Диссертация (Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914–2014 гг), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914–2014 гг". PDF-файл из архива "Публичная дипломатия как инструмент идеологической и политической экспансии США в мире, 1914–2014 гг", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве СПбГУ. Не смотря на прямую связь этого архива с СПбГУ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой докторскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени доктора исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Так поступали Франция и Германия в период «холодной войны», а внастоящий момент — Китай и Южная Корея. Сторонники данной точки зрениясчитают, что концепция культурного империализма может существовать только в виде«мертвой» концепции (cultural imperialism is dead), поскольку политики культурногоимпериализма не существует. Этот тезис звучит в исследованиях, которые повествуюто негативной реакции зарубежного общества на проникновение американскойпродукции и культуры37. Например, исследования Н. А.
Цветковой доказывают, чтоСША не сумели осуществить политику культурного империализма в университетахФРГ в период «холодной войны» в виде изменения структуры вузов, учебного плана,36См., напр.: Galeota J. Cultural Imperialism: An American Tradition // Humanist. Vol. 64, No 3, May 2004. P. 22–46;Tsvetkova N. Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945–1990. Leiden,Netherlands: Brill, 2013.37Galeota J.
Op. cit. 37 переобучения студентов и профессуры по американской модели. Немецкая модельуниверситетскогообразованияподлежалаполномуреформированию.Однакосильнейшее сопротивление со стороны профессуры консервативных взглядов, которыепыталисьсохранитьтрадиционныесторонынемецкогообразования,сталомогильщиком американских реформ.
Уже в середине 1970-х гг. правительство СШАпризнало,чтополитикавнедренияамериканскоймоделиуниверситетскогообразования полностью провалилась. США не удалось заменить немецкие традицииамериканскими ценностями, что и являлось политикой культурного империализма38.Вместо идей культурного империализма исследователи предлагают использоватьтеорию отклика или реакции (response theory) и смещают тему о культурной экспансиив сторону изучения вопросов о методах «сопротивления» местных сообществ, о судьбепериферийных культур и коренного населения, оказавшегося под влияниемзарубежной культуры.
Многие подобные исследования протекают в рамках концепциипостмодернизма и выдвигают тезис о важности изучения маргинальных культур впроцессахвзаимоотношениймеждуцентромипериферией.Исследователиутверждают, что местное население никогда не являлось пассивным потребителемамериканских идей, а напротив, упорно сопротивлялось проникновению символовкультуры США в традиционные культуры 39. Одно из последних исследований поданной теме, изучающее влияние американской музыки на китайскую молодежь,определяет концепцию культурного империализма как маргинальную в науке иотвергает наличие имперского в распространении американской культуры в силуглобализации и отторжения американской культуры частью китайского населения40.Болеетого,всовременнойисторическойнаукенаметиласьтенденцияпереосмысления исторических событий, которые ранее оценивались как примеркультурного империализма.
Например, если ранее религиозная миссионерская илифилантропическая деятельность западных стран (США или Великобритании)38Tsvetkova N. Failure of American and Soviet Cultural Imperialism in German Universities, 1945–1990. Leiden,Netherlands: Brill, 2013.39См., например: Tibi B. Culture and Knowledge: the Politics of Islamization of Knowledge as a Postmodern Project?The Fundamentalist Claim to De-Westernization // Theory, Culture & Society. 1995. Vol. 12.
P. 1–24; Kieh Jr. G. TheRoots of Western Influence in Africa: an Analysis of the Conditioning Process // Social Science Journal. 1992. Vol. 29.P. 7–19; Williams P., Chrisman L. Colonial Discourse and Postcolonial Theory: A Reader. N.Y., 1994; Chay J. Cultureand International Relations. N.Y.: Praeger, 1990; Reeves-Ellington B. A Vision of Mount Holyoke in the OttomanBalkans: American Cultural Transfer, Bulgarian Nation-Building and Women's Educational Reform, 1858–1870 //Gender & History. Vol. 16, No 1, April 2004. P.
146–171 и др.40Rupke H. N., Gtant B. “Country Roads” to Globalization: Sociological Models for Understanding American PopularMusic in China // Journal of Popular Culture. Vol. 42, No 1, February 2009. P. 127. 38 рассматривались с точки зрения культурного империализма, то сегодня многие ученыепредлагают полностью снять с повестки дня дискурс империализма в деятельностирелигиозных миссионеров и американских филантропов в зарубежных странах,который превалировал на протяжении последних двадцати лет в литературе41.Однакоисследований,традиционнойкоторыеконцепциинаправленыкультурногонаполноеимпериализма,реанимированиесегодняподавляющеебольшинство42.
Это второе направление исследований предлагает вернуть концепциюкультурного империализма (cultural imperialism is revisited) в научный оборот.Несмотря на процессы глобализации, многие ученые продолжают утверждать, что, каки в XIX в. или в 1970-е гг., политика культурного империализма существует в видепередачи западных ценностей в развивающиеся страны. Если подобная политикадоказуема, то и концепция культурного империализма должна вернуться в научныйдискурс.Исследованиясподобнымтезисомиспользуюттакиепримерыимпериалистической политики, как распространение английского языка в мире 43 ,использование Голливудом зарубежных и более дешевых материальных источниковдля создания фильмов и такие стандартные явления, как макдонализация и кокаколонизация44мирараспространенной.Средитемойисследованийдискуссийданногоявляетсянаправлениявопрособсамойамериканскойинформационной политике, а точнее — о медийном империализме.
Данный дискурспоявилсяв1970-ерассматривающие,гг.внапример,работахрольГ.Шиллераправительства45.СегодняСШАвисследования,экспортированиидемократии и (в более узком смысле) роль правительства США в созданиидемократически ориентированных СМИ в оккупированных Афганистане и Ираке,41Dunch R. Beyond Cultural Imperialism: Cultural Theory, Christian Missions, and Global Modernity // History &Theory. Vol. 41, No 3, October 2002.
P. 301–325.42Dal Yong Jin. Reinterpretation of Cultural Imperialism: Emerging Domestic Market VS Continuing US Dominance //Media, Culture & Society. Vol. 29, No 5, September 2007. P. 753–771.43Hay I. Postcolonial Practices for a Global Virtual Group: The Case of the International Network for Learning andTeaching Geography in Higher Education // Journal of Geography in Higher Education.
Vol. 32, No 1, January 2008. P.15–32. К подобным работам можно отнести исследования о русификации и распространении русского языка в1920-е гг. См.: Cadiot J. Russia Learns to Write: Slavistics, Politics, and the Struggle to Redefine Empire in the Early20th Century // Kritika: Explorations in Russian & Eurasian History. Vol. 9, No 1, Winter 2008. P.
135–167.44Wagnleitner R. Coca-colonization and the Cold War: The Cultural Mission of the United States in Austria After theSecond World War. Chapel Hill & London: The University of North Carolina Press, 1994; DeBres K. Burgers forBritain: A Cultural Geography of McDonald’s UK // Journal of Cultural Geography. Vol. 22, No 2, Summer 2005. P.115–139; Fay J.
“That’s Jazz Made in Germany!”: Hallo, Fräulein! And the Limits of Democratic Pedagogy // CinemaJournal. Vol. 44, No 1, Fall 2004. P. 3–24.45Schiller H. Communication and Cultural Dominance. N.Y.: International Arts and Sciences Press, 1976. 39 используют дискурс о медийном империализме 46 . Но есть исследования, которыепоказывают, как политика медийного империализма может быть остановленаполитикой в данной сфере другого государства. Например, многие исследованияговорят о том, что политика Южной Кореи по распространению своей музыкальнойпродукции в АТР постепенно вытесняет американскую музыкальную поп-культуру срынков КНР, Филиппин, Японии и т. д.
Происходит процесс так называемогоконтримпериализма в области культуры (counter-cultural imperialism)47.Концепция американизации48Классическое определение термина «американизация» звучит следующим образом:это процесс социальной и культурной адаптации к стандартам американского образажизни. Появился данный термин в литературе еще в начале XX в., когда британскийжурналист Т. Стэд опубликовал свою знаменитую книгу под названием “TheAmericanization of the World”.
В ней он заявил, что в силу усиления экономической,политической и военной мощи США американизация неизбежно охватит все странымира49.Сегодняконцепциянаиболеечастоиспользуетсямногимиевропейскимиисследователями, которые изучают политику США в отношении стран Европы.Многие ученые, особенно историки и антропологи новой волны, т. е.