Диссертация (Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века), страница 11
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века". PDF-файл из архива "Естественнонаучная критика спиритизма и мистики в России во второй половине XIX века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 11 страницы из PDF
Ф. Трепова,в1878годуС. М. Кравчинский убил шефа жандармов Н. В. Мезенцева. Наибольшийобщественный резонанс и политические последствия имели покушения нацаря Александра II. После ряда неудачных попыток (в 1866 году —Д. Каракозов, в 1879 году — А. Соловьев, в 1880 году — С. Халтурин)революционеры добились своего, и 1 марта 1881 года царь все же был убит.Д. И. Менделеев к революционным брожениям в обществе имелкосвенное отношение, как преподаватель, он имел постоянные контакты состудентами, в том числе революционно настроенными, и отчасти за нихотвечал. Интересна реакция царя Александра II в 1879 году на сообщение отом, что «Генерал-адъютант Гурко объявил профессорам Менделееву иМеншуткину,которые,судяпоагентурнымсведениям,относилисьнеуважительно к инспекции, что если произойдет со стороны студентовкакая-нибудь демонстрация, то оба они будут немедленно высланы изПетербурга» — царь наложил резолюцию «И хорошо сделал»68.У Д.
И. Менделеева, несмотря на его выдающиеся, без преувеличения,успехи, далеко не все в жизни складывалось радужно. Например, егозабаллотировали на выборах в Академию наук в 1880 году, что вызвалобольшое удивление мирового научного сообщества69.68Донесение шефа жандармов генерал-адъютанта А. Р. Дрентельна Александру II // Красный архив, т. 3(40). 1930.
- С. 165-166.69Князев Г. Д. И. Менделеев и царская Академия Наук (1858-1907 гг.) // Архив истории науки и техники,вып. 6. - М.-Л.: Издательство Академии наук СССР, 1935. - С. 329-330.53Тут надо отметить, что борьба Д. И. Менделеева со спиритизмом имелаотчасти и социальную функцию. Остужая разгоряченные умы приверженцевспиритизма, он тем самым возвращал людей в рамки здравомыслия, училопираться не на фантазии и утопии, а на твердые факты.Именно в 1870-е годы спиритизм достаточно неожиданно получилразвитие в России, причем сразу приобрел широкую популярность.
Центромспиритического движения в нашей стране стал кружок, организованныйпублицистомА. Н. Аксаковым(племянникомзнаменитогописателяС. Т. Аксакова), профессором Санкт-Петербургского университета зоологомН. П. Вагнером и знаменитым химиком профессором А. М. Бутлеровым. Изнаучного сообщества к спиритизму отнеслись с большим доверием такжепрофессор П.
Д. Юркевич и академик М. В. Остроградский, однако онизанимались спиритизмом для собственного удовольствия, и участия в егопропаганде и общественной дискуссии не принимали.А. Н. АксаковученымнеявлялсяивСанкт-Петербургскомуниверситете не работал, но был знаком и дружен со многимиуниверситетскими профессорами и был близок к университетскомусообществу, а также воспринимался читающей публикой как человекобразованный и авторитетный.ИменнопоприглашениюА. Н. Аксакова,Н.
П. ВагнераиА. М. Бутлерова в Россию стали приезжать известные западноевропейскиемедиумы. Наиболее заметным из них стал некий Бредиф, гастролировавшийв Санкт-Петербурге в 1874 году. Во время его сеансов на занавеске в темнотепоявлялись светящиеся руки умерших людей. Выступления Бредифа вызвалив обществе и в прессе немалый интерес.Весной 1875 года случилось важнейшее для развития российскогоспиритизмасобытие—либеральнаягазета«ВестникЕвропы»иконсервативная газета «Русский Вестник» практически одновременноопубликовали спиритические статьи Н.
П. Вагнера и А. М. Бутлерова. Этопроизвело большой эффект на общество, поскольку пропагандистами54спиритизма стали ученые-естественники, которые по всеобщему мнениюдолжныбылиявлятьсяматериалистамиидетерминистами,какиподавляющее большинство ученых этого времени.Газета «Санкт-Петербургские ведомости» в 1876 года перепечатывалановости о спиритических сеансах из зарубежной прессы: «Сперва являютсядухи добрые, т.е.
обитающие в раю, рассказывают о своем благоденствии...Затем очередь за духом, на минуту улизнувшим из огня чистилища. Оноплакивает свои земные грехи... Наконец, встает дух, отпущенный сюдапрямо из ада. Плач, стенание, отчаяние»70.Спиритические сеансы стали модной и занимательной новинкой,привлекали, как привлекает людей все новое и необычное.
Е. М. Лучшев,исследуя историю спиритических сеансов в России писал: «Кого только невызывали русские спириты: и Рюрика, и Ивана Грозного, и Евгения Онегина!Христианские святые, включая Христа и богородицу, также не былиобойдены вниманием. Русскому обывателю ничего не стоило вызвать с тогосвета Сергия Радонежского и спросить у него, покупать или не покупатьакции Рыбинско-Бологовской железной дороги»71.В спиритических сеансах принимали участие, например, такие великиеписатели Ф.
М. Достоевский и Н. С. Лесков. При этом Ф. М. Достоевский,посмотрев на спиритические сеансы собственными глазами, отнесся к нимиронически. Впрочем, борьбу Д. И. Менделеева против спиритизма он тожеоценил критически.Н. С. Коробкова,естествознанииисследуявторой«антиспиритическийфилософскийполовиныдиалог»XIXреализмвекаФ. М. Достоевскогоиврусскомотмечает,чтоД. И. Менделеева«отражал спор эмпиризма и мистицизма в русской философской рефлексии,70Лучшев Е. М. Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в Россииво второй половине XIX века.
Диссертация на соискание уч. степени кандидата философских наук. Л., ЛГУ,1984. - С. 59.71Лучшев Е. М. Материалистическое и атеистическое содержание естественнонаучной пропаганды в Россииво второй половине XIX века. Диссертация на соискание уч. степени кандидата философских наук. Л., ЛГУ,1984. - С. 59.55контекстом которого выступил реализм». Она указывает, что «Менделеевпоследовательно сциентистски критикует спиритизм, который стал своегорода побочным результатом распространения реалистического воззрения,утверждающего неразрывное единство и действительную связь идеального иматериального. Он отстаивал не только гносеологическую невозможностьспиритизма,ноиподвергопытной(экспериментальной)проверкекорректность спиритических действий, научными методами доказывая ихнесостоятельность.
Достоевский выступал против спиритизма, но как формымышления. В противоположность Менделееву, мастер психологическогоромана видел в спиритизме «отрадное» явление в жизни общества —проявление общего закона человеческой природы, касающегося веры иневерия. Суть вопроса, с точки зрения писателя, не в числе, не в«математическом» измерении материи, а в духе, в стремлении киррациональному знанию»72.Высмеивали спиритуализм в своих книгах такие писатели, какА. В.
Амфитеатров («Княжна»), А. Ф. Писемский («Финансовый гений»),Л. Н. Толстой («Плоды просвещения»).В комедии А. Ф. Писемского «Финансовый гений», написанной в 1876году, сюжет построен на том, как компания мошенников дурачитдоверчивого финансиста Сосипатова, и заставляет его действовать в своихинтересах под руководством духа некого глухонемого американца. Вкомедии Л. Н.
Толстого «Плоды просвещения», написанной десятилетиемпозднее, доверчивым господам с помощью спиритизма морочат голову дажене изощренные мошенники, а простые крестьяне, сами не вполнепонимающие, что такое спиритизм, но с успехом использующие нехитрыеприемы из арсенала спиритов для решения земельных вопросов в свою72Коробкова С.
Н. Философский реализм в русском естествознании второй половины XIX века. Автореф.диссертации на соискание ученой степени доктора философских наук по специальности 09.00.03 - историяфилософии. СПб, СПбГУ, 2016. - С. 17-18.56пользу. Л. Н. Толстой, кстати, сам бывал на спиритических сеансах в домеН. А. Львова73, и потом от души веселился, описывая спиритов.Нельзя не оценить тот факт, что в России явное большинствообразованной части общества отнеслось к спиритизму скептически.В крестьянскую среду спиритизм проник и соединился с практикойнародных гаданий, а вызываемым духом служил, как правило, духсамоубийцы, которого призывали криками в печную трубу74.
Здесь, конечно,спиритизмналожилсянатрадиционныенародныепредставления,существовавшие и существующие в народе параллельно с христианскойрелигией. В «языческих» системах мировоззрения духи, в основном духипредков, являются привычным объектом ритуальных взаимоотношений.Обычно они выступают защитниками и помощниками, потому спиритуализмдля крестьян мог быть интересен исключительно как новый способ общенияс духами, а не самим фактом подобного общения как таковым.2.2. Полемика по поводу спиритизма и мистики в российскойпублицистике во второй половине XIX века2.2.1.
Роль прессы в России во второй половине XIX векаОбщийходреформвдухебуржуазно-демократическихпреобразований (без покушения на верховную власть самодержавия),проводимых в России в 1860-е годы, не мог не привести к либерализациипечати.