Диссертация (Концепция социального развития М. К. Ганди в контексте эволюции незападных обществ), страница 47
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция социального развития М. К. Ганди в контексте эволюции незападных обществ". PDF-файл из архива "Концепция социального развития М. К. Ганди в контексте эволюции незападных обществ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 47 страницы из PDF
Однако приоритетным он считает нравственноесовершенствование индивидов. Сущность этого процесса мыслитель понимаетрелигиозно: как обнаружение человеком высшего божественного начала в себе иобуздание своей низшей природы. Внутреннее развитие должно повлечь за собойизменение внешнего поведения человека, что является выражением его признаниябожественного начала в Другом. Идеал духовно развитой, свободной, социальноактивной и ответственной личности Ганди воплотил в образе сатьяграха.
Главнаяроль в развитии общества, которую мыслитель отводит сатьяграхам, сближает егоконцепциюснекоторымироссийскимиизападнымитеориями,такжепридающими большое значение деятельности выдающихся личностей. Так,перспективной темой представляется сравнение концепта «сатьяграх» с такимикатегориями, как «интеллигенция», «творческое меньшинство» (А.
Бергсон,позднее – А. Дж. Тойнби) и «харизматическая личность» (М. Вебер).Нравственное совершенствование значительного числа людей, превращениеих в сатьяграхов становится в представлениях Ганди залогом переустройстваобщественных отношений на этических началах, т. е. социального развития. Это всвою очередь должно повлечь за собой положительные изменения во всехостальных сферах жизни общества.Ганди сознавал сложность приобщения к развитию инертного большинства.Для устранения внешних препятствий к развитию – улучшения условий жизнилюдей и смягчения социальных проблем – он предложил комплекс мер,214названный конструктивной программой. Надежды на преодоление нравственнойи психологической инертности индивидов, т.
е. их нежелания развиваться Гандисвязывает с деятельностью сатьяграхов, являющихся главными субъектамисоциального развития. Поэтому мы определяем сатьяграху не только как тактикудостижения конкретных целей – политических, социальных, правовых и др. – но,прежде всего, как взаимно соотнесенное развитие двух вовлеченных в неесторон – сатьяграха и его оппонента.Множественность испытанных Ганди влияний и синтетический характер егомировоззрения определили наличие в его проекте должного развития обществадвух компонентов – национального и универсального.
Первый компоненториентирован на Индию и тесно связан с участием Ганди в антиколониальнойборьбе. К нему относятся призывы мыслителя к возрождению некоторыхсоциокультурных элементов традиционного индийского общества (варнашрамы,панчаятов). Второй компонент проекта отражает видение мыслителем перспективразвития любого общества, а также человечества в целом.
Он включает в себякомплекс идей, воспринятых из незападной и западной мысли, а его основнымсодержанием является представление о приоритетности нравственного аспектаиндивидуального и общественного развития.Национальный и универсальный компоненты проекта соотносятся сразличными целями развития общества. Когда на первый план выходитнациональный компонент, Ганди сосредотачивает внимание на необходимостипреодоления социальных проблем индийского общества и достижения странойнезависимости.
А при переносе акцента на универсальный компонент онрассуждает о перспективах создания идеального общества и всеобщего духовногоспасения как конечной цели развития человечества. При этом религиозныйхарактер мышления Ганди и наличие в его проекте развития обществасотериологическойиэсхатологическойсоставляющих,атакжеегомногочисленные заявления о неверии в возможность создания Царства Божьегоназемлезадаютреалистическийтонегофилософскимпостроениям.Распространенное в исследованиях марксистского направления мнение об215утопизме Ганди мы связываем с акцентом на второй промежуточной целиобщественного развития в его проекте – создании идеального общества.Религиозная направленность его мышления определяет и чрезвычайно высокуюнравственную норму, которую он задает для своих последователей, что в своюочередь становится серьезным препятствием для практического воплощения егоидей.ПервоначальноГандиориентировалсвоипостроения,касающиесяулучшения внешних условий жизни людей как ближайшей цели развития наИндию, однако возможно сопоставление представлений мыслителя с опытомэволюции незападных обществ с целью выявления сильных и слабых сторон егопроекта.
Персоналистский подход мыслителя, определивший внимание кразвитию человеческого потенциала и нравственному совершенствованиюиндивидов,коррелируетсосновнымитенденциямиэволюциинаиболееблагополучных стран. Развитие человеческого потенциала, как убедительнопоказалиисследованияА. Сена,являетсянеобходимымусловиемдляпреодоления социальных проблем.
И поэтому значимо приобщение каждогочеловека к развитию посредством обеспечения всеобщего доступа к получениюобразования, медицинских услуг и необходимого для жизни минимумаматериальных ресурсов. Еще больший потенциал содержит в себе развитиесамосознанияиндивидов,ихуверенностивсебе,чувствавнутреннегодостоинства, инициативности и социальной ответственности.СопоставлениепроектаГандиспроцессомразвитиясовременныхнезападных стран показало приоритетную значимость западогенных идей,содержащихся в его философии: внимания к личности, онтологической трактовкисоциального равенства и внутреннего достоинства человека, социальнойответственности и инициативности индивида и др.
Вместе с тем ряд идей изнациональной части проекта, связанных с попытками мыслителя сохранить ивозродить традиционные элементы, не нашел воплощения в опыте развитиясовременной Индии. Все это свидетельствует о необходимости для стран второго216и третьего мира обращаться к опыту Запада и о губительности любых попытоккультурной изоляции.Несмотря на явно выраженные призывы Ганди дистанцироваться от«современной цивилизации», его проект нельзя назвать изоляционистским итрадиционалистским. Во-первых, в нем содержатся идеи, воспринятые изсовременной западной мысли, что сообщает ему определенную степенькультурной универсальности.
Во-вторых, дистанцированность Ганди от Западакак главного носителя «современной цивилизации» является выражением егонеприятия одностороннего технико-экономических подхода к прогрессу. Какрелигиозный мыслитель он отдает приоритет нравственному аспекту социальногоразвития. При этом, в отличие от традиционалистов, националистов ифундаменталистов, акцентирующих особую «духовность» Незапада с цельюдемонстрации своего превосходства над «рациональным» Западом и обоснованиясвоей изоляции от него, Ганди не оставляет без внимания и вопрос об улучшениивнешних условий жизни людей и преодолении социальных проблем.Рассуждения Ганди о развитии общества значимы для поиска путей решенияпроблем, стоящих не только перед незападными странами, но и перед всеммиром.
Наметившаяся в последние десятилетия в развивающихся странахтенденция к культурной изоляции становится не просто тормозом их эволюции,но способствует разобщенности человечества. Последнее особенно опасно вусловиях современного глобального кризиса. Поэтому особую ценностьприобретают идеи солидарности, сотрудничества и толерантности, содержащиесяв проекте Ганди.Концепции социального развития незападных мыслителей, являясь частьюсовременного социально-философского знания, проливают дополнительный светна смысл, содержание и перспективы развития современных незападных обществ.Сопоставление этих концепций с действительностью, выявляет не только мерувостребованности идей и проектов в реальности, но и объективное воплощение ихведущих векторов и смыслов в жизни обществ.
Помимо этого можно увидеть, какименносуществующаявэтихконцепцияхориентациянакультурно-217цивилизационныесоциальныеценностивысвечиваетобъективнуюнедостаточность сугубо рационалистического, социально-экономического итехнологического прогресса для успешной динамики развивающихся стран вглобализирующемся мире.218БиблиографияИсточники1.Ганди М.
К. Моя вера / Пер. с англ. – М.: Йога Экс-Пресс, 2009. – 256 с.2.Ганди М. К. Моя жизнь / Пер. с англ. – М.: Наука, 1969. – 612 с.3.Махатма Ганди [Избранные труды] / Сост. и авт. предисл. В. А. Василенко.– М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 224 с.4.Gandhi Mahatma. Freedom’s Battle. Being a Comprehensive Collection ofWritings and Speeches on the Present Situation. – Madras: Ganesh & Co, 1922. – 341 p.5.Gandhi Mahatma. Hind Swaraj or Indian Home Rule. – Madras: G. A. Natesan &Co, 1921. – 110 p.6.Gandhi Mahatma.