Диссертация (Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города), страница 10
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города". PDF-файл из архива "Основные категории феноменологической философии пространства в современных исследованиях города", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "философия" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата философских наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 10 страницы из PDF
В то же время, в повседневной деятельности, некоторыетелесные операции остаются без внимания или осмысления:«…если в середине разговора я решу отыскать книгу в комнате,чтобы что-то в ней вам показать, я могу косвенно осознаватьнекоторые из многочисленных движений, которые я совершаю: то,как я встаю с кресла, пересекаю комнату, тянусь за книгой. Но моевнимание не направлено на специфические черты моего моторногоповедения, равно как я не осознаю все значимые аспекты движения…Скорее, я думаю о том отрывке, который хотел бы показать, пытаюсьнайти книгу, перцептивно отдаю себе отчет в том, что есть частимебели, которые мне следует обогнуть и т.д. Мое сознание этогоокружения и расположения вещей, которые мне нужны, будутнаправлять мое движение и помогать моему телу вписываться вокружение должным образом. В этом случае сознание являетсязначимым для правильного функционирования телесной схемы.
Но всилу того факта, что положение моего тела претерпевает полнуютрансформацию, что я последовательно перемещаю ноги особымобразом, что мое тело некоторым способом огибает мебель,60моторные факты того, что я тянусь и беру книгу и пр., не становятсяпредметом осмысления для моего сознания» [Gallagher, 2005а: 32].Этот пример иллюстрирует различия телесной схемы икинестезиса.Вопытемы,скорее,различаемнеотдельныепозиционные изменения, но «моторные привычки», обусловленныефункциональностьюисследованиявосприятия.отношенийЭтомоторногооткрываетопыта,возможностьнепосредственнойвовлеченности и сознания. В частности, того, как непосредственноевосприятие опирается на существующие в сознании понятия ипредставления об объектах внешнего мира и способы оперироватьими [Gallagher, 2008: 537].
Этот вопрос представляет собойсамостоятельную область исследований [См. например: SheetsJohnstone, 2010, De Preester, Knockaert, 2005, Gallagher, 2008] и длянашего исследования интересен в той мере, в которой позволяетобозначить разницу понятий книнестезии, движения и действия.Э. Гуссерль намеренно использует в своих рассужденияхпонятие кинестезиса, а не движения:«Теория, в которой представления о пространстве основаны наощущениидвижения,снеобходимостьюпредполагаетпсихологические и анатомические предпосылки.
Гуссерль стремитсяосвободить от них данное понятие и, следовательно, поставить его водин ряд с другими видами ощущений: зрением, слухом. Чтобыисключить психологические аспекты, он задействует принципфеноменологической редукции и использует в анализе понятие«кинестетическое ощущение» [Claesges, 1997: хxvi].Это замечание появляется в связи с критикой психологизма,озвученной в отношении его работ. И именно поэтому он делаетпредметом рассмотрения исключительно моторный аспект движения.61Но кинестезия не предполагает возможности непосредственногоинициирования движения.
К кинестетическим ощущениям в равноймере будут отнесены активные и вынужденные изменения положениятела. В то время как вторые не являются руководящими длявосприятия[Мерло-Понти, 1999: 269].Дляизучениявосприятияважно,чтоосуществляющийдвижения субъект осознаёт свою деятельность как таковую, какдеятельность, источником которой является «он сам», котораяинициируется им и в некоторых случаях может быть им жеостановленаилиизменена.Другимисловами,когдасубъектнаходится в движении, необходимым является ощущение действия[Overgaard, Grünbaum, 2007: 23]. Специфика действия в том, чтосубъекту доступно сознание того, какие движения совершает его телои осознание того, что и как совершается.
Следовательно, действиепредполагаетвозможностьсвободноинициироватьпоследовательность кинестетических изменений.Действие как специфический вид движения, в отличие откинестетического опыта, осознается и является мотивированным,направленным на предполагаемое завершение действия. Телеснаядеятельность предполагает последовательную смену (или протенцию)фаз деятельности, которые логически следуют одна за другой, равнокак и последовательное завершение каждой предшествующей фазы. Ина протяжении всех этих фаз интенциональная «направленность»побуждающегоопытаобъединяетфазыипридаетимфункциональную роль по отношению к осуществляемому намерению[Overgaard, Grünbaum, 2007: 27–28]. Следовательно, субъект не толькопредполагает, что в каждый момент времени будет выполнятьсяопределенная последовательность кинестетических изменений, но62также предполагает перцептивные изменения, например, изменениеположения вещей в поле зрения.
Эта часть опыта подразумеваетосуществление намеренного действия и контроль над исполнениеможиданий.Почему важно различить эти три понятия? В случае изучениеопытавосприятия,например,восприятияпространства,исследователю доступен опыт собственного восприятия (описание отпервого лица) и опыта восприятия субъекта (третьего лица).Пока речьидет о личном опыте возможно, хотя и с рядом оговорок,максимально подробно описать то, что попадает в сферу нашеговнимания.
Но если речь идет об опыте третьего лица, эти сведениястановятся недоступными для исследователя. Возможен вариант,когда субъекту-испытуемому предписано максимально подробноописывать свой опыт. Но в этом случае изменяется установка,которой руководствуется субъект: вместо естественной его позициястановится максимально рефлективной. В этом случае решениемстановится именно обращение к изучению действий, как внешнегореферента восприятия [Noe, 2004: 1], реакции на происходящее вовнешнем мире.ПАРАГРАФ 2.2.2. ОРИЕНТИРОВАННОСТЬЕсли изучение моторной составляющей опыта позволяет понятьего роль и значение для восприятия, то особенности восприятияпространствастоитначатьспонятия«ориентированности».Феноменологи постулировали телесность восприятия.
Центральныйтезис в феноменологии пространства Э. Гуссерля можно суммировать63следующим образом: в непосредственном восприятии объект дан ввосприятии в определенной перспективе, с определенной точкизрения[Husserl,умозаключение1982:§ 42].позволяетПростое,нареконструироватьпервыйосновныевзгляд,аспектыфеноменологического подхода.
Итак, пространство в опыте дано: 1)для наблюдателя, 2) открывается в определенной перспективе и 3)ограничено визуальным полем. Это также означает, что самнаблюдатель 4) телесен и 5) занимает определенное положение впространстве.Следовательно, за телом признается статус «нулевой точки»ориентации,индексичного«здесь»,вотношениикоторогоориентирован объект внешнего мира. Понятие нулевой точки, еёсвойств, организации пространства относительно неё, заимствуетсяЭ. Гуссерлем в рассуждениях Декарта. Как нулевая точка ваналитической геометрии (там, где совпадают оси абсцисс и ординат)определяется как стабильная и инвариантная, также и тело какнулевая точка обладает определенным свойством: быть всегданеподвижным по отношению к окружающему миру. «Моё телосохраняет свою неподвижность не только в том случае, когда вещидвигаются вокруг меня, но даже тогда, когда я сам перемещаюсь.
Какне парадоксально, тело движется, при этом не продвигаясь вперед»[Husserl, 1997: 281]. Когда субъект перемещается из одного места вдругое, нулевая точка также «путешествует» и, что важно для нашегоанализа, вместе с ней «путешествует» визуальное поле. Именноблагодаряэтомуформируетсяпредставлениеобесконечномвизуальном пространстве, наполненным различным «содержанием».Следовательно, продолжает Гуссерль,64«я могу дойти до любой точки в Римановом пространстве, данном мне вчувственном восприятии, и вернуться обратно.
Каждая точка, при этом«приближается» и, если она не занята телом, становится нулевой точкой, азатем — удаляется. В идеале, каждое тело может совпадать с нулевойточкой, а расположение моего тела может совпадать с любым другимтелом. Соответственно, существует сконструированная объективная точкав пространстве, равно как и пространственный регион, и объективнаятелесность.
Каждое тело занимает свое обособленное положение в каждыймомент времени в определенном, изменчивом горизонте, для меня теловсегда дано в определенном горизонте, но, в то же время, оно способноизменять горизонт. Следовательно, возникает новая система движения ипокоя. Тело движется так, будто при смене ориентации его горизонтостается стабильным (как будто я нахожусь в покое) и, следовательно,проходит серию изменений, которые я могу упорядочить, изменяягоризонт в ходе движения» [Husserl, 1997: §83].Истинная точка неподвижного принадлежит не Богу, не солнцу,но телу, которое является «всегда актуальной точкой соотнесения»[Husserl, 1997: 80].
Относительно него выстраиваются остальныекоординаты: отношения спереди—сзади, право—лево, верх—низ,которые образуют систему ориентиров. Эта система универсальна дляпространственного опытав целом:дажеесли речь идет овоображаемом объекте, например, кентавре, «я представляю его вопределенной ориентированности и в определенном отношении смоими чувственными органами: он может быть «справа от меня»,«приближаться» или «удаляться» [Husserl, 1999: 12].До этого момента ориентированность рассматривалась намиприменительно к позиции тела, в то же время, она предполагаеториентированностьопыта,котораявыражаетсявналичииопределенного «взгляда» и перспективы.