Диссертация (Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века), страница 5
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века". PDF-файл из архива "Представления о святости в официальной католической мысли второй половины XIII века", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата исторических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 5 страницы из PDF
VIII. P. 224-264.54Jasinski K. Franciszkanin Henryk z Breny propagatorem kultu sw. Jadwigi // KsięgaJadwiżańska (Międzynarodowe Sympozjum Naukowe «Święta Jadwiga w dziejach i kulturzeŚląska». Wrocław-Trzebnica, 21-23 września 1993 roku) / Wyd. M. Kaczmarel, M.L. Wojcik.Wrocław, 1995. S. 339-351.55Ле Гофф Ж. Людовик IX Святой. С. 235.56Carolus-Barré L. Le procès de canonisation de saint Louis (1272-1297). Essai dereconstitution. (Collection de l'École Française de Rome, 195). Rome, 1994; Id. Les enquêtespour la canonisation de saint Louis — de Grégoire X à Boniface VIII — et la bulle Gloria laus,du 11 août 1297 // Revue d'histoire de l'Église de France. T.
57. №158. 1971. P. 19-29.Жития и булла о канонизации см.: AASS Aug. V. P. 275-755.20расследования57 не публиковался, но в 2002 г. Роберто Пачокко подготовилкритическое издание этого текста58.§2.2. «Лекции на пять книг декреталий» Генриха Сузанского(Остийца)Помимоисследованиипротоколовбылканонизационныхзадействованещепроцессов, в настоящемодинисточник,созданныйпрофессиональным канонистом, Генрихом Сузанским – а именно егокомментарий на раздел «Декреталий» Григория IX «О реликвиях ипочитании святых».
Прежде чем переходить к описанию этого текста,следует сказать несколько слов о его авторе.Генрих (ит. Энрико), возможно принадлежал к семье Бартоломео59 иродился около 1200 г. в пьемонтском городе Суза, а умер 25 октября или 6ноября 1271 года в Лионе60. Он был одним из величайших канонистов своеговремени и вошел в историю под прозвищем «Остиец», поскольку былепископом Остии. Неслучайно в «Божественной комедии» именно онолицетворяет каноническое право:«Не ради благ, манящих продолжатьНелегкий путь Остийца и Фаддея.57Vat. Lat. 4019. ff.
28-100; Paris, BnF. Lat. 5373A. ff. 1-65.Paciocco R. Processi e canonizzazioni nel Duecento. Documenti e riflessioni a proposito diFilippo di Bourges // Archivum historiae pontificiae. №40. 2002. P. 131–174.59Он часто упоминается в историографии под таким именем, хотя свидетельства о егопринадлежности к семье Бартоломео появились уже после его смерти. – BrugnottoG.
L’« Aequitas canonica » : studio e analisi del concetto negli scritti di Enrico da Susa(Cardinal Ostiense). Roma, 1999. P. 14.60В завещании, изданном А. Паравичини Бальяни (Paravicini Bagliani A. I testamenti deicardinali del Duecento. Roma, 1980. P. 133-141), Остиец изъявил желание бытьпохороненным в ближайшей доминиканской церкви в случае, если бы он умер в римскойкурии, или близко к ней; если же смерть застала бы его вдалеке от курии, он просилпохоронить его в кафедральном соборе того города, в котором он бы отошел в мир иной.Неизвестно, где находится могила Остийца. Многие современные историки считают, чтоон умер в Лионе и был похоронен в местном доминиканском монастыре, однако нетдокумента, который подтверждал бы эту гипотезу.
Есть также свидетельства о том, что онбыл погребен в соборной церкви святого Лоренцо в Перудже.5821Рай.12,82-84(переводМ.Л.Лозинского)Известно, что он изучал гражданское и каноническое право в Болонье,где его учителями были Якопо Бальдовини и Гомобон61; там он был удостоенстепени доктора обоих прав.
О том, что он получил достойное образование ив словесности, свидетельствуют многочисленные цитаты из античныхавторов, таких как Гораций, Овидий, Сенека, Вергилий. Вероятно, послеокончания учебы на некоторое время он остался в Болонском университете вкачестве преподавателя; около года он читал лекции в Парижскомуниверситете, однако, несмотря на большие успехи, все же предпочелцерковную карьеру академической. В 1233 году он был рукоположен.
В 1235году стал настоятелем кафедрального собора в Антибе.Носанидуховнаякарьеранепомешалиегоюридическойдеятельности, которая всю жизнь обеспечивала его полезными знакомствамии завидными должностями. Между 1237 и 1242 годами он несколько разпутешествовалвАнглию62,попеременновыполняяпоручениятоанглийского короля Генриха III (чьим представителем он оставался до1258 года), то папы. В 1243 году Генрих Сузанский вернулся во Францию иуже в 1244 году получил сан епископа Систерона, став одновременно с этимпапским капелланом, а в 1250 – архиепископа Амбрена. Папа продолжалотправлять его в дипломатические миссии; например, в 1251-1252 годахГенрих находился в Германии. Его многократно обвиняли в том, что он давали брал взятки (в том, что он не самым честным путем получил сан епископа61Pennington K.
Enrico da Susa, detto l'Ostiense (Hostiensis, Henricus de Segusio o Segusio) //Dizionario Biografico degli Italiani. Vol. 63. Roma, 1993. P. 758.62По одной версии, в первый раз он отправился туда в 1239 году, сопровождая ЭлеоноруПрованскую, выданную замуж за Генриха III. (Kay R. Hostiensis // Medieval Italy: anEncyclopedia / Ed. by Ch. Kleinhenz.
N. Y., 2004. Vol. 1. P. 515). По другой – в 1237 годувместе с кардинал-диаконом Оттоном Монферратcким, который был направлен папойГригорием IX в Лондон, чтобы разрешить конфликт между Кентерберийским и Йоркскимархиепископами. (Pennington K. Enrico da Susa. P. 759).22Систерона, и в том, что он принял взятку от епископа Меца), однако ни одноиз подобных обвинений не имеет убедительных доказательств.22 мая 1262 года Урбан IV пожаловал Генриху Сузанскому титулепископа Остии и Веллетри63, что и послужило причиной для появления унего прозвища «Остиец». Хотя он часто фигурирует в регистрах Урбана IV(двадцать пять раз) и Климента IV (несколько реже – только четыре раза),почти ничего не известно о роли, которую он играл в папской курии послесвоего назначения главой коллегии кардиналов.Остиец является автором множества комментариев на папскиедекреталии и новеллы, среди которых самыми значительными сочинениямиявляются «Сумма о титулах декреталий» (Summa super titulis Decretalium)(известная также как «Золотая сумма», Summa aurea) и «Лекции одекреталиях Григория IX», Lectura in Decretales Gregorii IX.
Он работал ещенад одним крупным сочинением, которое должно было называться Lectura inNovellas Innocentii IV, однако оно так и не было опубликовано. Остиецкомментировал не заключительную версию новелл, а так называемый «сводтридцатисеми»64,дополненныйсороковойновеллой65итремяэкстраваганциями, extravagantes (папскими декретами, не вошедшими вофициальные сборники: Is qui, Sane quia и Ad perpetuam 66 ). Но послепубликации «Шестой книги», (Liber sextus, содержающей декреталии63Остия – это одна из семи субурбикарных епархий, то есть епархия пригорода Рима (отлат. suburbium – пригород). С 1150 года пост епископа этой епархии приложен к постудекана коллегии кардиналов. В первом тысячелетии епископы Остии занимали первоеместо в ряду епископов римской церковной провинции, имели право на ношениепаллиума, и именно на их плечах лежала обязанность рукополагать в епископы новогопапу римского.64Исследователи выделяют три редакции «Новелл» Иннокентия IV: своды A, B и C.
СводС представляет собой окончательный и полный вариант, состоящий из сорока однойновеллы, и именно он был обнародован в 1253 году. Однако более распространенным (51из 226 рукописей, исследованных П.-Й. Кесслером) является некий промежуточныйвариант, гораздо более полный, чем своды A и B, но содержащий только 37 новелл. –Казбекова Е.В. Вклад Иннокентия IV в развитие канонического права XIII в.
(наматериале Новелл) // Средние века. 2003. Вып. 64. С. 106-107.65Той, которая стоит под номером 40 в своде С, новеллой С 40.66Pennington K. Enrico da Susa. P. 763.23Бонифация VIII) не было смысла в продолжении работы над комментариямик Новеллам, поскольку Бонифаций заимствовал существенную часть Новелли вставил их в свое произведение. Комментарии Остийца к Новеллам не сталсамостоятельным произведением, но его можно найти в приложении к двумизданиям Lectura in Decretales Gregorii IX67.Одним из источников данного исследования стал комментарийОстийца на двадцать пятый титул третьей книги Декреталий Григория IX «Ореликвиях и почитании святых».
Он содержится в его «Лекциях или аппаратена пять книг декреталий» (Lectura sive apparatus domini Hostiensis superquinque libris decretalium).Прежде всего, стоит отметить, что у этого труда нет единого иобщепринятого названия. Можно встретить такие наименования как Lectura,Commentarium, Apparatus. Нам представляется более предпочтительнымпоследнее, поскольку им пользовался сам Остиец, и будем для удобстваназывать этот труд «Чтением»68. Оно почти в два раза длинней, чем «Золотаясумма», изданная в двух томах по полторы тысячи страниц каждый. Это неудивительно, поскольку в Apparatus Остиец дает комментарий на вседекреталии Григория IX (а не на объединявшие их титулы и главы, как в«Сумме»), а некоторые из них достаточно подробны и требуют не менееподробного анализа.Как и Summa Aurea, этот труд обязан своим появлением томунедолгому времени, которое Генрих Сузанский провел в Парижскомуниверситете.