287черниговские и киевские печатные листы.298 Тексты «Солнца Пресветлого»сопровождаюткомментарии,направленныепротивиконоборцевинепочитающих иконы. Таким образом, отличие сборника Моховикова отдругих перечней икон состоит прежде всего в полемическом дополнении крассказу о явлениях икон, адресованном еретикам и иконоборцам.В состав сборника входит «Сказание известно вкратце от множествао святых чудотворных иконах различными явлении и образы Пресвятыявладычицы нашея Богородицы и присно девы Марии» (список икон поалфавиту включает 137 наименований, 134 рассказа, в которых имеется 85гравюр (77 из них принадлежит Тепчегорскому) и 1 акварельный рисунок).Помимо списка МГУ «Солнце Пресветлое» известно также в рукописиГИМ, Муз. 42, первой трети XVIII в.

и в сборнике ГИМ, собр. Вахрамеева,№ 742.По наблюдениям современных исследователей, готовящих к печатииздание «Солнца Пресветлого», списки имеют определенные отличия: всписке МГУ имеется 87 изображений в списке МГУ, в списке ГИМ 73изображения и две прориси, 10 изображений утрачено. Также в списке ГИМвместо гравюр в ряде случаев прориси икон, почитаемых в Московскомгосударстве: Исаковской.299По подсчетам самого составителя «Солнца пресветлого», в его сводвошло «Русского царствия чудотворных образов пресвятыя Богородицычислом 77».298См., в частности: Кобяк Н.

А. К вопросу об источниках сочинения о чудесахбогородичныхикон«Солнцепресветлое»//Вспомогательныеисторическиедисциплины и источниковедение: современные исследования и перспективы развития.Материалы XXVII Международной научной конференции.

Москва, 9–11 апреля 2015 г.М., 2015. С. 245–247.299Кобяк Н. А., Зименко Е. В., Шульгина Э. В. Новые данные о сборниках«Солнце пресветлое» // Вестник РГНФ. 2010. № 3. С. 140–149.288По подсчетам И. А. Кочеткова, в 1713–1714 гг. Г. П. Тепчегорскийсам или в сотрудничестве с другим гравером изготовил 120 гравированныхизображений чудотворных богородичных икон, и, вероятно, книга С.Моховикова и гравюры Г.П.Тепчегорского взаимосвязаны и представлялисобой попытку создать свод чудотворных икон и исторические справки оних. Перечень источников Моховикова, указанных в тексте «Сказания»,помимо печатных и рукописных сборников более или менее устойчивогосостава, включает полные тексты сказаний о чудесах (для русских икон:Толгская, Вычегодская (?), Шуйская, Черногорская, Смоленская иже наБору,Тихвинская,Троеручица,ЕлецкаяЧерниговская,Грузинская,Киевская Братская, Орловская, Абалацкая, Ржевская, Царевококшайская,Свенская, Словенская, Казанская, Семигородская.

Однако из этихисточников, если только они действительно были использованы напрямую,по какой-то причине не были заимствованы даты явления икон – онизачастую вымышлены или округлены; кроме того, некоторые иконы вРоссии известны не были и, вероятно, не существовали в действительности(такие как Евтропьевская или Яскинская, например).

300При описании чтимых в России икон сведения о происхождении иконмогли искажаться до неузнаваемости. Так, история о чтимой иконеБогоматери Торопецкой или Корсунской Торопецкой, которую, согласнолегенде привезли на Русь по просьбе Евфросинии Полоцкой в 1239 г.,301 икоторая хранилась в соборной церкви в Торопце, в «Солнце пресветлом»рассказана так: «6900 ноября в 30 день в новгородской области близ градаТоропца дивна чюдеса показа во обители своеи пресвятая Богородица,300Кочетков И.

А. Свод чудотворных икон Богоматери… С. 409.301Щукин В. Д. Корсунско-Богородицкий собор в городе Торопце Псковскойепархии. СПб., 1894. С. 32–47; Романова А. А. Чудо о иконе Богоматери КорсунскойТоропецкой // Словарь книжников и книжности Древней Руси. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4.С. 264–265; Сиренов А. В. Степенная книга и русская историческая мысль XVI–XVIIIвв. М.; СПб., 2010.

С. 443–455.289различнаисцеленияподавающивернымчеловеком,посрамляющииконоборную ересь и всюду очищая греховную мглу» (ГИМ, Музейскоесобр., № 42, л. 29).Свод середины 1710-х гг. не получил значительного распространения,и только ближе к концу XVIII в.

появляются новые гравюры такого типа (покаталогу Ровинского302 № 1216, 1217). Этим временем И. А. Кочетковдатирует и возникновение икон аналогичной композиции. В XIX в.возникает гравюра с изображением 160 икон Богоматери (Ровинский №1218) – с большим количеством икон русского происхождения, в том числеявленных в 1839 г.

(«Нечаянная радость») и в 1843 г. («Споручницагрешных»).И. А. Кочетков отметил также, что большие листы со сводомчудотворных икон расположены не в порядке месяцеслова, не могут бытьмолебными (малый тираж, размер, кроме того, по указу Синода от 20 марта1721 г. бумажные иконы для почитания не годятся), поэтому, вероятно,листы разрезались и вклеивались в тетради и могли быть использованы вкачестве иконописных подлинников, хотя это и достаточно ненадежныйисточник по иконографии чудотворных образов.303Систематизация сводов икон в полной мере еще не проведена.

Так, И.А. Кочетков приводит без указания шифра тетрадь в восьмерку избиблиотеки Третьяковской галереи, где на каждый лист наклееногравированное изображение чудотворной иконы, а оборот чистый (120икон).Возможно, однако, что листы в конце XVIII в. использовались так же,как и в сборнике «Солнце пресветлое»: т.е. для создания сводов сведений обиконах, как, например, в сборнике: РНБ, собр. Погодина, № 938 –«Сказание о иконах Пресвятыя владычицы нашея Богородицы иприснодевы Марии, како в которых градех и о том писано ниже сего302Ровинский.

Русские народные картинки.303Там же. С. 414–415.290подлинно». В этой рукописи кон. XVIII в., л. 1–43, рядом смаленькимивклейками изображений икон, нач. с Иерусалимской (всего 124 сказания,ряд иллюстраций утрачен) помещены краткие справки об иконах, а в концерукописи вклеен неразрезанный лист с мини-иконами (размер примерно2х1,5) Божией Матери, расположенными рядами.Большинство списков с краткими перечнем Богородичных икон,впрочем, изображений не содержат.

Иногда выборки чудес от икон несодержат сведений о иконах, явленных в России – «Разные Чудесапресвятыя владычицы нашея Богородицы и приснодевы Марии» (РНБ,собр. Погодина, № 930, посл. треть XVIII в., л. 155–227).Большой материал по рукописям с такими перечнями собран вработе О. А. Белобровой.Среди особо интересных сборников, указанных исследовательницей,можно назвать рукопись ГИМ, Муз. 3194, л. 125–230 (сер.

XVIII в.,перечень икон включает 126 описаний, сопровождаемых краткимисведениями или иллюстрациями) – сборник, составленный иконописцемВасилием Никитиным сыном Вощиным.304Помимо сборника ГИМ, Муз. 3194, РГБ, ф. 205, № 212 и Погод. 938О. А. Белоброва перечисляет рукописи из фондов ГИМ (собр. Забелина, №512); РГБ: ф. 138 (Костромское собр.), № 55, ф. 178, № 2512, ф.

200 (собр.Ниловой пустыни), № 38, ф. 310, № 399; РНБ: Софийское собр., № 1428,РНБ, СпбДА, № 427. 305304См. об этом сборнике, в частности: Романова А. А. К истории Игрицкогомонастыря и списка чудотворной Смоленской иконы Божией матери // Вестникцерковной истории. 2015. № 3–4 (39–40). С. 359–364.305Белоброва О. А. Об иконах Богоматерь Кипрская и Богоматерь Киккская врусской культуре ΧVII–начала ΧVIII в. // Белоброва О.

А. Очерки русскойхудожественной культуры ΧVI–XIX вв. М., 2005. С. 316; публикация текста изрукописи СПбДА: Белокуров С. А. Роспись святым иконам, разным явлениямпресвятыя владычицы нашея Богородицы // ЧОИДР. 1893 Кн. 1. Смесь. С. 8–13291Этотпереченьможетбытьрасширен,носоставивзаимопроникновение сводов данных об иконах еще предстоит уточнить.К ним относится, например, рукопись БАН, собр. Лукьянова, № 65, 1766 г.,Сказание о различных явлениях икон, без ил., перечислены 152 иконы. 24л., или Сказание о чудотворных иконах Богоматери, в заглавии которогоуказано «Выписано из Степенныя книги» (БАН, собр.

Дружинина, № 613,Сборник, 1820-е гг. (?) л. 1–16),306 или «Сказание о чюдотворных иконахПресвятыя Богородицы в разных градех и местех и в разных годех зде вРоссискои земли и в Палестинских греческих и римских областех. (117икон, – РГБ, ф. 236, № 96, кон. XVIII–нач. XIX в., л. 18 об.–43)В XIX в. традиция создания сводов икон имела свое продолжение.Перепечатывались, в частности, гравюры Тепчегорского.307 Делалисьвырезки из лубочных листов (старообрядческие святцы РГБ, ф. 916 (собр.Пересторонина), № 101 Святцы лицевые кон. 18 в., 25 гравюр сизображениями икон.

Свежие статьи