Диссертация (Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки), страница 8

PDF-файл Диссертация (Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки), страница 8 Философия (41058): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки) - PDF, страница 8 (41058) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки". PDF-файл из архива "Феноменологическая редукция в эпистемологии социальной науки", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 8 страницы из PDF

Наилучшее представление об этом способна датьизвестная критика Канта, предложенная Виндельбандом, крупнейшим в своюэпоху историком философии. Для Виндельбанда, как и для большинства идеалистически ориентированных мыслителей рубежа XIX-XX вв. основнуюопасность представляет теоретико-познавательный натурализм, происхождение которого он, как и многие другие, возводит к Канту. Кант оставил пространство для психологистского прочтения его философии, и развитие естественнонаучной психологии во второй половине XIX в.

привело к тому, чтовыявленные экспериментальным путём связи сознания стали использоватьсяв философской аргументации. Объективные законы восприятия наделялисьфилософским значением, в них видели объяснение соотношений между сознанием и его предметом, согласующееся с теорией, предложенной в первойкритике Канта. «Анализ опыта, который составляет сущность этой теории,нацелен на критическое понимание и логическое обоснование историческиданного культурного продукта – науки, а именно естествознания в его ньютоновской форме. Но всё же эти исследования исходят исключительно изпсихологического опыта» [Windelband 1910: 9].По мнению Виндельбанда, Кант сам осознал опасность психологизма иуже в дальнейших сочинениях критического периода подошёл к проблемеаприорных оснований разума с исторических позиций, в результате чеготрансцендентальная философия эволюционировала в науку о принципахкультуры.

В этой историзации универсальных предпосылок опыта Виндельбанд видит не только основную линию трансформации учения Канта, но иобщий закон развития всей послекантовской философии. Движение от психологизма к историзму, которое уместилось в трудах самого Канта, впослед38ствии с более широким размахом было повторено в сдвиге от Фриса к Гегелю. Поскольку во второй половине XIX в. маятник вновь качнулся в сторонуисторизма, немецкая философия перестала выполнять функцию великогопроизводителя мировоззрений. Запрос на основания духовной жизни, который предъявляет немецкая культура, не может быть удовлетворён бездушным натурализмом, подавляющим человеческую субъективность и сводящимпознание мира к законам сознания.

Поэтому нет ничего удивительного в том,что выход из этой ситуации в начале XX в. осуществляется через поиск исторического места и значения современной цивилизации, ставшей под знамёнанаучности. В философии историзация происходит посредством активноговозвращения к Гегелю – процесс, который Виндельбанд называет «обновлением гегельянства» [Windelband 1910: 5-6].Ренессанс гегельянства – важная историко-философская тенденция внемецкой философии рубежа веков. Как показывает Х.

Леви, для всех мыслителей, сыгравших значимую роль в споре о разделении наук, переосмысление наследия Гегеля было одной из ключевых интеллектуальных задач[Levy 1927], так что сама проблематика разделения наук может быть во многом признана «гегельянской». Выдвинутая философами претензия на научность исторического метода стала возможной благодаря осознанной необходимости переосмыслить и расширить функции исторического знания. Состояние, в котором пребывала историография после смерти Гегеля, стало выглядеть неудовлетворительным не само по себе (и не для самих историографов),но в связи с пониманием ограниченности культурной роли, которую в состоянии играть естествознание. Согласно Виндельбанду, эта возражение былогегельянским по своей сути: немецкую мысль перестало устраивать понимание принципов организации познания, она стала испытывать потребность втом, чтобы понять, что эти принципы значат.Таким образом, развитие неогегельянства в философии науки рубежавеков связано прежде всего с интересом к гегелевской философии истории (а39не к диалектике, которая ранее пользовалась успехом у материалистов).

Приэтом следует иметь в виду, что обращение к гегелевской концепции историии, в целом, к историзации мышления, было бы невозможным без переосмысления отношений между мышлением и бытием. Именно гегелевская онтология, в рамках которой предпринимается попытка выйти за пределы кантовского негативного понятия ноумена и сформулировать категории для содержательного описания не только мышления, но и бытия, стала важным ресурсом для развития немецкого идеализма начала XX в. (и, в частности, неокантианства), в условиях господства психологистских концепций сознания и вытеснения вопросов о бытии.В контексте преодоления радикального разрыва между мышлением ибытием роль понятия «действительности» сложно переоценить. Напомним,что у Канта оно указывает на пределы опыта, разграничивая сферу полаганиябытия и сферу трансцендентного бытия вещей-по-себе.

В «Большой логике»Гегель стремится показать, каким образом разрыв между истиной и бытиемустраняется в дискурсивном познании. Для Гегеля явление не противопоставлено вещам-по-себе: с одной стороны, вещи тождественны существованию, а с другой – они есть явления, поскольку их определение требует выхода в инобытие (вещь может быть определена только через рефлексию в инобытие).

Когда бытие как явление и бытие как существование проникают другв друга, следует говорить о действительности [Гегель 1997: 437]. Это взаимопроникновение было невозможным в рамках кантовского трансцендентализма из-за того, что вся схематика сознания у Канта выстроена по моделиопытного естествознания, которое Кант стремился легитимировать. Начинаяс ранних работ Гегель критикует кантовскую философию за психологизм: «уКанта попросту нет никаких оснований, кроме опыта и эмпирической психологии, чтобы полагать, что способность человека к познанию устроена именно так, как она видится, а именно как переход от всеобщего к частному иназад, от частного к всеобщему» [Hegel 1979: 325-326].

Соответственно, по40граничный статус понятия действительности, его отделённость от бытия вкантовском трансцендентализме также следует рассматривать как неправомерное привнесение модели эмпирической психологии на почву критическойфилософии, которая только и должна обосновать возможность такой психологии.По Гегелю, в действительности преодолеваются оппозиции междусущностью и существованием, между формой и материей.

Он называет действительность абсолютной в силу того, что действительность не может бытьопределена во внешней рефлексии, но определяет себя сама, сама себя разворачивает [Гегель 1997: 484]. Таким образом, мышление оказывается невнешним по отношению к действительности, но необходимым для неё в процессе её саморазворачивания. Радикальное размежевание с Кантом состоит втом, что для Канта действительность неопределима, в то время как системаГегеля описывает именно процесс определения объективной действительности [Ng 2009]. Это позволяет Гегелю перейти к субъективной логике, или кучению о понятии, так как идея абсолютной действительности разрушаетнепреодолимый барьер между мышлением и объектом мышления и вписывает дискурсивное мышление в саморазворачивание абсолютной действительности.

Как показывает М. Быкова, в этом отождествлении онтологии со спекулятивной логикой утверждается важное для философии начала XX в. понимание субъекта как становящегося самосознания. «Развертывание онтологических и логических определений реально представляет собой генезиссложных структур чистого, мыслящего самого себя субъекта, который тольков конце такого развития достигает полного понимания самого себя» [Быкова2001: 12; Быкова 1996: 36-37]. Впоследствии это представление о субъективности будет противопоставлено и в философии жизни, и в неокантианствеклассической рационалистской концепции, исходящей из данности самосознания и не ставящей вопрос о его генезисе.41В соответствии с этой идеей действительности, открывающей перспективу генетического анализа, Гегель разрабатывает своё видение всемирнойистории и исторической науки.

Хотя историзм как способ объяснения существовал и до Гегеля, именно у последнего он становится методом философии,так что решение важнейших задач философии и её самоосознание оказываются невозможными без исторической рефлексии [Beiser 1993: 272] 8. С одной стороны, это становится возможным благодаря тому, что Гегель преодолевает идущее от Декарта понимание субъективности как внеисторичной изамкнутой: минимальная субъективность замещается живым духом, обнаруживающим себя в потоке событий, которыми он определяется.

В то же время,представляя всемирную историю как историю развития духа, Гегель не отвергает картезианский дуализм и противопоставляет дух физической природе: «интересующий нас предмет — всемирная история, — совершается в духовной сфере. Мир обнимает собою физическую и психическую природу;физическая природа также играет некоторую роль во всемирной истории ...Но субстанциальным является дух и ход его развития» [Гегель 2000: 71]9.Движение духа происходит в его конкретной действительности, которая и создаёт всемирную историю как историю духа [Гегель 1990: 370].

Поэтому историческое знание всегда соотносится с этой действительностью.8Здесь, впрочем, следует иметь в виду, что гегелевский историзм неверно приравнивать к романтическомуисторизму Гердера, направленному против использования телеологических схем в интерпретации исторических единств. Проект Гегеля представлял собой скорее синтез универсалистской антропологии Просвещения и историзма в том смысле, в котором он позже будет отождествляться с релятивизмом [Schnädelbach1974: 27-29].9Ж. Ипполит показывает, что акцент на духе как универсальном субъекте истории потребовал от Гегеляразмежевания с натурализмом и натурфилософией своего времени и обращения к социальноонтологическим воззрениям Монтескьё и Руссо: «для того, чтобы описать жизнь духа, и в особенностижизнь народа в истории, Гегель поначалу воспользуется органическими метафорами, но позже постепеннозаменит их диалектикой, более соответствующей развитию духа» [Hyppolite 1996: 12-13]. Именно из этогоисточника происходит представление о народе и человечестве как подлинных субъектах истории, обнаруживающих в исторической действительности своё развитие по направлению к свободе.

Впоследствииименно этот мотив станет ключевым в развитии теории социально-научного познания в момент, когда классики разделения наук станут сходить со сцены: он будет использоваться для устранения границ между гносеологической и социально-философской проблематикой (см. следующий параграф).42Даже в том случае, когда речь идёт о простом воспроизводстве действительности в историографии (так называемая «первоначальная» история, доступная лишь очевидцам и современникам), гарантией верного отражения существенных элементов истории являются не наглядные представления сами посебе, но конкретная определённость духа, которая проступает в историческом описании.

Важнейшим преимуществом историка является не достоверность его описаний, но его принадлежность к той стадии развития духа, которая дана в исторической действительности. Историография, претендующаяна отражение того, что более не является действительным, на его реконструкцию, напротив, вызывает у Гегеля некоторое подозрение, поскольку вэтом случае незаметно для историка его описание оказывается сформированным его собственной действительностью, в результате чего прошлые события (точнее, то наиболее существенное в них, что важно с точки зрения разворачивания духа) трансформируются, а настоящая действительность оказывается неосознанной [Гегель 2000: 57-58].Устранить эту трудность возможно за счёт такой историографии, которая не будет претендовать на воспроизведение того, что более не являетсядействительным, но осознает смысл этих прошедших событий с точки зрениядоступной ей исторической действительности.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5232
Авторов
на СтудИзбе
423
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее