Диссертация (Эволюция воззрений крайне правых сил во Франции, Италии и Венгрии 2000 – 2013 гг), страница 7
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Эволюция воззрений крайне правых сил во Франции, Италии и Венгрии 2000 – 2013 гг". PDF-файл из архива "Эволюция воззрений крайне правых сил во Франции, Италии и Венгрии 2000 – 2013 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 7 страницы из PDF
Вплоть доначала 1980-х годов в сознании обычных людей в Европе термин «крайне правые»ассоциировался с фашизмом. По мнению профессора Пьеро Игнаци (Piero Ignazi), тотфакт, что крайне правые движения приравнивались к фашистам, имеет простоеобъяснение. Дело в том, что единственной политической силой, которая открыто называласебя крайне правой, была партия Итальянское социальное движение (ИСД). Партия ИСДбыла сформирована из так называемых фашистских ветеранов и сторонников политикиМуссолини и прямо заявляла о своем фашистском происхождении57.Возрождение движений правых радикалов началось сразу после Второй мировойвойны, и крайне правые партии создавались на протяжении всей второй половины XXвека.
Итальянское социальное движение было создано в 1946 году, Австрийская партиясвободы – в 1949. В 1966 году была создана испанская праворадикальная партия Новаясила (Fuerza Nueva), французский Национальный фронт – в 1972 году, и так далее. Крайнеправые политические силы появлялись в Европе повсеместно.На начальной стадии своего развития крайне правые говорили о кризисе власти,требовали защиты прав собственности, выступали за выбор «третьего» идеологическогопути, который отличался бы как от марксизма, отдающего приоритет классовой борьбе,так и от либеральной идеологии, которая защищает интересы монополий. Правыерадикалы выступали за усиление президентской власти, за либерализацию экономики.Характерной чертой идеологии крайне правых в первые десятилетия послевоенногопериода был также антикоммунизм.57Ignazi P.
Extreme Right Parties in Western Europe. New York: Oxford University Press, 2003. P. 1.25Разумеется, необходимо помнить, что лозунги крайне правых в разных странахотличаются друг от друга и зависят от национальных социально-экономических иполитических особенностей. Однако общим элементом идеологии европейских крайнеправых на разных этапах истории является объединение по принципу «свой – чужой», илипо принципу ксенофобии.
Для крайне правых обязательно существование врага, противкоторого и следует объединяться. В идеологии правых радикалов то и дело всплываетобраз «чужого» – еврея, иммигранта, цыгана. Врагом могут выступать и идеологическиеэлементы, такие как либерализм, мировой капитализм или глобализм. Отсюда ввоззрениях крайне правых сил возникает антииммиграционная и антицыганская риторика,антисемитизм, антилиберальные настроения, антиамериканизм и др.
В нацистскойГермании врагом были евреи, в современной Франции (Национальный фронт) –иммигранты, в современной Италии (Лига Севера) – жители южной части страны. Причемрешать проблемы крайне правые призывают радикальными методами: в нацистскойГермании – при помощи физического истребления евреев, (а также цыган и другихнеарийских народов), в случае с Францией – посредством депортации иммигрантов, аитальянская Лига Севера призывает к сепаратизму.Но по понятным причинам движения правых радикалов долгое время существовалив виде маргинальных политических групп или немногочисленных партий.
В сознанииграждан крайне правые были дискредитированы зверствами нацистов. Такое положениевело к невозможности крайне правых движений попасть в большую политику. Ситуациякардинальным образом начинает меняться в 1980-е годы. Появляются новые партии,старые же прибегают к значительным идеологическим изменениям. Пол Хейнсворт (P.Hainsworth)всвоейкнигеприводитопределениеП.Игнацидвухтиповправорадикальных партий : 1. Старые – традиционные крайне правые партии, уходящиекорнями к послевоенным фашистским политическим силам и 2. Новые – так называемые«постиндустриальные» крайне правые58.
К старому типу крайне правых П. Игнациотносит такие партии, как Итальянское социальное движение (ИСД), Британскуюнациональную партию (БНП) и Немецкий народный союз (ННС). Ко второй категории онпричисляет такие партии, как французский Национальный фронт, Австрийскую партиюсвободы и др.
Эти партии напрямую не являются последователями фашистов, однако, этоне мешает им «являться выразителями антидемократических ценностей в своем58Цит. по: Hainsworth P. The politics of the extreme right: from the margins to the mainstream. London: Pinter,2000. P. 5.26политическом дискурсе»59. По мнению П. Игнаци, всем крайне правым свойственны«убеждения, которые подрывают основы традиционного государственного устройства»60.Как показывает политическая практика, популярности в результате добиваются те,кому удается избавиться от ассоциаций с фашистами и нацистами, те, кому удаетсянесколько смягчить свой радикализм.В период с 1980 по 1999 гг. количество голосов, отдаваемых в пользу крайне правыхв среднем по Европе, возросло более чем в два раза: с 4,75% в 1980-е – до 9,73 % в 1990-егоды61.
Наибольшей популярности в 80-е годы крайне правые добивались во Франции,завоевывая более 10% голосов избирателей. Тогда же значительных успехов они добилисьеще в 6 странах – в Австрии, Бельгии, Германии, Нидерландах, Швейцарии, Испании иГреции62.Что касается идеологии современных правых радикалов, то она по многим вопросамсовпадает с классическими правыми: закон и порядок, негативное отношение кусилившейся иммиграции, поддержание традиционных ценностей, акцент на важностирелигиозной морали. Однако в отличие от правой идеологии, крайне правым свойственныи такие идеологические установки, как радикализм, ксенофобия, расизм.
Зачастую длясовременныхкрайнеправыхтакжехарактернакритикамультикультурализма,этноцентризм и расистская интерпретация понятия «нация»63. На современном этапеновым аспектом идеологии правых радикалов является также евроскептицизм. Помимовсего прочего, для правых радикалов характерен акцент на сохранении национальнойидентичностиитребованиеввестипринциптакназываемой«национальнойпредпочтительности» в вопросах найма и распределения социальных пособий. Чтокасается вопроса национализма, то он характерен как для правых, так и для крайнеправых.
Однако в случае крайне правых, национализм имеет более ярко выраженный (идаже шовинистический) характер и сопровождается расизмом, ксенофобией, призывами кдискриминации иммигрантов и так далее.Чтобы лучше понять, какое место в политическом спектре занимают крайне правыеотносительно правых, представим это в виде таблицы:Общие идеологические установкиправых и крайне правых:Идеологическиеустановки,характерные только для крайне правых:59Цит.
по: Ibid.Ibid.61Ignazi P. Op. cit. P. 1.62Ibid.63Hainsworth P. Op. cit. P. 10.60271. Консерватизм;1. Шовинизм;2. Акцент на необходимости более2. Расизм;пристального внимания к понятиям законаи порядка;3.(евроскептицизм);Негативноеотношениекнеконтролируемой иммиграции;4.Призывыкужесточениюиммиграционного законодательства;5.Акцентнанеобходимостиподдерживать традиционные ценности;6.3.
Критика европейской интеграцииПродвижениенациональныхинтересов;7. Подчеркивание важности понятия«национальная идентичность»;4. Критика глобализации;5. Критика мультикультурализма;6. Ксенофобия;7. Этноцентризм;8.Призывкдискриминациииммигрантов;9. Радикальные высказывания крайнеправых политиков в своих выступлениях;10.Зачастуюэкстремистскиеполитические взгляды.8. Акцент на важности религиознойморали;9. Наконец, национализм. Однако украйне правых он имеет гораздо болеерадикальную коннотацию.Говоря о положении крайне правых в политическом пространстве, а также об ихвзаимодействии с другими политическими силами, автор данной диссертации вводит внаучный оборот термин «культурная резистентность».
Культурную резистентностьможно определить как сопротивление, возникающее в процессе взаимодействияразличных культурных традиций, пластов, культурных воззрений, взглядов и дажеполитических позиций, обусловленных принадлежностью к разным культурам илиубеждениям. Этот термин уместно использовать и при анализе взаимодействия культурыкоренных европейских народов с культурами иммигрантских общин.
При этом подпонятием культуры мы можем понимать не только национальную культуру, но и наборопределенных убеждений и менталитет.Как правило, в большинстве европейских стран, крайне правые силы занимаютоппозиционное положение по отношению к действующей власти. Связано это с тем, чтокрайне правые не вписываются в сложившийся либеральный дискурс. Взаимодействуя споследним, крайне правые вызывают «культурную резистентность», так как ихполитические взгляды зачастую вступают в противоречие с либеральными ценностями.28Как правило, крайне правые являются приверженцами консервативных взглядов,связанных с историческими традициями и устоями общества. Они апеллируют крелигиозных, семейным, традиционным ценностям. Либеральная культура, в своюочередь, во многом противоречит перечисленным ценностям, представляя собой скореемодернистскую культуру, отвечающую запросам современного европейского общества.Наглядным примером здесь может послужить разница политических взглядов направа ЛГБТ-сообщества.
Либеральная культура будет апеллировать к правам человека, ктому, что все люди равны от рождения, а, следовательно, должны быть наделены равнымиправами, независимо от пола, религиозных взглядов, национальности и сексуальнойориентации. Традиционная культура напротив склонна апеллировать к тому, что сказано огомосексуальности к Библии, к истории, к складывавшимся столетиями традициям семьии брака. В этом, и во многих других вопросах, либеральная и традиционная культуры привзаимодействиивызываютпроцесстакназываемой«резистентности»или«сопротивления» разных культурных пластов: старого (традиционного) и нового(либерального).Следовательно,доминирующаянынелиберальнаякультурасопротивляется воззрениям крайне правых.
Здесь мы имеем дело с процессом взаимногопротивостояния. Причем сила резистентности и активность у крайне правых, как правило,выше, поскольку они находятся в оппозиции к правящим политическим силам(либеральным). Следовательно, им необходимо прикладывать гораздо больше усилий,чтобы быть услышанными и воспринятыми, как другими политическими силами, так иобществом.В то же время, можно говорить о сильной и слабой культуре. Следовательно, слабаякультура будет обладать и слабой культурной резистентностью. Сильная культура будетсопротивляться нововведениям и влиянию иных культур, будь то культура иммигрантовили же массовая западная поп-культура.