Диссертация (Дискурсивно-биографический подход в исследованиях репатриации (на примере российских немцев в Германии)), страница 6
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Дискурсивно-биографический подход в исследованиях репатриации (на примере российских немцев в Германии)". PDF-файл из архива "Дискурсивно-биографический подход в исследованиях репатриации (на примере российских немцев в Германии)", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "социология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата социологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 6 страницы из PDF
Yurdakul. NewYork : Palgrave MacMillan, 2006. P. 121–146; Fournier P., Yurdakul G. Unveiling Distribution:Muslim Women with Headscarves in France and Germany // Migration, Citizenship, Ethnos… P. 167–184; Joppke C. The Retreat of Multiculturalism in the Liberal State : Theory and Policy // British 24 50–60 лет была основана преимущественно на государственной политике(например, германская программа временной рабочей миграции из Турции,соглашение между ФРГ и Турцией от 1961 года). Государства ЕС такжепродолжают играть активную роль в формировании программ интеграциимигрантовв принимающеесообщество,и поэтойпричинев Европераспространены сравнительные исследования миграции43.Европейские социологические исследования иммиграции последних 20 летуделяют внимание не столько ассимиляции, сколько концепциям интеграциии мультикультурализма.
Социологи В. Босвик и Ф. Хекманн описали континуумадаптациимигрантови принимающихсообществ:ассимиляция—этоодносторонний процесс отказа мигрантов от ценностей и практик страныотправителя и итог принятия мигрантами ценностей и практик принимающегосообщества; мультикультурное общество — это сосуществование разных группс различающимисякультурнымипрактикамии стилямижизнив рамкахгетерогенного общества; интеграция — это встречное движение принимающегосообщества и мигрантов друг к другу, совмещение норм, ценностей и практик44.В данном контексте мультикультурализм — это модель сосуществования разныхгрупп в обществе в результате иммиграции новых групп, но иногда под этимтермином подразумевается государственная политика или идеология45.Канадский исследователь миграции, психолог Дж. Берри внес вклад в этидебаты о терминах и моделях ассимиляции и интеграции, предложив свою модель Journal of Sociology.
2004. Vol. 55. No. 2. P. 237–257; Korteweg A. C. The Murder of Theo vanGogh: Gender, Religion, and the Struggle over Immigrant Integration in the Netherlands // Migration,Citizenship, Ethnos… P. 147–166.43Zolberg A. R., Long L. W. Why Islam is like Spanish : Cultural Incorporation in Europe and theUnited States // Politics and Society. 1999. Vol. 27. No.
1. P. 5–38; Toward Assimilation andCitizenship : Immigrants in Liberal Nation-States / Eds. C. Joppke, E. Morawska. New York :Palgrave Macmillan, 2003. 272 p.44Bosswick W., Heckmann F. Integration of Migrants : Contribution of Local and RegionalAuthorities / European Foundation for the Improvement of Living and Working Conditions. 2006URL: <http://www.eurofound.europa.eu/pubdocs/2006/22/en/1/ef0622en.pdf> (дата обращения:20.03.2010).45Малахов В. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.:Новое литературное обозрение, 2014. 232 с. 25 «аккультурации».
Согласно концепции Берри, аккультурация — это общаякатегория, обозначающая культурные и психологические изменения, которыепроисходят после того, как мигрант вступает в контакт с принимающимсообществом46. Аккультурация — это процесс, который включает в себя четыревозможных исхода: интеграцию, ассимиляцию, сегрегацию, маргинализацию.В данной модели эти четыре исхода трактуются как стратегии, избранныемигрантами. В плюралистических современных обществах некоторые группы илииндивиды могут на протяжении долгого времени (или постоянно) находитьсяв состоянии аккультурации 47 .
Исход аккультурации зависит от важности длямигрантаподдерживаниясобственнойкультурнойидентичности,с однойстороны, и от важности поддерживания взаимоотношения с принимающимсообществом — с другой. Модель основана на предпосылке, что мигранты самимогут принять решение о том, каким образом они хотят взаимодействовать илине взаимодействовать с принимающим сообществом48. Ниже представлена модельДж.
Берри.Таблица 1Модель стратегий аккультурации мигрантов Дж. БерриВажно ли длямигрантаподдерживатьвзаимоотношенияс обществом в целом?Важно ли для мигрантаподдерживать собственныеидентичностьи характеристики?(«Сохранение»)ДаНетДа Интеграция АссимиляцияНет Сегрегация Маргинализация 46Berry J. W. Immigration, Acculturation, and Adaptation.47Ibid. P. 8.48Ibid. P. 9.
26 Согласно Дж. Берри, интеграция — это принятие мигрантами культурыдоминирующего сообщества при сохранении элементов собственной культуры.Ассимиляция — это полное принятие мигрантами культуры принимающегосообщества с потерей мигрантами собственной культуры. Сегрегация — этонепринятие мигрантом культуры принимающего сообщества на новом местеи сохранение собственной культуры.
Маргинализация происходит тогда, когдаиммигранты не принимают культуру принимающего сообщества и при этомне сохраняют собственную культуру.Берри называет интеграцию «двойной стратегией адаптации» 49 и пишето том, что, согласно его исследованиям, она приводит к наиболее положительнымпсихологическим результатам среди мигрантов.
То есть интеграция обеспечиваетмигранту более комфортное самочувствие и наиболее высокую способностьфункционировать в повседневной жизни по сравнению с другими стратегиями.Но Берри при этом отмечает, что стратегия интеграции возможна при двухусловиях:принимающееобществодолжнодаватьвозможностидлясосуществования культур (элементы мультикультурализма), а мигранты должныбыть лично мотивированы сохранять элементы собственной культуры в своейжизни 50 . Сегрегация и ассимиляция для Берри также содержат элементыкультурного «сохранения», то есть желания поддержать культурные особенностисобственной группы. При этом «сохранение», согласно концепции Берии,возможно только в таких условиях, когда есть воля к сохранению со стороныдругих членов группы51.Берри отмечает, что необходимо провести дальнейшие эмпирическиеисследования, для того чтобы выявить, так ли это для всех групп мигрантов, естьли вариации между группами мигрантов и между мигрантами в разных странах.Также Берри призывает к исследованию «персональных результатов процесса 49Berry J.
W. Immigration, Acculturation, and Adaptation. P. 27.50Ibid.51Ibid. P. 10. 27 аккультурации», чтобы выявить, какие именно индивидуальные практикисуществуют среди мигрантов в рамках каждой стратегии из этой модели52.Данная модель важна тем, что она отвечает на критику ассимиляционныхподходов к изучению миграции, предлагая дифференцированные вариантыисходов адаптационных (аккультурационных) процессов. Согласно этой модели,ассимиляция и интеграция — это всего лишь два из нескольких возможныхисходов.
Отмеченный подход также важен тем, что он позволяет рассмотретьпоследствия миграции для мигрантов на индивидуальном уровне, учитываяагентность мигрантов, и на основе этого вводит понятие «стратегий» мигрантов.В данном исследовании мы используем предлагаемое Берри понятие«стратегии»,понимаемоекакдифференцированныемодусысоциальногодействия мигранта в принимающей стране. При этом, в нашем исследвании мыанализируем четыре стратегии как процессы, тем самым добавляя в модель Беррипроцессуальность (то есть секвенциональность) и рассматривая поведениемигрантов на протяжении времени. Из модели Берри мы заимствуем понятия«двойная стратегия» (интеграция) и «стратегия сохранения».
Мы понимаем«сохранение» не как «культурные характеристики мигрантов», а как социальнуюориентацию мигрантов на собственную группу. Наша адаптированная модельпредставлена в параграфе 1.4.Российские исследования миграции развивались в другом контексте,нежели американские, европейские или канадские. Тем не менее современныесоциологические исследования миграции включены в диалог с западнымиподходами к данной теме. Мы рассмотрим российскую социологию миграции,сначала уделив внимание советским работам на темы миграции и адаптации,затем предлагая обзор постсоветских и современных российских работ.Постсоветская социология миграции основана отчасти на тех подходах,которые были разработаны в СССР.
Значительный и важный для современнойроссийской социологии миграции поворот произошел во второй половине 1960-х 52Berry J. W. Immigration, Acculturation, and Adaptation. P. 27.
28 годов, когда были открыты для изучения и разрешены к публикации данныеучетовмиграционногонововведениюдвижениясформировалисьнаселенияколлективыСССР53.социологов,Благодаряэтомукоторыевнеслизначительный вклад в развитие последующих социологических исследованиймиграции как в советский, так и постсоветский период. Особенно важным сталвкладсоциологов,изучающихмиграциюв СибириподруководствомТ. И. Заславской в 1960-е и 1970-е годы. Заславская и ее коллектив впервыеначали изучать миграционные потоки не только статистическими методами, нои методами, нацеленными на выявление миграционного поведения. Помимоэкономических факторов эти социологи выделяли и субъективные факторымиграции, основанные на стереотипах и установках индивидов, которые влияютна процесс адаптации на новом месте.
В 1980-е годы открылся Центрпо изучениюпроблемнародонаселенияМГУ,гдерассматривалась«приживаемость новоселов» и адаптация как отдельная стадия миграционногопроцесса54. Последующие советские исследования миграции рассматривали темуприживаемости новоселов в зависимости от региональной специфики новогоместе жительства 55 . Несмотря на свой вклад в теоретико-методологическуюоснову миграционных исследований в социологии, данные исследования былипосвященымобильностинаселения,анемеждународноймиграции.Международная миграция стала важной темой в отечественной социологиипостсоветского периода. Два фактора определили направление постсоветскойсоциологиимиграции1990-хгодов:потокибеженцеви вынужденныхпереселенцев среди русскоязычного населения бывших республик и среди другихгрупп,атакжелиберализацияэмиграционногои иммиграционного 53Рыбаковский Л.