Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 54

PDF-файл Диссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика), страница 54 История (48362): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика) - PDF, страни2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика". PDF-файл из архива "Почитание святых и чудотворных икон в России в конце XVI – начале XVIII в. религиозная практика и государственная политика", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 54 страницы из PDF

е. количество русских памятейувеличилось в разы. Кроме того, составленный в сер. XVII в. указательАнтониево-Сийского монастыря зачастую указывает, на какие дни длякаких святых есть тексты в рукописных сборниках или печатных книгах измонастырской библиотеки, а не на то, в какие дни по уставу комуполагаются чтения. Это соответствует общей тенденции сбора данных орусских святых и почитаемых иконах, прослеживающейся в сборникахсийского игумена Феодосия268, и показывает, что составление указателейчтений в разных обителях происходило не по единому сценарию и не всегдабыло вызвано одними и теми же причинами.РанняяредакцияуказателяКирилло-Белозерскогомонастыряпредставлена списками РНБ: Кирилло-Белозерское собр., (далее – Кир.Бел.) № 60/1137, кон. XVI в.

(по ней была подготовлена публикация в книге266Карбасова Т.Б. Литературная история Жития Кирилла Новоезерского: Дис. …канд. филол. наук. СПб., 2007. С. 80.267Романова А. А. «Указцы» монастырских библиотек второй половины XVI–XVII веков // Библиотековедение. 2009. № 4. С.

53.268В сборниках, составленных игуменом Феодосием, сохранились весьмаинтересные и редкие редакции агиографических памятников – малораспространенныежития основателей северных монастырей и сказания о явлении икон, которые, какможно судить, он целенаправленно собирал, см.: Кукушкина М.В. Монастырскиебиблиотеки Русского Севера: Очерки по истории книжной культуры XVI–XVII вв.

Л.,1977. С. 109.266Никольского) и (с небольшими разночтениями) Кир.-Бел. № 730/987, 1570-егг.269 Эта же редакция указателя представлена в списках XVII в., в составеболее поздних редакций Обиходника – РНБ, Кир.-Бел. № 733/990.«Обиходник Кирилова монастыря, живет у уставщика в кельи». 1630-е гг.Л. 189–216, главы без нумерации; РНБ, Кир.-Бел. № 748/1005. «КнигаОбиходничек церковной скорописной в четверть». Тетради с указателем –1640-е гг. Л. 192–219 об., главы 1–3, глава 4 отсутствует.Важное различие между списками указателя, также отмеченноеНикольским,заключаетсявтом,чтовкирилловскихуказателяхредактированию подвергались указания на рукописи, из которых следуетбрать чтения на тот или иной день. Главы указателя/указца известны как впервой редакции Обиходника, так и в списках, отличающихся от этойредакции по составу, но взаимоотношение этих списков должно статьпредметом отдельного исследования.Редакция с изменениями известна в списках кон.

XVI-первойполовины XVII в.:РНБ: Кир.-Бел. 731/988. «Обиходник церковной в книгохрателниживет в церкви, по кельям не дают». 1580–1590-е гг. Л. 68–85 об.; Кир.-Бел.819/1076. Кон. XVI в. Л. 12–50; РГАДА, ф. 201. № 58. Кон. XVI – нач. XVIIв. Л. 7–57270; РНБ: Кир.-Бел. 742/999, 1620-1630-е гг. Л. 4–25; Кир.-Бел.743/1000. «Книга обиходник писменая», 1-я четв. XVII в. Л. 178–206 об.(нумерация глав отсутствует, текст глав указателя помещен в серединурукописи). Извод той же редакции указателя, отличающийся от остальныхсписков отсутствием «указа новым чудотворцам» (гл.

4), представлен всписке еще одной редакции церковного обиходника Кирилловского269Подробное описание двух указанных рукописей см.: Никольский Н.К.Кирилло-Белозерский монастырь и его устройство до второй четверти XVII века. С.281.270Приношу искреннюю благодарность С.М. Шамину, любезно указавшему мнесостав этого списка Обиходника.267монастыря, принадлежавшем старцу того же монастыря, книжнику МатфеюНикифорову – РНБ, Софийское собр., № 1162. 2-я четв. XVII в. Л. 451–464об.271Наиболее существенные отличия между ранней и последующейредакциями состоят в следующем.Во-первых, в тексте указателя (глава 1) появились указания, в какихкнигах брать чтения на память русских святых – «новых чудотворцев», иэтот перечень не совпадает с помещенным в главу 4. В него вошли памятиИоаннаНовгородского,СавватияСоловецкого,ПавлаОбнорского,Михаила Клопского, Макария Калязинского, Ионы митрополита, ЗосимыСоловецкого, Пафнутия Боровского, Дионисия Глушицкого, НикитыПереяславского,ПрокопияУстюжского,АвраамияСмоленскогоиАлександра Свирского.

В целом текст главы 1 остался достаточностабильным, хотя в некоторых списках появились добавления (например, внекоторых списках появилась память кн. Александра Невского – РНБ, Кир.Бел. № 731/988, л. 72; в рукописи РНБ, Кир.-Бел. 743/1000, под 14 июлядобавлено указание на чтение «Стефану Махрищьскому в новом соборникев полдесть 39 листов», л. 196).Во-вторых, для периода с сентября по декабрь ссылки наоднирукописи менялись на другие: «минею меншую», «новую минею» и на«ветшаную минею»,272 «Зерцало Исаинское»заменяются ссылками на«болшой соборник сентябрьской», или просто на «болшой соборник».Ссылками на этот же соборник заменены ссылки на «Петровскийсоборник», но сохранились ссылки на Евангелие толковое, Гурьев и Козин271Шаблова Т.И.

Келарский обиходник Матфея Никифорова… С. 29, примеч.52, 184, 190, примеч. 46.272Т.е. четьи минеи, содержащие повествования о жизни святых, расположенныев календарном порядке помесячно.268соборники, Торжественник.273 В ряде случаев ссылки на «новую минею»сохранялись. Для января-апреля чтения в Минеи меняются на указания начтения «в соборнике в генварском». Для мая–августа – ссылки идут на«соборник новый майский».Как можно заключить из характеристик рукописей в более раннихвариантах и в более поздних, замены в списке диктовались, в частностисостоянием рукописи (чтения из «ветшаной Минеи» сменились на чтения«из болшого соборника») и размером рукописи (очевидно, текстыпредпочтительно было брать в тех рукописях, где они занимали меньшеместа).

Кроме того, в поздней редакции появились указания на то, какудобнее находить текст – если он помещался ближе к концу, добавляласьрекомендация «чти от нижния дски». Отдавалось также предпочтение темсборникам, в которых находились нужные чтения подряд для ряда дней.Если в ранней редакции имелись ссылки примерно на тридцатьмонастырских рукописей, в поздней редакции это количество уменьшилосьна треть. Соотношение списков названных редакций, многие из которыхсодержат описки и пропуски, требует дальнейшего изучения.Наэтомзакончилось.этапеЕслиредактированиевтораяредакциякирилловскихуказателейуказателейбыланесозданапреимущественно за счет изменений в содержании и ссылках первой главы(«Подобает ведати в которых книгах чтутся слова святым»), тогда какследующие главы (раздел, посвященный чтениям на подвижные праздники,начиная с недели о мытаре и фарисее и заканчивая неделей всех святых),редактированиюнеподвергались,наиболеезначимымизменением,внесенным в состав указателей уже в XVII в., стала редакторская правкавторой и третьей глав указца, посвященных подвижным праздникам.

Новаяредакция возникла на основе второй редакции (содержащей в главе 1ссылки на «соборник» сентябрьский, январский и майский и чтения «новым273Сборник похвальных слов, поучений, проповедей и житий святых, бываетпостный, пятидесятный или содержащий чтения по неделям.269чудотворцам») и читается в двух близких по составу Обиходниках сер.XVII в.: РНБ: Кир.-Бел. 818/1075, 2-я пол. 1620-х гг.274 и Соф. 1163, сер.XVII в. Главы 2 и 3 объединены в одну, озаглавленную «Подобает ведати вкоторых книгах чтутся слова в 40-цу и в 50-цу и во вес год святым, неделя омытари и фарисеи почнется книга соборник постнои и синоксарь» ипредваряющую статью «Подобает ведати в которых книгах чтутся словасвятым во вес год» (т.е.

главу 1 первой редакции Обиходника). Был замененпорядок следования глав, текст во всех трех главах претерпел значительнуюстилистическую правку, местами указания уточнены и расширены. В новойстатье «Подобает ведати в которых книгах чтутся слова в 40-цу и в 50цу…» был добавлен абзац о чтениях на некоторые дни Великого поста исобственнонаПасху,снабженныйкомментариями,определенноуказывающими на желание сократить время «чтения». Так, например, насреду и пятницу второй недели поста в случае, «когда не будет в Соборникев постном Студита чтут в болшем Студите, выбирают слова поменши».

ВСоф. 1163, кроме того, над строкой с указанием названия чтений киноварьюприписаны рекомендации, интересные прежде всего для истории устава вКирилловой обители, о том, когда полагается читать те или иные тексты:«на ут(рени)», «на полунощ(нице)», «за столом». В обоих списках редакциибыла также добавлена роспись количества глав «в печатном евангелии что уВведения на престоле».Таким образом, можно говорить о традиции составления указателейкак минимум в трех крупных монастырях. Разночтения в памятях русскихсвятых,длякоторыхподбирались чтенияизкнигмонастырскойбиблиотеки, позволяют утверждать, что решение о том, кому полагаетсячтение Жития, а кому нет, принималось внутри монастыря, скорее всегоигумен, в соответствии с формулировкой «аще настоятель изволит».274В перечне игуменов монастыря, помещенном на л. 428 об.–430, последнимназван Филипп (1625–1628), водяные знаки рукописи не противоречат этой датировке.270Отдельная глава с перечислением порядка празднования памяти«новых чудотворцев» встречается и отдельно от указателей в Обиходниках– так, в рукописи 2-й четв.

XVII в. РНБ, Кир.-Бел. № 751/1008 в гл. 145помещен «Указ о святых великих новых чюдотворцов празнуемых отпонедельника светлыа недели и до недели всех святых».Памяти почитаемых усопших встречаются в близком по характеру кобиходникам памятнике – «Указе о кормах праздничных и задушных»Усть-Шехонского монастыря (РНБ, Соф.

1160 и РГБ, ф. 256, № 249), гдепод 24–26 июля внесены памяти ростовских князей и усть-шехонскихигуменов.2754.4. Своды сведений о святых и чудотворных иконах.Источником уникальных сведений, сбор которых не мог быть стольпростым,являетсяпамятник,чьярукописнаятрадицияпочтиисключительно принадлежит XVIII веку.«Книга глаголемая описание о российских святых…» – один изнемногих памятников, являющихся настольной справочной книгой для техисследователей, которые занимаются выявлением деталей биографии омалоизвестных, местно чтившихся или местно чтимых святых. Егосведения были использованы в справочных изданиях Н.П. Барсукова«Источники русской агиографии» (СПб., 1882) и Леонида (Кавелина)«Святая Русь» (СПб., 1891).

Во многом эта известность обусловленапубликацией текста «Книги», осуществленной в 1887 г. МихаиломВладимировичем Толстым. Так, сходный по типу текст, перечисляющийчудотворные иконы Богоматери, подобным вниманием не пользуется. Не275Макаров Н. А., Охотина-Линд Н. А. Сказание о Троицком Усть-Шехонскоммонастыре и круг произведений по истории Белозерья.С. 188–189, 201–203; ПрохоровГ.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Нашёл ошибку?
Или хочешь предложить что-то улучшить на этой странице? Напиши об этом и получи бонус!
Бонус рассчитывается индивидуально в каждом случае и может быть в виде баллов или бесплатной услуги от студизбы.
Предложить исправление
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5140
Авторов
на СтудИзбе
442
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее