Диссертация (Телесность как социокультурный концепт), страница 11

PDF-файл Диссертация (Телесность как социокультурный концепт), страница 11 Философия (46993): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Телесность как социокультурный концепт) - PDF, страница 11 (46993) - СтудИзба2019-06-29СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Телесность как социокультурный концепт". PDF-файл из архива "Телесность как социокультурный концепт", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 11 страницы из PDF

Хайдеггер: германский мастер и его время. М.: Мол. гвардия, 2002. С. 457.большая45членораздельность выражения, четкость и ясность рассматриваемых явлений, даваться,как в науке, «объяснения», благодаря установленным различиям (без чего невозможнаникакая мыслительная деятельность), отыскиваться внятные пути для жизни идеятельности духа. Крайние формы европейского идеализма развивали эту линию.Вместе с тем, хоть порою и скрадываемой привычными хрестоматийнымипредставлениями (имеющими для этого все основания), все же следует иметь в видудругую важную для европейской традиции онтологическую линию (на определенныхэтапах доминирующую), указывающую на неразрывность единства телесного идуховного. Наиболее четко и запоминающе она была проведена Лейбницем, длякоторого не существовало никакой «чистой» материи, которая бы не содержала в себевсевидящей искры духа.

Всякая сложная субстанция есть нечто, именуемое телом илиматериальностью, но в чистом виде об их субстанциальности говорить не приходится,так как это лишь иллюзия, удобство для разговора о деятельном бытии простыхсубстанций, имеющих действительно самостоятельный бытийный статус. Во всякомслучае, классическое представление о материи как пассивности, действительно,позволяет заключать о том, что «первая материя, если она находится в покое, естьничто»47.На несколько иных теоретических основаниях о единстве тела и сознаниясвидетельствовал своей философией и Спиноза.

Ну и, конечно, подобной же линии одолжном отношении и заботе о теле, а не его уничтожении, придерживались ихристианство, и Платон. Поэтому для Платона орфический образ тела как темницы духа– это образ такого тела, которым пренебрегли, не предоставив ему должного места виерархии мира, а, соответственно, и духу уделялось через это искаженное внимание. Т.е. речь вовсе не сводилась лишь к тому, что тело должно быть раз и навсегда отвергнутокак зло. Поэтому Платон оберегал ценность мифологического духа, пронизанноготелесным переживанием.Для того, чтобы нам подойти к определению разрабатываемого здесь методамифореконструкции в целях применения его в анализе изучаемых текстов, необходиморассмотреть исторические моменты изменения отношения к мифосу и логосу.47Лейбниц Г.-В.

Первая материя // Лейбниц Г.-В. Соч. в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 115. Это положениеЛейбница стоит удерживать и иметь в виду для последующего рассмотрения концепции Ж. П. Сартра, у которого«ничто» понимается в связи с сознанием.46Во-первых, как отмечает С. Н. Трубецкой, «в эпосе термин λόγορ встречаетсякрайне редко (у Гомера всего три раза), причем он заменяется в том же значениитерминами μΰθορ (миф) или έπορ (эпос); в тех немногих случаях, когда попадается λόγορ(или, точнее, λόγοι – слова во множ. ч.), разумеются обыкновенно льстивые, ложные,пустые слова, «словеса лукавствия», в противоположность истинным, правдивым речамили рассказам – «мифам» или «эпам». Но мало-помалу такое отношение радикальноизменяется: «логос» берет верх над «мифом» или «эпосом». Миф из «сказа»превращается в «сказание» или «сказку» и противополагается истинному слову –логосу; «эпос» в свою очередь превратился в говор, молвь, поговорку.

В те слова, вкоторые облекается речь, иногда для своей прикрасы, иногда для того, чтобы скрытьсвой истинный смысл. Миф может иметь и разумный смысл. Но он требует объясненияпосредством «слова». …Миф, являвшийся некогда истинным, обращается в «ложнуюречь, подражающую истине» или уже в поэтическую фабулу, в басню (напр., «мифыЭзопа»)»48.Во-вторых, если слово мифа отсылает нас к своему истоку в мистическиритуальном опыте, связанным с просветлением и экстатическим выходом, своего родаприкосновением к сверхъестественному, то в таком случае уместно и небесполезнобудет вспомнить и этимологию слова ноэзис (который и есть, собственно, anypothetos(pantos arche), переведенный А.

Ф. Лосевым как беспредпосылочное начало,обозначающее вершину познавательной деятельности у Платона, которая, по существу,является схватыванием, прикосновением к самой истине, просветлением в ней).Существительное ноэзис (узнавание, понимание) (через глагол «ноэо» – мыслить,замечать, осознавать, обдумывать) происходит от существительного нус, которое«является именем действия, производным от индоевропейского глагольного корня *nes-,который означает ―возвращать(ся) к свету и жизни‖.

Значение корня, пожалуй, ещеможно уловить и в имени древнеиндийских Божественных Близнецов, Nắsatyau,благодаря которым рассвет сменяет ночь, приходящую с каждым закатом»49.Примечательно также, что Зевс в гомеровской «Илиаде» говорит Гере о том, что «он48Трубецкой С. Н. Учение о логосе в его истории: философско-историческое исследование // Трубецкой С.

Н.Сочинения. М.: Мысль, 1994. С. 54-55.49Надь Г. Греческая мифология и поэтика. М.: Прогресс – Традиция, 2002. С. 287.47один должен знать, что за mûthos ―слово, высказывание‖ он хранит в своем nóos (глаголnoéō I 549)»50.Совсем непросто отказать мифу в единстве с такого рода созерцанием, не увидетьих общность в этом возвращении к светоносному бытию, хотя общепринято, что мифотносится к доксе, а не гнозису, поэтому вполне оправданно возникают подозрения, что«каждому мифу требуется и свой объяснительный принцип, что каждый миф абсолютноиндивидуален по своей организации и единосущен этому принципу, что их нельзяотделить друг от друга, не потеряв существенно в насыщенности и глубинетолкования»51.Даже если перевести описываемое мифом сакральное положение дел (то, чтоесть), в более «земную» плоскость рассмотрения, то и в этом случае миф будетуказывать именно на то, что есть, а не на то, что полностью выдумано.

При такомпонимании мифа он может оцениваться либо как бессознательное выявлениеаффективной природы человека (психоанализ), роднящей его с природой окружающегомира в целом, либо как социокультурно обусловленное явление в качествебессознательногоконденсатасложившегосяпорядкакультурыиорганизацииобщественного устройства (эпикурейцы, Дж. Вико, И. Г. Гердер, Э. Дюргейм). Однако ив этих вполне допустимых и содержательно ценных объяснениях миф предстает в видепрорыва бессознательного (сокрытого, таинственного) в мир сознательной жизни какего неотъемлемая часть.Исходя из сказанного, подчеркнем, что миф – не вера, а убеждающее слово о том,что есть, подтверждением чего являются результаты, получаемые с помощью методаобратного заключения при исторической реконструкции событий.На значимость такого убеждающего слова для философии указывал не толькоАристотель, но и сам Платон, несмотря на известную его критику риторическогоискусства как обмана.

Значение мифа как убеждающего слова никак не следуетотносить к разновидностям соблазна, очаровывающих небылиц или к обману, дабычеловек пребывал в благополучном неведении, не знал удивления и смирялся спривычностью мира, который тем самым превращался бы в успокаивающую рутину,беспросветную руину. Такое слово есть восторг и прозрение, освящающий момент5051Там же. С. 292.Кайуа Р. Миф и человек // Кайуа Р.

Миф и человек. Человек и сакральное. М.: ОГИ, 2003. С. 40.48переживания завершенности, обладающий сходством с самим творением мира (какоткрыто-закрытой-завершеннойсистемой).Мифоспредстаеткакискреннееутверждение убеждения, лежащее вне риторического искусства как сознательного(технологического) желания убедить кого-то в чем-то. Содержа в себе веру какнепререкаемую убежденность, миф все же не будет ей тождественным, так каксодержит в себе убеждение, требующего своего описания, проявления в слове, а непросто внутренней замкнутости в безмолвии: «…Доказать, что так именно оно и есть,никакому Главку, пожалуй, не под силу. …Каков, однако ж, по моему убеждению, видЗемли и каковы ее области, я могу описать…» (108e)52.

Миф – это в первую очередьубеждающее, описывающее живое Слово, а не простое убеждение как закрытое,интимно-психологическое состояние.В «Федоне» Платон обозначает основополагающий принцип рационализма,который много позже был сформулирован Декартом как правило научного методаотыскания истины: «…Никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бытаковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения ивключать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно иотчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению»53.Тем не менее, в том же «Федоне» вполне определенно сделана оговорка, чтовыбранный им способ доказательства через чистую мысль (логос) вовсе не обязательноявляется наиболее достоверным (истинным), хотя ему все же и следует отдатьпредпочтение: «Я решил, что надо прибегнуть к отвлеченным понятиям и в нихрассматривать истину бытия, хотя уподобление, которым я при этом пользуюсь, в чемто, пожалуй, и ущербно.

Правда, я не очень согласен, что тот, кто рассматривает бытие впонятиях, лучше видит его в уподоблении, чем если рассматривать его восуществлении. Как бы там ни было, именно этим путем двинулся я вперед, каждый разполагая в основу понятие, которое считал самым надежным; и то, что, как мне кажется,согласуется с этим понятием, я принимаю за истинное – идет ли речь о причине или очем бы то ни было ином, – а что не согласно с ним, то считаю неистинным»54.Впоследствии этот тезис о неотвлеченном рассмотрении бытия (о самонадеянностиполагаться лишь на отвлеченное рассмотрение) косвенно был усилен Аристотелем,52Платон. Федон // Платон. Сочинения в 3 томах.

Т. 2. М.: Мысль, 1970. С. 83.Декарт Р. Рассуждение о методе // Декарт Р. Сочинения в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1989. С. 260.54Платон. Федон. С. 70.5349который ввел в качестве отправной точки понимания бытия не идею (чистое понятие), апервую сущность, конкретно осознаваемое нечто, которому и должно былосоответствовать истинное знание. И уж совсем открыто, на уровне программныхзаявлений, данная альтернатива становится доминантной в философских течениях XXвека, как, например, в экзистенциализме.В структуру многих платоновских диалогов в качестве обязательного их элементавключено мифологическое повествование. Особенностью этого элемента является то,чтомифобычноприводитсявкачествепоследнего«аргумента»,какбылегитимирующего все предшествовавшее рациональное доказательство, придавая емутем самым убедительность и отныне полноценную доказанность.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Зачем заказывать выполнение своего задания, если оно уже было выполнено много много раз? Его можно просто купить или даже скачать бесплатно на СтудИзбе. Найдите нужный учебный материал у нас!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5301
Авторов
на СтудИзбе
416
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее