Диссертация (Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города), страница 9

PDF-файл Диссертация (Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города), страница 9 Философия (41040): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города) - PDF, страница 9 (41040) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города". PDF-файл из архива "Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 9 страницы из PDF

Посмотрим на этотвопрос с другой стороны. Как и ряд наук о человеке, феноменологияпредлагает детальный анализ различных аспектов сознания, включаявосприятие, воображение, память, темпоральность и пр., и, в этомслучае, затрагивает аспекты, которые, действительно, отражают всюсложностьсознания,предлагаетконцептуальнуюосновудляосмысления работы разума, что может представлять даже большуюценность, чем некоторые актуальные и популярные подходыкогнитивных наук. Например, в «Феноменологии восприятия»М. Мерло-Понтивыстраиваетанализвосприятияпространства,отталкиваясь от эмпирических результатов исследования психологовГельба и Гольдштейна [1920] и их пошаговой феноменологическойинтерпретации[Мерло-Понти,1999:156].Следовательно,феноменология не исключает обращение к темам, входящим в сферуизучения конкретных наук, и было бы ошибочным игнорироватьрезультаты, полученные ими.Отношенияисследованийфеноменологииможноохарактеризовать53иестественнонаучныхдвояко.Феноменологиячерпает в эмпирических данных естестве необходимые ей материалыдля анализа [см., например, Gallagher, 1997].

В то же время, онаформулирует гипотезы, проверка которых возможна только силамиэмпирических наук. Так, например, в работе «Вещь и пространство»Гуссерль пишет, что результаты конститутивного анализа могут статьосновой для эмпирически верифицируемых гипотез о развитиипредставлений о пространстве [Scheerer, 1986: 162]. Феноменологияне предполагает «замещение» эмпирических наук, но, скорее,обеспечивает их рациональными основаниями, так же, как, например,геометрия создает основу для кинематики в классической физике.54ПАРАГРАФ 2.2 МОТОРНЫЕ ТЕОРИИ ПРОСТРАНСТВА: ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯПАРАГРАФ 2.2.1 КИНЕСТЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОСПРИЯТИЯМы уже писали о том, что тема пространства в работахфеноменологов была раскрыта в той мере, в которой это былонеобходимо для более широкого проекта – теории восприятия.Поэтому реконструкция и систематизация их взглядов представляетсамостоятельную задачу для данного исследования. К моторнымтеориям пространства принято относить подход Э.

Гуссерля4. В то жевремя, ряд существенных замечаний о роли движения в восприятиибыл сделан М. Мерло-Понти, его комментарии послужат основойкритического осмысления подхода.Первое, что фиксирует Гуссерль, – это телесность наблюдателя.Тело определяется им как «свободно перемещающийся органощущений» [Husserl, 1997: 12], предполагающее опору на все органычувств: зрение, слух, тактильные ощущения. Особенность визуальныхитактильныхощущенийвтом,чтоони«заполняют»пространственную форму, но не могут «дать» форму объекту, равнокакисконструироватьсистему пространственныхизмерений.Целостность представления о пространстве достигается благодаря4Вовремена Гуссерля моторные теории пространства занимали, в основном, экспериментальныхпсихологов. Исследованиями в этой области занимались Лотце, Гемгольтц, Вундт.Однако, сам интерес к идее моторного теоретизирования пришел из философии.

Задолго до того,как стать предметом эмпирического изучения, вопрос о восприятии расстояния был описанБерклив «Опыте новой теории зрения»[1709].На какое-то время моторные теории пространства утратили свою популярность среди психологовпотому, что противоречили доказательствам тактоскопическихнаблюдений и опытов порегистрации движения глаз [Sheerer, 1984]. Однако, интерес философов к данной проблематикесохранился.55кинестетическим ощущениям: кинестезис (или проприоцепция5)обеспечивает информацию о позиции и движениях тела, начиная смалейших изменений. Механизмы проприоцепции предполагаютмускульные и соединительные сокращения, которые позволяютосознавать положение тела в отдельный момент времени [deVignemont, 2011].

В результате становится возможной апперцепцияпротяженности. Кинестезия «дает» форму объекту, конституируетсистему пространственных измерений, а визуальные и тактильныеощущения «заполняют» её. В работах Э. Гуссерля представлены дватипа кинестетических движений: дистанцирование (приближение иудаление) и движение по кругу. Первый тип движения предполагаетизменениеразмераобъектаввизуальномполе,второй—последовательное движение вокруг объекта (или его вращение),которое дает представление о совокупности возможных «измерений».Вместе они образуют представление обо всех возможных измеренияхи специфических чертах объекта.Следовательно,восприятиеобъектоввнешнегомираосуществляется в несколько этапов. Первоначально они даныпассивном созерцании, затем, происходит их упорядочивание всферах ощущений, однако, на этом этапе речь о предметах не идёт,восприятиюдоступны«фантомы»специфическоймодальности(визуальной, тактильной и пр.) или «чувственные схемы» [Husserl1970: §10].

И только в ходе восприятия объекта с разных точек зрения,возможных благодаря моторной составляющей опыта происходитформированиепредставленийоб5объектахвнешнегомира,Понятия «кинестезии» и «проприоцепции» в современных исследованиях считаютсятождественными. Единственным отличием, согласно мнению некоторых ученых [Colins, 2009],является чувство равновесия, которое входит только в понятие «проприоцепции». В нашей работеэта «двойная» терминология появляется потому, что в современных Гуссерлю исследованиях речьшла исключительно о кинестезии, тогда как для работ по феноменологии восприятия последнихлет конвенциональным является термин «проприоцепция» [См. например: Gallagher, 2005]56находящихся в определенных отношениях со средой [Hopp, 2012: 9].Процесс ходе которого некоторая «данность проявляет себя всознании» Гуссерль определил как конституирование [Husserl, 1997:70].Конституирование связано не только с восприятием объектов вовнешней среде, восприятие собственной телесности субъекту тожедоступно в результате конституирования.

Оно связывает воединопространстворассужденийикинестетическиепозволяетГуссерлюощущения.преодолетьПодобныйходинтуитивистскуюпарадигму рассмотрения пространства 6 и включить в рассмотрениенепосредственный опыт восприятия пространства, возможностисвободного движения в нём.Однако данная трактовка обладает однимсущественнымнедочетом,онанепредполагаетактивную,конститутивную роль тела, которое рассматривается как один изобъектов окружающего мира.Преодолеть подобное представление и принять во вниманиеактивную составляющую опыта, описать опыт тела как «теласовершающегодействия»пытаетсяМ.

Мерло-Понти.Оннепринимает понятие «конструирования» в отношении телесноговосприятия и отрицает, что оно возможно как результат некоторой«синтетической»деятельностина«автоматическом»или«деятельностном» уровне чувственного восприятия [Merleau-Ponty,2005: 476-80]. В его понимании конструирование должно быть либоотвергнуто (как проявление интеллектуалистской трактовки), либо6«Интуитивистская установка в отношении пространства состоит в том, чтобы объединить вещь ипространство на основе восприятия: перенести интуицию вещи как целого, обладающего своимичастями-свойствами, на пространство, представляя его как вещеподобное вместилище.Интуитивизм мыслит пространство как особую, бесконечную вещь, внутри которой помещаются«обычные» вещи или благодаря которой они упорядочиваются. Ни вещь, ни пространство невыявляются в этой парадигме как феномены, как данности опыта, как элементы-стихиичеловеческого мира» [Молчанов, 2011]57трактуемое как «синтез», пониматься исключительно в категорияхбытия-в-мире: непосредственноеопираетсяназнание,предполагающегопереживаниеполучаемоеподменуизмираопыта,представленийизначальноимплицитноопространствепредставлениями из опыта [Zaner, 1964: 135].Мерло-Понтивыстраивает«альтернативную»феноменологическую онтологию, делающую центром вниманияпроблемутелесности,воспринимаемогомира.телесно-интенционального«Отношениесичувственнобытием» завязывается,согласно Мерло-Понти, в опыте исследующего мир и вещи тела[Гашков, 2010: 234].

Это отношение есть познание сокровенного осебе самом, которое происходит в опыте чувственного познания,«последовательнопроводящегооткачественныхкатегорийкпространственным, от пространства к вещи и к горизонту вещного, тоесть к миру, который уже здесь есть» [Merleau-Ponty, 1953]. Синтезсобственного тела Мерло-Понти описывает как принципиальноотличный от синтеза объекта внешнего мира:«Тело следует сравнивать не с физическим объектом, а спроизведением искусства… Роман, поэма, картина, музыкальныйотрывок суть индивиды, то есть существа, в которых невозможноотличить выражение от выражаемого, смысл которых доступен лишьчерез прямой контакт и которые передают повсюду свое значение, непокидая своего места во времени и пространстве.

В этом смысленаше тело можно сравнить с произведением искусства» [MerleauPonty, 1953: 177 цит. по Гашков, 234].58Анализируя моторную составляющую опыта М. Мерло-Понтивводит понятие телесной схемы [Мерло-Понти, 1999: 80]7. В отличиеоткинестезиса,которыйпредполагалвозможностьработысмускульными, позиционными изменениями тела, телесная схемапредставляет собой систему процессов, регулирующих позу идвижение, систему сенсомоторных способностей, функционированиекоторых не осознается и которые не обязательно отслеживаютсяперцептивно [Gallagher, 2005b: 234].

Телесная схема помогаетструктурировать сознание, но в явном виде не отражается в егосодержании. Она не просто фиксирует изменение положения тела инепрерывность кинетических изменений в каждый промежутоквремени, но предполагает комплекс взаимодействий различных частейтела, которые изменяют положениеотносительно друг другапосредством движения. Эта синхронность не похожа на серию стопкадров, но предполагает целостную систему в динамике, чтопозволяет нам рассматривать движение как «интенциональныйпроект»8.То, как функционирует данная система, можно представить,если вспомнить таксометр, который регистрирует движение.

Эту7Понятие телесной схемы дополняется понятием телесного образа [body image], котороепредполагает систему восприятий, отношений и убеждений, принадлежащих чьему-либо телу[Gallagher, 2005b: 234]. Однако, в данном исследовании мы не будем специально останавливатьсяна рассмотрении данного понятия.8 Интенциональность действия, как правило, рассматривается в контексте репрезентативныхсостояний: действия определяются как телесные движения, которые обусловленысоответствующими состояниями сознания и выражаются в интенциях.

Действие будет направленона некоторый объект в окружающем мире в той мере, в которой это будет соответствоватьнамерению действующего [Romdenh-Romluc, 2010: 2]. Таким образом, создается рамка, благодарякоторой становится доступным понимание телесной деятельности как состоящей изнепосредственных (нерефлективных) и, в то же время, целенаправленных (интенциональных)действий [Dillon, 1997: 135].М. Мерло-Понти предлагает говорить о моторной интенциональности,как о первичной по отношению к сознанию. Непосредственность моторной интенциональностипроявляется в возможности инициирования действия [Мерло-Понти, 1999: 269]. Например, жест,совершаемый для того, чтобы защитить глаза от резкого и яркого света, будет мгновенным,предшествующим осмыслению произошедшего.

Тело образует «экспрессивное пространство»[Merleau-Ponty, 2005: 169] и, в этом смысле, это не одно из пространств, среди многих, но, скорее,основополагающее, делающее возможным все остальные [Dillon, 1997: 135].59метафору ввел Г. Хед, для того, чтобы описать динамические свойствателеснойсхемы.Согласноегоопределению,телеснаясхемаретенциональна, то есть динамически организует сенсомоторный«отклик» таким образом, что общее ощущение позиции «оцениваетсяво взаимосвязи с произошедшим ранее» [Head 1920: 606]. ПозжеМ. Мерло-Понтисоотноситеёстемпоральностью,определяядвижение как организованное в соответствии со «временем тела,временем-таксометром телесной схемы» [Merleau-Ponty, 1968: 173].Почему мы подробно останавливаемся на понятии телеснойсхемы? Дело в том, что кинестетический опыт анализируетсяГуссерлем так, будто каждое малейшее изменение позиции телаосознается.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Почему делать на заказ в разы дороже, чем купить готовую учебную работу на СтудИзбе? Наши учебные работы продаются каждый год, тогда как большинство заказов выполняются с нуля. Найдите подходящий учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5224
Авторов
на СтудИзбе
428
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее