Диссертация (Теории справедливой войны в аналитической этике США), страница 9
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Теории справедливой войны в аналитической этике США". PDF-файл из архива "Теории справедливой войны в аналитической этике США", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 9 страницы из PDF
Вся британская философия от Ф. Бэкона до Г. Спенсерапредставляет собой разговор «о торговле, деньгах, процентах, оторговом балансе, налогах, государственном кредите итомуподобных предметах»74. И борьбу с такой философией и жизненнойпозицией должны повести немцы.
Подобная война означает не простобитву за ресурсы или территории, но являет собой столкновение двухформ мировоззрения, мирное сожительство которых невозможно.Милитаризм для германского народа, по мнению В. Зомбарта «этоестественная эманация духа»75.
Диалектика милитаризма проявляетсяв том, что он оказывается одновременно и порождением немецкогодуха, и необходимым условием его существования.Героический,германскийнарод,долженотстоятьсвоюсамобытность и духовность в борьбе с британским народом. Двум72Руткевич А. М. Вернер Зомбарт – историк капитализма // Зомбарт В.Сочинения. Т.1.
– СПб., 2005. С. 10373Зомбарт В. Торгаши и герои. Раздумья патриота. // Его же. Собрание сочиненийв 3 тт. Т. 2. – СПб.: Владимир Даль, 2005. См. также Зомбарт В. Война икапитализм // Его же. Собрание сочинений в 3 тт. Т. 3. – СПб.: Владимир Даль,2008.74Там же. С. 13.75Там же. С. 67.48типам народов соответствует и два типа государства. Британскаяимперия отрицает саму идею государства как культурной ицивилизаторской общности людей. Британия, ««мировая империя»,порожденная чисто меркантильным духом»76, представляется В.Зомбарту не государством, а своего рода огромной торговофинансовой корпорацией, со своими штаб-квартирой и филиалами.Война понимается англичанами как результат торговых конфликтов иведѐтся с применением «подлых средств»: таких как тайныепереговоры, экономические санкции или давление со стороны СМИ.Впротивоположностьбританскому,германскоегосударствоосновывается на особом типе духовности, воспитанной романтизмом,немецкой классической философией и нигилизмом.
Такое государствопонимаетсякак«собраннаявединствонароднаяобщность,сознательная организация надындивидуального, которому отдельныеиндивидуумы принадлежат как его части»77 и не имеет ничего общегос договорным и продажным британским духом.Как политическая форма милитаризм по В. Зомбарту обладаетрядом характеристик. Во-первых, речь идѐт о главенстве военныхинтересов над прочими сферами, и в первую очередь над экономикой.Во-вторых, постулирование воинских добродетелей, таких какхрабрость и повиновение, в качестве основных нравственныхценностей.Приверженностьподобнымнормамотражаетсявупорядоченности внутреннего жизненного пространства каждогочеловека и всей государственной системы.
Третьей ключевойхарактеристикой милитаризма В. Зомбарт называет готовность ксамопожертвованию ради общего блага. Обеспечение полнотыраскрытия всех этих категорий возможно только на войне, поэтому7677Там же. С. 32.Там же. С. 61.49война для милитаризма священна. Критики войны, согласно В.Зомбарту, проповедуют торгашескую этику, лишѐнную понятия опервичности ценности общественного, государственного в сравнениисо значимостью отдельной личности.
В этой позиции прослеживаетсяницшеанскиегероическойишопенгауэровскиеличностизаидеисвоиовыходепределыхраброй,посредствомсамопожертвования.Милитаризмпонимаетвойну,формирующуюгероическоемировоззрение, и как очищающую силу, способную спасти человекаот духовного разложения, к которому тяготеет культура торгаша.
Этоточищающий огонь войны рождает, как полагает В. Зомбарт, ивыдающихся гениев культуры: Ф. Шиллера, И. Гѐте, Л. Бетховена,всю классику немецкой философии. Вся эта культурная и научнаятрадиция также благосклонно воспринимала войну. Исключениесоставляет лишь сочинение И. Канта «О вечном мире», появлениекоторого В. Зомбарт склонен объяснять скорее старостью философа,нежели его стремлением ограничить войну.Теориямилитаризма,однако,небылаизобретениемисключительно германских авторов, хотя прочие европейскиефилософы в первую очередь выступали с критикой этогонаправления мысли.
Так, во второй половине XIX в. подвоздействием идей дарвинизма в Великобритании появляется работасоциолога Г. Спенсера «Основания социологии», в котором описаныдва основных типы обществ: промышленный и военный (militant).Военный тип общества характеризует государства, в которыхфактически вся нация мобилизована, а общество пронизаноструктурами, характерными для армии.
В таком государстве всѐстрого иерархично, государственная власть контролирует все сферы50жизни, и господствует представление о том, что человек существуетради блага отечества. Борьба в военном обществе ведѐтся, как и свнутренними врагами, несогласными с текущим положением дел,такисвнешними.милитаризма,полагал,Спенсер,чтосамтакиеубеждѐнныйобществапротивниксуществуювдействительности и всякое промышленное общества с лѐгкостьюможет изменить свой тип на военный.
Среди прочих важныхисследовательских работ по милитаризму того периода следуетвыделить Т. Карлайля и его труд «Герои, почетание героев игероическое в истории»78 и работу У. Бэджет «Физика и политикаили размышления о применении принципов «естественного отбора»и «наследственности» к политическому сообществу»79.Милитаризм подвергся критике и со стороны французскихавторов философии жизни: Э.
Бутру и А. Бергсона. Бергсонпубликует в конце 1914 года эссе «Значение войны» и в 1932 г.крупную работу «Два источника морали и религии», в которыхразмышляет о значении войны для человеческого общества. Бергсонвысказывается в пользу того, что милитаристское государствофактически приводит своѐ общество к естественному состоянию,которое характеризуют «внутренняя замкнутость, сплоченность,иерархия, абсолютная власть вождя — все это означает дисциплину,военный дух»80.
Такое государство играет на воинственноминстинкте людей, «который так силен, что он проявляется первым,когда мы соскребаем слой цивилизации, чтобы обнаружить слой78Carlyle T. On Heroes and Hero Worship and the Heroic in History. London,Chapman and Hall, 1840.79Bagehot W. Physics and Politics Or thoughts On The Application Of The Principlesof "Natural Selection" and "Inheritance" To Political Society. Cosimo Classics, 2007.80Бергсон А. Два источника морали и религии.
С. 307.51природы»81. Вражда – заложенное природой качество человека,котороеявляетсяопределяющимдляегосуществованияиполностью раскрывается в политической жизни. Совершенно в духешмиттианского понятия друга и врага французский философзамечает, что «оба противоположных изречения: Homo homini deus иHomo homini lupus, — легко примиряются друг с другом. Когдаформулируютпервое,соотечественника. Другоеимеютжеввидукасаетсякакого-нибудьчужестранца»82.ИдеиБергсона, в частности его концепция открытой и закрытой морали,были развиты К.
Поппером в работе «Открытое общество и еговраги», где критике подверглись Платон, Гегель и К. Маркс вкачестве авторов, способствовавших идейному формированиютоталитаризма.В настоящее время милитаризм не применяется активно вкачестве основы национальных идеологий, чему способствовала вчастности трансформация капитализма, который очистился отимпериалистических тенденций в классическом их понимании, атакже развитие концепции либеральных ценностей. Милитаризммалоприменим и потому, что замыкается на идее войны, подчиняяей весь общественный и экономический уклад жизни страны, непредлагая своим гражданам каких бы то ни было альтернатив, чтоделаетегокрайненедолговечным.Милитаристскийрежимвынужден либо начать войну, которую редко может выиграть, либоможеттрансформироваться,смягчитьсяитакимобразомизмениться, либо рано или поздно ждать, когда измененияпроизойдут снизу, поскольку закрытый характер милитаристскогогосударства, плановая экономика и репрессии в конечном итоге8182Там же.
С. 308.Там же. С. 311.52делают такой режим малопривлекательным и истощают граждан.Проект создания тоталитарного государства полностью не оправдалсебя, хотя попытки его реализации продолжаются и в наше время.§ 4. ПацифизмСторонники пацифизм или идеализма полностью отвергаютвозможность этического оправдания войны, даже той, что являетсяпоследним средством и могла бы быть оправдана с точки зрениятеории справедливой войны.