Диссертация (Эволюция воззрений крайне правых сил во Франции, Италии и Венгрии 2000 – 2013 гг), страница 8
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция воззрений крайне правых сил во Франции, Италии и Венгрии 2000 – 2013 гг". PDF-файл из архива "Эволюция воззрений крайне правых сил во Франции, Италии и Венгрии 2000 – 2013 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 8 страницы из PDF
И наоборот, слабая культура будет широкоиспользовать заимствования, пришедшие извне.Очень важным моментом проблематики современных правых радикальныхдвижений является тот факт, что повышение их популярности и актуальности напрямуюсвязано с процессами глобализации. Приведенная ниже логическая цепочка позволяетпонять причины роста популярности крайне правых.В последние два десятилетия в Европе уже начали явно проявляться негативныепоследствия процессов глобализации. Глобализация способствует интенсификациииммиграции. В итоге, иммиграция принимает неконтролируемые формы.
Это ведет квозникновению негативного отношения к иммиграции со стороны населения. Результатомиммиграции является мультикультурализм. Коренные народы начинают опасаться за29сохранность своей национальной идентичности. Как следствие этих процессов, возникаетстремление восстановить монокультурную структуру общества. Европейцы начинаютподдерживать политические силы, выступающие за ужесточение иммиграционногозаконодательства.
Глобализация также негативно влияет на благосостояние европейцев.Региональным проявлением глобализации является европейская интеграция. Следствиемнегативного отношения к европейской интеграции является также евроскептицизм. И такдалее. Все это ведет к возникновению обеспокоенности и даже страхов среди населения и,как следствие – к росту национального самосознания. В результате имеет место усилениенационалистических настроений среди коренного населения. А так как крайне правыеявляются выразителями националистической идеологии и критикуют все описанные вышенегативные последствия глобализации, растет и их популярность в Европе.
Переводя этуситуацию в экономические термины, можно сказать, что, крайне правые предлагаютнаселению очень востребованный товар.1.2. Понятия, связанные с проблематикой крайне правых политических сил1.2.1. Национализм и его составляющиеПервым понятием, которое неотделимо от проблематики правых радикалов, являетсяпонятие «национализм». Феномен национализма на сегодняшний день вызывает многодискуссий в социальных науках и в политике.
Главным вопросом является: «Почемунационализм так распространен сегодня?». Исследователь Фред Холлидей (Fred Halliday)подчеркивает, что до недавнего времени национализм рассматривался как феномен,который ушел в прошлое. Современный национализм возник сравнительно недавно, какответ на процессы глобализации: «миграцию, свободную торговлю, культурныйтранснационализм, политическое насилие»64. Также Ф.
Холлидей отмечает, чтосовременный национализм является одновременно и продуктом глобализации, и реакциейна нее65.Для того чтобы объяснить феномен национализма, с точки зрения автора даннойработы, сначала необходимо дать определение понятию «нация». Иосиф Сталин давалследующее определение нации: «Нация – это исторически сложившееся и стабильноесообщество людей, основанное на общности языка, территории, экономической жизни ипсихологического мышления, которые выражены в общей культуре»66. Одно из наиболееабстрактных определений этого понятия предлагает Бенедикт Андерсон: «Нация – это64Halliday F.
Nationalism and Globalization. The Globalization of World Politics. Oxford: University Press Inc.,1997. P. 255.65Ibid. P. 256.66Цит. по: Hutchinson J., Smith A. D. Nationalism. Oxford; New York: Oxford University Press, 1994. P. 20.30воображаемое политическое сообщество, воображаемое как имеющее границы исуверенное»67. Еще одно определение принадлежит Уолкеру Коннору (Walker Connor):«Нация – это «социальная группа, члены которой разделяют общую идеологию, общиеинституты и обычаи…»68. Коннор обращает внимание на то, что такое же определениеможно дать и религиозной секте. Но у нации есть одна отличительная особенность –«наличие сильного группового чувства принадлежности к определенной территории»69.По мнению Коннора, нация обладает более устойчивым характером, нежели этнос илиэтничность (принадлежность индивида к тому или иному этносу).
Нация являетсястадией эволюции этноса, причем наиболее зрелой и поздней. Этнос существовал еще впериод античности, он имеет следующую цепочку развития: род – племя – народность –нация70. Нации начинают появляться в период Нового и Новейшего времени. Здесьнеобходимо подчеркнуть, что, во-первых, в отличие от этноса, понятие нациинеотъемлемо от понятия государственности. Только на стадии нации этнос способенполучить государственность и суверенитет. Во-вторых, нация не обязательно включает всебя людей одной этничности.
Только расистская интерпретация нации по «праву крови»говорит о кровном родстве всех граждан государства. Определение нации по «правупочвы» предполагает лишь наличие общего языка, общей культуры, общих обычаев, но необщую этничность. Для примера можно сказать, что арабы или евреи – это этничность, афранцузы, итальянцы или американцы –нет. Современная итальянская нация быласформирована из романцев (древних римлян), этрусков, греков, арабов, тевтонцев и такдалее. Французская нация –из галлов, романцев, тевтонцев, бретонцев и других.Исторически нации в подавляющем большинстве случаев формировались из людейразного этнического, племенного и даже расового происхождения.На сегодняшний день французом, к примеру, может стать любой иммигрант,который легально пребывает на территории Франции, знает французский язык и более илименее хорошо интегрирован в общество.
Понятие нации также напрямую связано спонятием гражданства. Получив гражданство во Франции, человек автоматическистановится французом.Еще одним понятием, неотъемлемым от феномена национализма является понятиенациональной идентичности. По мнению автора работы, такие понятия, как нация инационализм связаны между собой через национальную идентичность, а она, в своюочередь, имеет прямое отношение к понятию общей культуры. Процессы глобализации67Цит.
по: Smith A. Nationalism: Theory, Ideology, History. Cambridge: Polity Press, 2001. P. 11.Цит. по: Hutchinson J., Smith A. D. Op. cit. P. 36.69Цит. по: Hutchinson J., Smith A. D. Op. cit. P. 36.70Этническая структура общества // Философия (URL: http://www.fillek.ru/obshchestvo/109-etnic.html(дата обращения на сайт 09.02.2013)).6831ведут к появлению мультикультурализма (смешения культур), а это, в свою очередь,угрожает утратой национальных особенностей. Страх потери национальной идентичностистановитсяпричинойростанационалистическихнастроений.
Вданномслучаенационализм проявляется как в виде движений против иммиграции, так и посредствомустремлений национальных меньшинств к самоопределению.В случае антииммиграционных выступлений стоит отметить, что на сегодняшнийдень проблемой является не столько сам факт поселения иммигрантов в развитых странах,сколько то, что иммигранты отказываются приспосабливаться к культуре и жизненномуукладу страны пребывания.Что касается интенсификации требований национальными меньшинствами сецессииили большей автономии, то это является результатом стремления центральногоправительства навязать культуру титульной нации всем членам общества, независимо отэтнической принадлежности.
По мнению исследователя Вилла Кимлики (Will Kymlicka),«большинство националистических конфликтов по всему миру возникает в результатепопыток титульных наций насильственно ассимилировать национальные меньшинства»71.Любое политическое действие против культуры меньшинств ведет к усилению ихжелания добиться большей независимости.Все это обостряется в условиях глобализации.
Происходит это потому, чтонациональное государство, находясь под угрозой негативных последствий глобализации,стремится укрепить национальное сознание, и это может усилить страх национальныхменьшинств лишиться своей культуры. Как следствие, это ведет к требованиям получениянезависимости.Энтони Д. Смит (Anthony D. Smith) в книге «Национальная идентичность» (“NationalIdentity”) говорит о многослойности этого понятия.
Оно включает в себя, например,религиозную, лингвистическую, этническую и культурную составляющие. Оно такжепредполагает приверженность определенным традициям. Но все эти составляющиеобъединяются в одну общую – национальную идентичность, которая обязательноосновывается на чувстве принадлежности к определенному политическому сообществу(political community)72. «Политическое сообщество, в свою очередь, предполагает общиеполитические институты и общий набор прав и обязанностей для всех членов общества.Оно также подразумевает определенное социальное пространство и вполне четко71Kymlicka W.
Misunderstanding Nationalism // Theorizing Nationalism / Ed. by R. Beiner. Albany: StateUniversity of New York Press, 1999. P. 135.72Smith A. Op. cit. P. 9.32разграниченную территорию, с которыми члены общества себя идентифицируют и ккоторым они чувствуют свою принадлежность»73.Теперь можно непосредственно перейти к определению понятия национализм.Эрнест Геллнер (Ernest Gellner), в своей работе «Нации и национализм» утверждает, что«Национализм – это, в первую очередь, политический принцип, суть которого сводитьсяк тому, что политическая и национальная единицы должны совпадать»74.