Диссертация (Концепция социального развития М. К. Ганди в контексте эволюции незападных обществ), страница 46
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Концепция социального развития М. К. Ганди в контексте эволюции незападных обществ". PDF-файл из архива "Концепция социального развития М. К. Ганди в контексте эволюции незападных обществ", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 46 страницы из PDF
Во многом это зависит от способностиключевых элементов культурных традиций приходить в согласие с общимитенденциями современного развития. Одна из центральных тем рассужденийГанди о перспективах развития своего общества – это проблема сохранениятрадиционных ценностей. Он видел должный путь развития независимой Индиикак альтернативный «современной цивилизации», т. е. пути современного Западав его технократическом аспекте.
Отсюда многочисленные расхождения между егопроектом и реальностью развития страны. В частности, Ганди опирался натрадиционные индуистские ценности, оказавшиеся неустойчивыми в новыхусловиях, и недооценивал прочность кастового иерархизма, сохраняющегосяпоныне.Обращение Ганди к традиционным ценностям и призывы дистанцироватьсяот «современной цивилизации» сообщают его проекту некоторое сходство ссовременными антиглобалистскими тенденциями эволюции незападного мира.Однако в действительности его проект является альтернативным двум крайностямв отношениях с Западом: необдуманного копирования его моделей и теорийразвития и изоляции от него как способа сохранения собственной культурнойидентичности.
Частичное совпадение реального пути наиболее благополучныхнезападных обществ с универсальной частью проекта Ганди свидетельствует означимости некоторых из присутствующих в нем западогенных идей (внимания кличности, к развитию человеческого капитала, онтологической трактовкисоциального равенства и внутреннего достоинства человека), а также обопределенной степени предвидения мыслителем основных тенденций будущегоразвития передовых стран незападного ареала. Идея тесной взаимосвязи междуразвитием индивидов и социальным развитием, высказывавшаяся Ганди, вомногом предвосхищает современную концепцию человеческого капитала в еесоциальном измерении, а идеал общества, состоящего из сильных, независимых инаделенных развитым правосознанием личностей – появление гражданскогообщества.209При этом этическое ядро проекта Ганди не нашло воплощения ни в опытеИндии, ни других незападных обществ.
Являясь религиозным мыслителем, онориентировал свой проект на духовное и нравственное совершенствованиеиндивидов как первое и обязательное условие развития общества, не оставляя безвнимания и вопрос об улучшении внешних условий жизни людей. Однако напрактике большинство из незападных стран следуют по одному из двух путей:либо ориентируются на западную модель развития с ее рыночной экономикой иэтикой «общества потребления», либо, не принимая эту этику, стремятсявозродить и укрепить собственные традиционные ценности и дистанцируются отсовременных векторов развития.
Первый путь способствует экономическомуросту и решению многих социальных проблем. Однако социальное благополучиеявляется существенным, но недостаточным условием для нравственного развитияиндивидов и, следовательно, для развития культуры. Второй путь приводит кчастичной культурной изоляции, к необоснованной национальной гордости, ккомплексу обиды и как следствие – к росту фундаменталистских настроений.Отвергая этику «общества потребления», эти страны, как правило, одновременноотвергают и лучшие достижения западной цивилизации, что негативносказывается на их социальном развитии. Пример следования «срединному пути»являют наиболее успешные страны Восточной Азии, умело сочетающиесоблюдение традиционных этических принципов с заимствованием лучшихдостижений современного Запада.Сопоставляясовременныетенденцииэволюциимодернизирующихсяобществ с концепцией социального развития и проектом Ганди, мы расцениваемпоследние как социально-философское обоснование баланса между активнымидействиями по усовершенствованию институтов и условий жизни людей ивниманием к развитию личности.
Идеи Ганди не нашли прямого воплощения вопыте Индии и других незападных обществ, однако, находя аналоги егопостроениям в реальности различных модернизирующихся стран, мы можемвыявить сильные и слабые стороны его проекта. Поэтому сравнение социальнофилософскихпостроенийГандисположительнымопытомнаиболее210благополучныхнезападныхстранисопоставлениеегорассужденийссовременными теориями развития, позволяет определить наиболее реалистичныеи актуальные в современных условиях идеи его проекта.
Это в свою очередь даетоснования предположить, что наиболее предпочтительный путь развития длялюбого незападного общества заключается в сочетании внимания к личности, кразвитию человеческого потенциала – с вниманием к сохранению высокихэтических ценностей, независимо от их западного или восточного происхождения– без чего невозможно подлинное развитие как человека, так и обществ. Однако,как это свойственно религиозным мыслителям, Ганди задал слишком высокуюэтическую планку, с чем и связано основное расхождение между еготеоретическими построениями и реальностью современных незападных обществ.211ЗаключениеВ теме социального развития модернизирующихся стран одним из ключевыхявляется вопрос о взаимосвязи социальной рефлексии, субъектами которойвыступают незападные мыслители, и реальных процессов, происходящих вобществе.
Формируясь на стыке культур традиционного общества и модерна имногое воспринимая из западной социальной мысли, интеллектуалы используютполученное знание для осмысления наличной социальной действительностиродных обществ (сущее) и разработки путей их преобразования (должное).Поскольку западогенные идеи и теории занимают существенное место вфилософских рассуждениях незападных мыслителей, изучение их представленийо социальной динамике предполагает знание соответствующих концепций взападной мысли. Развитие общества включает в себя социальное развитие –процесс переустройства социальной структуры и изменения межличностных имежгрупповых отношений.
Персоналистский подход к социальному развитиювыявляет вопрос о взаимной обусловленности двух составляющих этого процесса:улучшения внешних условий жизни людей и их личностного совершенствования.Проблемасоциальногоразвитияприобретаетособуюзначимостьвнезападных модернизирующихся обществах. Это связано с появлением субъектовсоциальной рефлексии, а также с кризисным состоянием переходных обществ,числопроблемвкоторыхувеличивается:ктрадиционнымнормамиустановлениям, осмысленным в новых условиях как проблемные, прибавляютсяпроблемы, вызванные модернизационными процессами.Задачу преодоления социальных проблем, и другие вопросы, связанные споиском способов интеграции родных обществ в современный мир, пытаютсярешать в своих проективных построениях незападные мыслители.
Общийконтекст их бытия – взаимодействие западной и незападной цивилизаций в ходемодернизации–определяетсходствочертихсоциально-философскихпостроений, что позволяет говорить о феномене или идеальном типе (М. Вебер)незападного интеллектуала. Одновременно они могут в той или иной степени212воздействовать на социум: непосредственно – принимая участие в жизниобщества, или опосредованно – оказывая влияние на мыслителей и деятелейбудущих поколений. Формирование и деятельность на стыке незападной изападнойкультурсообщаютфилософскимпостроенияминтеллектуаловсинтетический характер, а непосредственное участие в жизни родного обществапозволяет им видеть его проблемы изнутри.
Поэтому их проекты по сравнению сзападнымитеориямиразвитияобладаютрядомпреимуществ:большейгибкостью, многоплановостью и ориентированностью на конкретную социальнуюдействительность.Их построения являются альтернативными двум крайностям отношениянезападных обществ к Западу: необдуманному копированию его моделей итеорий развития, а также стремлению к культурной изоляции и сохранениюсобственной традиции.
При этом выбор в пользу сотрудничества с Западом илиизоляции от него – это вопрос не только цивилизационного взаимодействия, но иприоритетноститехнико-экономическойилидуховно-нравственнойсоставляющих в процессе общественного развития. Синтетические проектынезападных мыслителей, таким образом, обладают потенциалом для преодоленияиздержек, связанных с попытками воплощения характерных для Западаодносторонних теорий прогресса, игнорирующих культурную и нравственнуюсферу, а также свойственного незападному миру пренебрежительного отношенияк материальной сфере.Одним из характерных примеров такого рода построений является концепциясоциального развития М. К.
Ганди. Как незападный мыслитель он формировалсяв контексте взаимодействия двух культурных миров, что определило еговнимание к проблеме развития общества и синтетический характер философскихпредставлений. Свойственные его мышлению адогматизм, рационализм икритический характер позволили ему увидеть несовершенство традиционногоиндийского и современного западного обществ, что в свою очередь заставилодистанцироваться от обоих и искать иной вариант развития, основанный напринципе сочетания лучших, по его мнению, элементов двух культур. При этом213отчужденность Ганди от общества современности (modernity) выразилась внеприятии технико-экономического подхода к прогрессу, игнорирующегоэтическую сторону этого процесса; а отчужденность от традиционногообщества – в преодолении свойственного ему социоцентризма. Вместе эти двафактора определили внимание мыслителя к человеку и персоналистский подход кразвитию общества.Как мыслитель, испытавший двойное культурное влияние, Ганди уделяетвнимание двум аспектам индивидуального развития: призывает к духовному инравственному совершенствованию и выступает за улучшение условий жизнисоциально-незащищенных слоев.