Диссертация (Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов), страница 12

PDF-файл Диссертация (Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов), страница 12 Филология (41906): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов) - PDF, страница 12 (41906) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов". PDF-файл из архива "Симеон Полоцкий - первый придворный писатель практика создания образцовых текстов", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "филология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата филологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 12 страницы из PDF

96). Стих «Хвалим,благословим» вряд ли можно использовать для реконструкции места,занимаемого проповедью в литургии, так как определение «повседневною»указывает на то, что эта песнь воспроизводилась на службах ежедневно131.Фрагмент из тропаря Святой Троицы «цр҃ковь мт҃и, бл҃годарственная Хрс҇туГс҇ду восписующе сице воспѣваетъ: Бл҃гословенъ еси Хрс҇те Бж҃е нашъ, ижепремдрыя ловцы явлей, пославъ имъ Дх҃а Ст҃аго, и тѣми уловлей вселенную,чл҃колюбче слава тебѣ» (ОД л. 322) включен в развернутую метафору из «СловаBaumstark, Op.

cit., 61.Стихотворный вариант песни трех отроков был включен Симеоном в «Псалтирьрифмотворную». См. Симеон Полоцкий, Псалтирь рифмотворная, Москва, Верхняятипография, 1680, Л. 137–137об. 2-ой пагинации.131Никитин С. И., Ткаченко А. А., Лукашевич А. А., «Вавилонские отроки», in: Православнаяэнциклопедия (http://www.pravenc.ru/text/153809.html#part_7; последнее обращение12.01.2017).129130511, въ ндлю 18, по Сошествии Ст҃аго Дх҃а», в которой апостолы сравниваются словцами «рыбъ — человѣковъ», а мрежи (сети) — с проповедью Слова Божия,«яже аки изъ многихъ нитей, изъ различныхъ разумѣний писания, и Оц҃ъ Ст҃ыхъучений соплетается, имѣющи яко узлы своя, жестокая поучения и наказанияплоти нелюбезная» (ОД л.

321об.).Отдельную подгруппу составляют цитаты из Символа веры: семьфрагментов распределены по трем словам, причем пять из них сосредоточены в«Словѣ 2, въ недѣлю 7, по Пасцѣ, яже есть Ст҃ыхъ Оц҃ъ 318, въ Никеи,собравшихся на Ариа» (ОД л. 89об.–96), в котором также присутствуют двазаимствования, рассмотренные выше. В «Словѣ 2, въ ндлю 2, по Пасцѣ, оФомѣ» цитата из Символа формирует поучение слушателям, в котором Симеонговорит о необходимости посещать церковь в воскресение, заключать «дверичувств» к суете мира и открывать их Христу: «по оному увѣщанию: Дверипремудростию вонмемъ: блг҃оговѣйно ожидати Хрс҇та Гс҇да, в тайнѣ евхаристии,пресуществлениемъ хлѣба и вина во тѣло и кровь его ст҃ую, ту бывающаго» (ОДл. 19).Отрывок из особого тропаря первых трех дней Страстной Седмицы(Великого Понедельника, Великого Вторника, Великой Среды) «Се бо женихъгрядетъ во полунощи, и бл҃женъ рабъ егоже обрящетъ бдяща: недостоинъ жепаки, егоже обрящетъ унывающа» (ОД л.

189об., 597) резюмирует притчу изЕвангелия от Матфея о десяти девах Мф. 25:1–13. Отрывок процитирован двараза: в первом случае он инкорпорирован в авторский текст («Слово 1, въ ндлю7, по Сошествии Ст҃аго Дх҃а»), во втором — помечен как цитата при помощивводной формулы «по оному» («Слово 2, въ ндлю 2, Ст҃ыя Четыредесятницы»,ОД л. 597). В «Словѣ 2, въ ндлю 29, по Сошествии Ст҃аго Дх҃а» Симеонобсуждает духовное и телесное здравие и в качестве аргумента приводит цитатуиз молитвы о болящих, по 13 кафисме: «по словеси оному от цр҃кве ко Гс҇ду:Твое бо есть еже миловати и спасати ны Бж҃е нашъ» (ОД л.

474).Включив в свои воскресные проповеди цитаты из литургических текстов,52Симеон тем самым подчеркнул традиционность своих поучений, поставив их водин ряд с каноническими святоотеческими гомилиями. Ссылки на текстыбогослужений позволили ему встроить устную проповедь в службу дня, влитургию, обратить внимание слушателей на их содержательную связь.Совершенно иначе устроен второй сборник Симеона «Вечеря душевная».Вопрос о том, какое место в богослужении занимали проповеди из«Вечери», остается открытым132. Очевидно, что эти поучения, посвященныепамятям святых и церковным праздникам, находятся в качественно иныхотношениях с литургическим годом и богослужебными текстами по сравнениюс воскресными словами из «Обеда».

Структурно и содержательно праздничныепоучения не связаны ни с воскресной литургией, ни с текстами служб на днипамяти святых. Так, молитвы, с которыми Симеон обращается к святым, несоответствуют каноническим текстам (например, «Слово въ день прпдбнагоОц҃а нашего Саввы Звенигородскаго» завершается молитвенным обращением ксвятому, не совпадающим с принятыми молитвой, тропарем и кондаком СаввыСторожевского). Здесь, как представляется, решающую роль играет характерпроповедей: в словах, посвященных святым, Симеон концентрируется не напрославлении святого, а на житийном аспекте и на том, какое поучение можноиз него извлечь.

С технической точки зрения отсутствие ссылок на службысвятым может быть связано с тем, что соответствующие тропари, кондаки имолитвы прочитываются обычно на вечерне или утрени, т. е. на тех службах, накоторых проповедь, как об этом можно судить, не читалась133.Поучения на праздники несколько отличаются: в девяти проповедях(Рождество Христово, Собор Богородицы, Обрезание Господне, БогоявлениеГосподне, Сретение Господне, Благовещение, Рождество Иоанна Крестителя,В конце одного из изданий «Вечери» располагаются отрывки чина вечери, вплетенные тудавероятно позже и, как кажется, не имеющие отношения к изначальному замыслу автора.133Свидетельств о том, что во второй половине XVII в. проповедь читалась не на литургии,обнаружено не было.

В современной православной церкви есть практики чтенияпроповеди на утрени.13253ПреображениеГосподне,УспениеБогородицы)присутствуютнемногочисленные цитаты из праздничных богослужебных текстов. Мыобнаружили около десяти цитатных единиц: это кондак ПреображенияГосподня («Слово первое въ день преображения Гс҇да Бг҃а нашего и Сп҃са нашегоИи҃са Хрс҇та»), возглас «горе имеем сердца» из литургии и восемь фрагментов избогородичных песнопений (тропарей, кондаков, песней и акафистов из слова«въ день Стрѣтения Иконы Владимирския, Прест҃ыя Бдцы», слова 2-го и 3-го«въ день Бл҃говѣщения Прест҃ыя Бдцы», слова 3-го «въ день Бл҃говѣщенияПрест҃ыя Бдцы», слова 1-го «въ день Ржс҇тва Прест҃ыя Бдцы», слова «въ деньВъведения Прест҃ыя Бдцы», слова 2-го «въ день Стрѣтения Гс҇да нашего Ии҃саХрс҇та»).

Цитаты их этих песнопений, также читающихся в основном наутрени/вечерне и прославляющих Богородицу и Христа, стилистическисоответствуют приподнятому тону симеоновских праздничных поучений.Тем не менее, некоторые проповеди из «Вечери душевной» все же связаны,структурно и/или тематически, со службой конкретного дня через темы, илидевизы проповедей. В отличие от «Обеда», выбор тем для «Вечери»представляется крайне непоследовательным: примерно половина девизовсоответствует чтению дня (из Евангелия, Апостола или паремий); а втораяполовина отражает содержание поучения, но взята из текстов Ветхого и НовогоЗавета произвольно, т.

е. безотносительно зачал (например, поучению на деньсв. Феодоры Александрийской предпослан стих Мф 3:8 из зачала 5, котороечитается на Рождество Христово; а поучению на день Андрея Первозванного —стих Мф 4:19 из зачала 9, для второй недели по Пятидесятнице). Кроме того,целый ряд стихов из Ветхого Завета, выбранных в качестве темы, не входит всостав паремий (например, Притч 9:1 на Рождество Богородицы, Песн 8:10 наПокров и т. д.). В атрибуции девизов в пяти случаях зачала не указаны; водиннадцати поучениях тем нет. «Слово первое въ день Ржс҇тва Прест҃ыя Бдцы»— единственное поучение, чей девиз взят из богослужебного текста — Тропаряперед иконой «Благодатное небо».54Из пятидесяти пяти проповедей только двадцать одна имеет темы изсоответствующих дню зачал. Эти поучения посвящены Иоанну Богослову,свт.

Николаю Чудотворцу (Никола зимний, 6 декабря), Рождеству Христову,Собору Богородицы (26 декабря), прмч. Стефану, Обрезанию Господню,Богоявлению, св. мц. Татьяне, св. Григорию Богослову, Сретению Господню,Благовещению, Владимирской иконе Божьей Матери, вмч. Феодору Стратилату,Рождеству Иоанна Крестителя, апостолам Петру и Павлу, прп. АнтониюПечерскому, пророку Илие, Преображению Господню и Успению Богородицы— основным церковным праздникам и крупным святым. По-видимомупредполагалось, что читаемая в эти особо отмечаемые Церковью дни проповедьдолжна была быть не просто тематической, а содержательно вписанной вслужбу дня посредством девиза и, следовательно, евангельского отрывка, такили иначе обсуждаемого проповедником.Из этих девизов десять взяты из евангельских чтений для утрени(например, Ин 21:20, зач.

67, Иоанну Богослову, на день Иоанна Богослова;Лк 1:48, зач. 4, Пресвятой Богородице на утрени, на сретение Владимирскойиконы Божьей Матери и т. д.), шесть — из евангельских чтений для литургии134(например, Лк 1:28, зач. 3, на Благовещение; Лк 2:22, зач. 7, на СретениеГосподне, и т. д.), четыре — из Апостола для утрени (например, Рим 8:35,зач. 99, мученикам, на день мц. Татианы; Мф 5:14, зач. 11, святителям, на деньНиколая Чудотворца и т. д.) и одно — из паремий (Притч 3:13, поучение на деньГригория Богослова). Девиз для проповеди на день свв. Петра и Павла взят изчтений апостолу Андрею (Ин 1:42, зач.

4, апостолу Андрею и среда СвятойСедмицы). Разброс чтений, из который Симеон брал темы для поучений(Евангелие, Апостол, паремии, Псалтырь), говорит о том, что служба дня невыступала в роли организующего начала для проповеди, а последняя134При подсчете литургических евангельских зачал мы не учитывали, что это зачало можетчитаться также и на других службах суточного круга.

Например, Мф 3:13, зач. 6 читаетсяна Богоявление на навечерии и на литургии — в таком случае мы считали тольколитургию, но не навечерие.55оказывалась не структурной составляющей богослужения, а существоваласамостоятельно,ипоэтомуопределитьвремяпроизнесенияпоученияпрактически невозможно.На наш взгляд, это связано с тем, что проповеди «Вечери» могли бытьчастью не только и не столько церковной службы, сколько придворнойцеремонии, например празднования именин членов царской семьи. Как будетпоказано⫧ 3. Структурапроповедническогосборникаиструктурацерковного года», в «Вечере» выбор дней для поучений обусловлен неправославным месяцесловом и церковным годом, а придворным обычаем икультом святых.

Свежие статьи
Популярно сейчас
А знаете ли Вы, что из года в год задания практически не меняются? Математика, преподаваемая в учебных заведениях, никак не менялась минимум 30 лет. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5259
Авторов
на СтудИзбе
421
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее