Диссертация (Синтаксические особенности славяно-русской переводной агиографии XIV-XV вв. стилистический аспект (на материале русских списков Жития Николая Мирликийского)), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Синтаксические особенности славяно-русской переводной агиографии XIV-XV вв. стилистический аспект (на материале русских списков Жития Николая Мирликийского)". PDF-файл из архива "Синтаксические особенности славяно-русской переводной агиографии XIV-XV вв. стилистический аспект (на материале русских списков Жития Николая Мирликийского)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Обобщая своинаблюдения, А. И. Соболевский сделал вывод о том, что «между половиною XIV32и половиною XV в. русская письменность подпала под очень сильное влияниеюжнославянской письменности и в конце концов подчинилась этому влиянию.Это произошло благодаря усилившимся сношениям России с Константинополеми Афоном» [Соболевский 1980: 152].Со времени выхода статьи А.
И. Соболевского (1894 г.) было проведенобольшое количество исследований, позволивших прояснить и уточнить указанныеаспекты, а также обнаружить другие стороны рассматриваемого явления:стилистические новации в древнерусской литературе XV–XVI вв. (стиль«плетениесловес»),предпосылки(исихазм),историко-культурныерольидомонгольскойрелигиозно-философскиекнижнойтрадицииидр.[Турилов 2012а].
При этом А. А. Турилов, как нам представляется, справедливоподчеркивал важность более детальной разработки аспекта, посвященногораспространению в восточнославянской книжной культуре корпуса новыхтекстов: «Именно появление корпуса новых текстов и знаменует собой начальныйэтап“второгоюжнославянскоговлияния”»[Тамже:521].Результатыразносторонних исследований рукописного материала показали более сложнуюдинамичную картину процесса, описанного в статье А. И. Соболевского.СогласнопериодизацииА.
А. Турилова,проникновениеинновацийввосточнославянскую книжность происходило в несколько этапов: 1) последняячетверть XIV – первое десятилетие XV в. – распространение новых текстов,переведенных южными славянами; 2) рубеж 1400 – 1410-х – 1430-е гг. –появление и распространение новых почерков и среднеболгарской орфографии; 3)1440 – 1470-е гг. – период сосуществования старых и новых графикоорфографических норм, с постепенным преобладанием среднеболгарских; 4)1470-е гг. – первая половина XVI в. – преобладание среднеболгарскихорфографических норм [Там же: 530].2. Появление на Русисписков Метафрастова Житиясвязываетсяисследователями с эпохой второго южнославянского влияния.
Ранние русские33списки памятника датируются XV в. Отдельное значение для характеристикипамятника имеет то, что графико-орфографическая система данных списковхарактерна для рукописей эпохи «второго южнославянского влияния». Среди нихвыделяетсясписокТр749,отличающийсяпоследовательнымотражениемсреднеболгарской орфографии и атрибутируемый писцу Серапиону [Левшина2013: 49], одному из «наиболее старательно следующих всем особенностямсреднеболгарского правописания древнерусских писцов» [Гальченко 2001а: 372].По содержанию рукопись Тр749 представляет собой сборник смешанногосостава, она содержит списки переводных греческих памятников. В описаниисобрания о рукописи представлены весьма краткие сведения: название, почерк,датировка (XV в.), размер (4º), количество листов, содержание.
Однако имеетсяследующее указание: «На обор. перваго листа, где помещено оглавление, послеподписано: Серапионовской, но письмо одинаково с пред. рукоп. № 748»[Описание 1878: 145]. Датировка, представленная в описании, по-видимому,основана на этой дате. Об этом свидетельствует запись под упомянутойнадписью: «Въ указателѣ Тромонина о знакахъ въ бумагѣ – въ сей рукописи СегоЗнаку нѣтъ и ни подходящаго. Определяется время по сей надписи,Серапiоновской Естли сiя рукопись осталась по кончинѣ Свят. Серапiона илиЖертвовалась имъ; то Серапiонъ въ 1495 году былъ Игуменомъ Сiя Лавры, въ1516 бывъ на покои въ Лаврѣ Архiере (далее неразборчиво)» [Там же].Рукопись Тр749 писана тремя почерками на обеих сторонах листа безделения на столбцы: почерк 1 – л.
1–144 об., 169–428, 439–445 об.; почерк 2 – л.145–169; почерк 3 – л. 428–438 об. В конце двух тетрадей имеются пустые листы:л. 165–168 об., 271–272 об.Ввиду того что список ЖНМ создан писцом почерка 1, анализ списка будетпроходить в рамках данного почерка.Графико-орфографическая система списка Тр749 характерна для рукописейэпохи 2ЮСВ.
Степень проявления в нем признаков 2ЮСВ ярко определяется при34сопоставлении графико-орфографической системы исследуемого списка с кругомрукописей XV в. Наиболее полный перечень признаков 2ЮСВ в графикоорфографических системах древнерусских рукописей первой половины XV в.разработан М. Г. Гальченко [Гальченко 2001а: 376–377]. Данный переченьвключает 13 признаков, которые разделены на 3 группы согласно частотности ихупотребления в исследованных графико-орфографических системах25 (всего 122системы из 83 рукописей):1-ю группу М. Г. Гальченко обозначила как «систему с минимальнымнаборомпризнаков»,котораявключаетследующие6признаков:1.Использование запятой (а в некоторых рукописях – и точки с запятой).
2.Употребление акцентных знаков (хотя бы только одного, чаще всего кендемы). 3.Использование паерка. 4. Употребление а в соответствии с [ja]. 5. Использование é«десятеричного» перед буквами гласных. 6. Наличие написаний с жд (жD) всоответствии с *dj.2-я группа – «система с расширенным минимальным набором признаков» –помимо перечисленных 6 включает также от одного до трех следующихпризнаков: 7. Употребление буквы s (¤) и/или ³ в звуковом значении [z].
8.Наличие«южнославянских»написанийсловскорневымисочетаниямиредуцированных с плавными (с буквами ъ, ь после р, л). 9. Употребление буквы ьвместо ъ на конце слов после твердых согласных.3-я группа – «система с максимальным набором признаков» – включает,помимо перечисленных выше, три или четыре из следующих признаков: 10.Употребление © – как в соответствии с этимологией, так и в соответствии с *u. 11.25Термин «графико-орфографическая система» выбран М.
Г. Гальченко в качестве единицы подсчета.Это позволяет избежать смешения графико-орфографических явлений, характерных для разныхпочерков в пределах одной рукописи, а также дает возможность объединять рукописи, созданные однимписцом, в группы.35Наличие написаний с ý в соответствии с [ a]. 12. Наличие написаний с © вместо ъ:н© = нъ, но. 13. Присутствие смешения © и - среднеболгарского типа.Графико-орфографическая система Тр749 характеризуется наличием всехперечисленных признаков, что позволяет отнести ее к системам с максимальнымнабором признаков.
Явления групп 1 и 2, включающие признаки 1–8,употреблены в списке последовательно. Что касается признака 9, то данная чертанаблюдается в тексте почти повсеместно, однако встречаются исключения.Рассмотрим более подробно степень проявления в списке признаков 10–13, таккак их анализ, как нам представляется, позволит выявить индивидуальныеособенности писца. Исследование М. Г. Гальченко показало, что признаки 12 и13, охарактеризованные как «наименее “популярные”», «представляют собойтипичные болгаризмы» [Гальченко 2001а: 377]. Они, по всей видимости,возникали только под влиянием южнославянского протографа.Признак 10 – употребление © – отмечается в списке Тр749 регулярно,причем только в соответствии с этимологическим написанием (мы исключаемслучаи мены юсов, о чем будет сказано далее).
Единственный факт, которыйзаслуживает внимания, связан с написанием слова вънтръ (Л. 324 об.), гдеповерх - написана графема ¹. Почерк не позволяет определенно присвоитьуказанное исправление писцу.Признак 11 – наличие написаний с ý в соответствии с [ a] – проявляется всписке регулярно.Признак 12 – союз н© = нъ, но – во всем списке встречается только вюжнославянском написании.Признак 13 – присутствие мены юсов типа среднеболгарской – представляетособый интерес, так как является наименее распространенным в графикоорфографических системах рукописей первой половины XV в.
(по подсчетам36М. Г. Гальченко, в 15 % систем). В списке Тр749 мена юсов встречаетсярегулярно, хотя и с редкими исключениями:1. После «шипящих» ж, ш, щ и ц: ж©ломь (Л. 301 об., 320 об.), пощ©ди (Л.325 об.), сл¹ж©щааго (Л. 307 об.), обьдръж©ща (Л. 310), одръж©щиa (Л. 310 об.),дръж©щéихь (Л. 314 об.), прилеж©щиa (Л. 316), обьдръж©щ¹ (Л.
317 об.), прилеж© (Л.322 об.), вύтр¹ имь пособн¹ д¥ш©щ¹ (Л. 311 об.), тъщ©щас (Л. 310), печалнаа скороразDрύш©тс (Л. 310), крύпчаиш© тύa поистинύ стрDати сътварύ© (Л. 315 об.), §въсе© дЃш© мЃлύшес (Л. 320 об.), н© к¹пно егда прύложьш©с тύa видύ . и раз¹мύ˙ко и горко нύчто таже и покаанéе творщ© (Л. 312), наг¥ в¥ протгн©вш, ипосύченéа wжида©щ© (Л. 320), прéведwш© (Л. 314), прист©пиш© (Л. 319, 322),wтидош© (Л. 321), узрύш© (Л.
328 об.), призвавь ис темниц© воевwд¥ цЃрь (Л. 325),тύмже и възданéа любочьстна § твое© десниц© прéти надύахwмс (Л. 326).2. После палатальных сонантов л и н: научи м творити вол- тво© (Л. 305),н© мол- вT΅а съ въниманéемь послуша имь сказанéа (Л. 312 об.), на земл- убонизвръгь (Л.
316 об.), повръже на земл- (Л. 320), поразумύите себе w чда мЃл- в¥глЃааше, пораз¹мύите (Л. 329), на земл- трύбище низвръгь (Л. 331), бо© же с вельмиплаванéа и трепещ© <...> н© мол- с ваN убо, със©D съ въземше донесύте къ гроб¹ иизлύите масло въ свύтилникь стЃго (Л. 331 об.); въ послύдн-- убw пог¥бύльпришеDшемь (Л. 308 об.), и стЃн- тύлесн© въсύмь усръдéемь гоните (Л. 329 об.).3. После /j/, например: слав¥ мирск¥© (Л. 302 об.), блЃг¥© об¥ча© (Л. 303),бжT΅твн¥© црЃкве строенéе (Л.
304 об.), блЃгодύтелн¥© том¹ ˙вити р©к¥ (Л. 306 об.),иже вол бо©щимс твори гЃь, и тaύ млЃтв¥ послуша© (Л. 313), и тако прé©шдобрP΅дύтύ M мf ©жа (Л. 314), бжT΅твн¥и же убо николае, понеже великь бύше въ градύтомь и хрT΅тéанwN старύишинств¹©. и блЃгочьстéе свободноN з¥кwN проповύда© (Л. 315), и37˙ко рабь съ страхомь прDύсто©, млT΅ть въз¥сковааше. и § въсе© дЃш© мЃлύшес (Л. 320об.), сицеваа въ немь иже бо©щс его ˙ко §цЃъ чда ущедрύ© (Л. 324 об.),блЃгоха© (Л. 330 об.).При написании с двумя ©© или -- соблюдается последовательность ©-,например: и еyC΅лск©- нύгде гЃлщ©- заповύдь (Л. 306 об.), римск©- вър©чидръжав© (Л.
315 об.), изми и нT΅а тύмжDе рабоN твоимь § насто©щ©- бύд¥ (Л. 327),блЃжен©- жизнь (Л. 330 об.), злочьстив©- дръжав© низложша (Л. 332 об.).Отклонения от выявленной закономерности отмечены в 4 случаях: въ послύдн-убw пог¥бύль пришеDшемь (Л. 308 об.), дЃш© алчщ-- испльнити блЃгь (Л. 309), навръхь срDύн-- жегл¥ (Л. 310 об.), бо©щ--с (Л. 324 об.).Таким образом, употребление носовых в списке Тр749, безусловно,указывает на южнославянский протограф, так как отражает фонетические явлениясреднеболгарского языка. Отклонения от определенных закономерностей внаписаниях с меной юсов не противоречат данному выводу, так как они былихарактерны и для среднеболгарских памятников [Мирчев 1978: 114–115].В списке ЖНМ Тр749 не зафиксировано «древнерусских» написаний © и на месте *u или *ja, а также у или ˙/а на месте *ǫ и *ę (за исключениемописанного выше случая исправления).