Диссертация (Индивидуальные и страновые факторы гордости своей страной), страница 5

PDF-файл Диссертация (Индивидуальные и страновые факторы гордости своей страной), страница 5 Социология (40938): Диссертация - Аспирантура и докторантураДиссертация (Индивидуальные и страновые факторы гордости своей страной) - PDF, страница 5 (40938) - СтудИзба2019-05-20СтудИзба

Описание файла

Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Индивидуальные и страновые факторы гордости своей страной". PDF-файл из архива "Индивидуальные и страновые факторы гордости своей страной", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.

Просмотр PDF-файла онлайн

Текст 5 страницы из PDF

Во первых, приписывание особой значимости культурному феномену, не имеющемув настоящее время объективной, прагматической ценности только в силу того, чтоон обеспечивает историческую преемственность своего сообщества, означает, чтоспособность тех или иных характеристик страны вызывать гордость не обязательнозависит от их прагматической ценности. Во-вторых, согласно этносимволическомуподходу к гражданской идентичности, гордость страной, тем не менее, должнабыть опредмечена, то есть, быть содержательно связана с какими-либо реальносуществующими основаниями, а не поддерживаться только за счет социальнонормативного давления [Cauthen, 2004; Nimni, 2009; Anbarani, 2013]. В отличие отпримордиалистских и перенниалистских теорий гражданской идентичности, гдеобъектом гордости выступает сама страна как целое, в этносимволическом подходепервична гордость конкретными составляющими культуры своей страны, котораязатем может распространиться на гордость страной в целом, а не наоборот.

Однаково всех трех подходах общество рассматривается как недифференцированноецелое. Вопросам социальной стратификации, социальной иерархии и социального22неравенства, а также социальной мобильности уделяется существенное вниманиев рамках модернистского теоретического подхода.Модернистские теории гражданской идентичности представляют собойнаиболее обширную группу авторов, позиция которых, по крайней мере, донедавнего времени считалась в исследованиях гражданской идентичностидоминирующей, так что теоретики, выступавшие с позиций других подходов,позиционировали себя по отношению к ней.

Это во многом связано с тем, чтопозиция модернистов в исследованиях наций и национализма воспроизводитнекоторые основные принципы современных социальных наук в целом – принциписторичности (национальные государства и гражданские идентичности несуществуют вечно, а появляются в конкретном социокультурном контексте) исоциальной, а не природной обусловленности социальных явлений (национальныегосударства не развиваются из этносов, которые, в свою очередь, основываются насвязанных узами кровного родства родоплеменных общностях прошлого, авозникают как новые социальные структуры современного типа, не связанныенапрямую с более ранними структурами прошлого). Общей отправной точкой вовзглядах модернистов является идея, что национальное государство каксоциальный институт современноготипа возникает на ранней стадиимодернизации и что гражданская идентичность создает нацию как коллективнуюсоциальную общность и исторически ей предшествуют, а не наоборот.

Такимобразом, в модернистских теориях подчеркивается роль социально разделяемыхпредставлений, убеждений и ценностей в формировании национальных государствкак социальных институтов. Поэтому тематика гордости страной как одной изсторон гражданской идентичности более или менее эксплицитно фигурирует вовсех основных модернистских теориях и анализируется, прежде всего, как причинаи необходимое условие возникновения национальных государств и лишь затем –как следствие активности структур национального государства, направленной наукрепление гражданской идентичности как предпосылки лояльности его граждан[Mann, 1995; McCrone, 1998; Gorski, 2000; Harris, 2009].

Наиболее релевантнытематике гордости страной из всех модернистских теорий наций и национализма,23на наш взгляд, теории Э.Геллнера, Б.Андерсона, Э.Хобсбаума, Э.Кедури иЛ.Гринфельд. Рассмотрим, какой вклад каждая из этих теорий вносит в пониманиегордости страной и ее факторов.Теория Э.Геллнера, изложеннаяв программной книге «Нации инационализм», исходит из того, что ключевую роль в формировании гражданскихидентичностей играют изменения в социально-стратификационной структуреобществраннегомодерна,вызванныеэкономическимифакторами–индустриализацией и связанной с ней урбанизацией. Приток населения из деревеньв города для работы на мануфактурах, а затем на фабриках и заводах побуждаетвыходцев из разных микрорегионов осознавать уникальность, особенность языка,обычаев, системы мер и прочих характеристик покинутых ими локальныхсообществ, ранее воспринимавшихся как нечто само собой разумеющееся из -заотсутствия наблюдаемых альтернатив.

По мере того, как локальные сообществавыходят из состояния естественной взаимной изоляции, они вступают впротиворечие с объективным запросом растущей промышленности на культурнуюунификацию взаимозаменяемой, мобильной и легко способной к взаимодействиюрабочей силы. Государство удовлетворяет этот запрос, разрушая стихийноформировавшиеся особенности традиционных культур локальных сообществ ивнедряя унифицированную высокую культуру (под высокой культурой в теориимодернизации Геллнера понимается письменная культура), прежде всего, нормылитературного языка, причем ключевую роль в этом процессе играет всеобщееначальное образование. На место традиционных социальных связей приходятновые социальные нормы, а принадлежность к сообществу людей, разделяющихэти нормы, становится основанием для социальной самоидентификации со своейстраной и другими ее гражданами [Smith, 1996; Hall, 1998; Gellner, 2008].Таким образом, эмоциональная составляющая национальной идентичности –гордость страной – в теории Геллнера вторична по отношению к стоящим за неюкогнитивным процессам.

Еще одним важным моментом применительно кфакторам гордости страной в теории Геллнера является сочетание роли социальноэкономических и культурных условий формирования гражданской идентичности.24При этом гражданская идентичность и гордость страной как одна из еесоставляющих быстрее всего формируются в странах, где индустриализация исвязанная с ней модернизация социальных институтов наступают раньше всего, тоесть, в наиболее экономически развитых странах.

Важно зафиксировать эти двамомента, поскольку в некоторых теориях, которые будут рассматриваться далее,утверждается прямо противоположное – экономические либо культурные, но необязательно те и другие факторы вместе как необходимое условие дляформирования гражданской идентичности, и сильная гражданская идентичностькак признак и следствие запаздывающего экономического развития. Как будетпоказано в параграфе 1.4, эти противоречия достаточно конкретны, чтобы статьоснованием для эмпирически проверяемых гипотез. Помимо уровня социальноэкономического развития страны как ведущего странового фактора гордостистраной, Геллнер также отмечает различные роли в формировании гражданскойидентичности для индивидов, занимающих различное положение в социальнойиерархии: те, кто благодаря большей власти или более высокому образовательномууровню находятся на более высоких ступенях социальной иерархии, вовлекаютсяв институциональное строительство раньше, сильнее и активнее, в то время как те,кто находится в нижней части социальной пирамиды, играют роль пассивныхреципиентов.

Позднее именно это положение теории Геллнера подвергалосьинтенсивной критике за упрощенную интерпретацию соотношения гражданскойидентичностиссоциально-стратификационнойструктуройобществавсовременных национальных государствах.

Одним из таких критиков былБ.Андерсон.Теория Б.Андерсона, – пожалуй, наиболее широко известная теориягражданской идентичности в социальных науках благодаря знаменитомуопределению наций как «воображаемых сообществ». Андерсон предлагает болеесложную, чем в ранее рассмотренных подходах, социологическую теориюгражданской идентичности, в которой одновременно рассматриваются и чувствосоциальной общности, и социально-иерархические различия. Теория Андерсонасходна с теорией Геллнера тем, что приписывает ключевую роль в формировании25гражданскойидентичностиобщих,социальноразделяемыхзнанийипредставлений, носителем и средством распространения которых выступаетвысокая, то есть, письменная культура.

Говоря о специфике и уникальной ролигражданской идентичности, Андерсон отмечает прежде всего ее способностьсоздавать и поддерживать горизонтальное чувство социальной солидарности иобщности поверх социально-слоевых идентичностей и социально-иерархическихразличий. Однако, в отличие от Геллнера, Андерсон приписывает активную рольсоциальных верхов в конструировании гражданской идентичности не объективнымпотребностям индустриализации, а потребностям самих локальных элит ввертикальной социальной мобильности. В отличие от Геллнера, для которогопрототип национального государства – Франция девятнадцатого века, – Андерсонполагает, что идея нации впервые возникла в Латинской Америке, гдеколониальные элиты, несмотря на свою культурную общность с испанскойметрополией, не могли из-за формальных ограничений достичь верхних уровнейсоциальной иерархии в самой Испании.

Как средство символического преодоленияэтой преграды, колониальные элиты вынуждены были придать самостоятельнуюценность местным социальным иерархиям, следствием чего стали движенияколоний за независимость и формирование представлений о внутреннем единстве– того самого воображения, которое по Андерсону и определяет нацию как«воображаемое сообщество» [Chatterjee, 1991; Anderson, 2006; Cheah, Culler, 2013].В этой теории особенно важно, что позитивная оценка своей социальнойидентичности, то есть, гордость сообществом, которая после обретениянезависимости преобразуется в гордость страной, обусловлена прежде всегосубъективной потребностью в позитивной коллективной идентичности.

Еще одназначимая для нашего исследования составляющая теории Андерсона – идея, чтопотребность в позитивной гражданской идентичности связана с возможностямидля вертикальной социальной мобильности и в наибольшей степени характерна длясоциальных элит, поскольку значимость их высокого статуса в социальнойиерархии тем выше, чем более позитивная оценка приписывается самой этойиерархии и обществу в целом.26Теория Э.Хобсбаума рассматривает феномен гражданской идентичностипрежде всего в связи с внутренним напряжением, связанным с проблемойсоциального неравенства.

Согласно Хобсбауму, гражданские идентичностивозникаютнепростокакобъединяющийфакторповерхсоциально-стратификационных барьеров, как в теории Андерсона, но представляют собойколлективную идентичность непривилегированных слоев, призванную подорватьлегитимность привилегированного положения социальных элит традиционныхобществ. Однако затем гражданская идентичность присваивается самими этимиэлитами и начинает использоваться ими как новое средство легитимации своеговысокого положения в социальной иерархии. Согласно Хобсбауму, идея нации смомента своего возникновения в окончательно оформленном виде с ВеликойФранцузской революцией и вплоть до середины девятнадцатого века (волныреволюционных движений в Европе в 1848 году – так называемой «веснынародов», закончившейся поражением революционеров) идею нации, преждевсего, в связи с принципом народного суверенитета разделяли преимущественносторонники модернизационных и даже революционных преобразований.

Свежие статьи
Популярно сейчас
Как Вы думаете, сколько людей до Вас делали точно такое же задание? 99% студентов выполняют точно такие же задания, как и их предшественники год назад. Найдите нужный учебный материал на СтудИзбе!
Ответы на популярные вопросы
Да! Наши авторы собирают и выкладывают те работы, которые сдаются в Вашем учебном заведении ежегодно и уже проверены преподавателями.
Да! У нас любой человек может выложить любую учебную работу и зарабатывать на её продажах! Но каждый учебный материал публикуется только после тщательной проверки администрацией.
Вернём деньги! А если быть более точными, то автору даётся немного времени на исправление, а если не исправит или выйдет время, то вернём деньги в полном объёме!
Да! На равне с готовыми студенческими работами у нас продаются услуги. Цены на услуги видны сразу, то есть Вам нужно только указать параметры и сразу можно оплачивать.
Отзывы студентов
Ставлю 10/10
Все нравится, очень удобный сайт, помогает в учебе. Кроме этого, можно заработать самому, выставляя готовые учебные материалы на продажу здесь. Рейтинги и отзывы на преподавателей очень помогают сориентироваться в начале нового семестра. Спасибо за такую функцию. Ставлю максимальную оценку.
Лучшая платформа для успешной сдачи сессии
Познакомился со СтудИзбой благодаря своему другу, очень нравится интерфейс, количество доступных файлов, цена, в общем, все прекрасно. Даже сам продаю какие-то свои работы.
Студизба ван лав ❤
Очень офигенный сайт для студентов. Много полезных учебных материалов. Пользуюсь студизбой с октября 2021 года. Серьёзных нареканий нет. Хотелось бы, что бы ввели подписочную модель и сделали материалы дешевле 300 рублей в рамках подписки бесплатными.
Отличный сайт
Лично меня всё устраивает - и покупка, и продажа; и цены, и возможность предпросмотра куска файла, и обилие бесплатных файлов (в подборках по авторам, читай, ВУЗам и факультетам). Есть определённые баги, но всё решаемо, да и администраторы реагируют в течение суток.
Маленький отзыв о большом помощнике!
Студизба спасает в те моменты, когда сроки горят, а работ накопилось достаточно. Довольно удобный сайт с простой навигацией и огромным количеством материалов.
Студ. Изба как крупнейший сборник работ для студентов
Тут дофига бывает всего полезного. Печально, что бывают предметы по которым даже одного бесплатного решения нет, но это скорее вопрос к студентам. В остальном всё здорово.
Спасательный островок
Если уже не успеваешь разобраться или застрял на каком-то задание поможет тебе быстро и недорого решить твою проблему.
Всё и так отлично
Всё очень удобно. Особенно круто, что есть система бонусов и можно выводить остатки денег. Очень много качественных бесплатных файлов.
Отзыв о системе "Студизба"
Отличная платформа для распространения работ, востребованных студентами. Хорошо налаженная и качественная работа сайта, огромная база заданий и аудитория.
Отличный помощник
Отличный сайт с кучей полезных файлов, позволяющий найти много методичек / учебников / отзывов о вузах и преподователях.
Отлично помогает студентам в любой момент для решения трудных и незамедлительных задач
Хотелось бы больше конкретной информации о преподавателях. А так в принципе хороший сайт, всегда им пользуюсь и ни разу не было желания прекратить. Хороший сайт для помощи студентам, удобный и приятный интерфейс. Из недостатков можно выделить только отсутствия небольшого количества файлов.
Спасибо за шикарный сайт
Великолепный сайт на котором студент за не большие деньги может найти помощь с дз, проектами курсовыми, лабораторными, а также узнать отзывы на преподавателей и бесплатно скачать пособия.
Популярные преподаватели
Добавляйте материалы
и зарабатывайте!
Продажи идут автоматически
5209
Авторов
на СтудИзбе
430
Средний доход
с одного платного файла
Обучение Подробнее