Диссертация (Динамика инволюции качеств бездомного человека), страница 4
Описание файла
Файл "Диссертация" внутри архива находится в папке "Динамика инволюции качеств бездомного человека". PDF-файл из архива "Динамика инволюции качеств бездомного человека", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "психология" из Аспирантура и докторантура, которые можно найти в файловом архиве НИУ ВШЭ. Не смотря на прямую связь этого архива с НИУ ВШЭ, его также можно найти и в других разделах. , а ещё этот архив представляет собой кандидатскую диссертацию, поэтому ещё представлен в разделе всех диссертаций на соискание учёной степени кандидата психологических наук.
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 4 страницы из PDF
Для бездомных характернымиявляются все перечисленные стратегии, хотя модели поведения,построенные на четко продуманных и рациональных реакциях, — вменьшей степени, чем все остальные. Это происходит оттого, чтопотеря дома и суровые условия выживания, вызывают чаще всегосильную эмоциональную реакцию на эти события. Помимо этого, вусловиях ограниченности ресурсов, выстраивание рациональнойстратегии совладания со сложившейся ситуацией крайне сложно.Муздыбаев К. пишет, что когда человек не видит никакоговыхода из ситуации, он, скорее всего, будет пытаться взять подконтроль собственные эмоции и снижать уровень стресса, а непредпринимать попытки решить проблему.
Подобного рода реакцияврезультатезачастуюведеткапатии.Бездомныеприспосабливаются к невыносимым условиям существования,учатся с ними совладать, что приводит к тому, что люди постояннозанимаются выживанием, при этом, не предпринимая никакихпопыток каким-либо образом изменить собственное положение.То есть человек, живя на улице, постоянно борется за своюжизнь, стремясь выжить в окружающем его мире. Его гораздо меньшезаботит духовная сторона жизни, категория смыслов, творчество,более зыбкими становятся грани добра и зла.
Можно предположить,что происходит некоторое расчеловечивание этих людей. Происходитнекоторый шаг назад по ступенькам развития личности. Умственныеспособности человек направляет на обеспечение своего выживания вприроде, не отделяя себя от группы, следуя моралям и обычаям этойзакрытой группы [Шадриков В.Д., 2003, с.
52-56].В американском исследовании Rikki A. Garren [Rikki A.Garren, 2008] копинговых стратегий бездомных людей приводитсяинтересное положение о том, что копинги, ориентированные на18избегание, могут выступать в качестве адаптивных и относительноположительных стратегий выживания для бездомных подростков.Использование проблемно-ориентированных стратегий было бывыгодно для людей, столкнувшихся только с одним стрессом за одинраз.
Но когда человек имеет дело с многочисленными стрессами,избегание может быть полезно для человека, чтобы игнорировать, покрайней мере, некоторые стрессы, потому как трудно контролироватьих все.Для того, чтобы понять, по какой причине человек выбираетту или иную стратегию адаптации, важно выявить, каким именнообразом экстремальная ситуация влияет на сознание личности.Первым и, одним из наиболее важным, последствием катастрофыявляется разрушение той сети социальных норм и установлений,которые до сих пор регулировали поведение человека.
Люди,оказавшиеся в экстремальных ситуациях, проходят ряд этапов, какпишет Бабосов Е.М. в своих психологических состояниях. Сначалавозникает острый эмоциональный шок, который характеризуетсяобщим психическим напряжением с преобладанием чувстваотчаяния и страха, обострением восприятия [Бабосов Е. М., 1995, с.230]. Затем наступает психофизиологическая демобилизация,характеризующаяся существенным ухудшением самочувствия.Люди в экстремальной ситуациииспытываютчувстворастерянности, панику, у них снижается моральная нормативностьповедения, уровень эффективности деятельности и мотивации кней, появляются депрессивные настроения.После этих стадий происходит этап восстановления.Люди, попавшие в катастрофическую ситуацию, начинаютосознавать свои утраты и потери. При этом важно, имеются ли учеловека ресурсы для быстрого преодоления кризисной ситуации:например, может ли человек, потерявший дом, быстро найти себедругое жилище.
В случае если это невозможно, бездомный не толькооказывается в неблагоприятных условиях существования, но ипостоянно испытывает напряжение, страх, что снижает егоработоспособность и препятствует позитивной оценке собственныхвозможностей вновь обрести жилье.19Оказавшись в ситуации бездомности, человек примеряет насебя новые роли, которые помогают ему выжить в период кризиса.Новые роли и паттерны поведения постепенно переходят впривычные и не вызывают внутреннего неприятия у личности,потому как все это еще и подкрепляется ожиданиями людей извне.Усвоение готовых образцов поведения и социальных норм,существующих в среде бездомных людей, хотя и в упрощеннойформе, всегда связано, как пишет Л.С. Алексеева, с потерей «лица»,нравственных, профессиональных и других ориентиров. «Для многихбездомных утрата идентичности замутнена смешением норм,авторитетов, правил.
В новой уличной среде качества ее участников,как и положение, в котором каждый находится, не обсуждаются сточки зрения общепринятой морали и не воспринимаются, какэкстримальные.Главнойже оказывается«неадекватнаязащищенность»,благодаря которой бездомный не столькоадаптируется к новым условиям, сколько переориентируется поотношению ко всему, что «нормально» [Алексеева Л. С., 2003, с.13-14].Когда человек постоянно находится в публичномпространстве, он оказывается наедине с отношением к немуокружающих людей. А оно в случае с бездомными имеет взначительной мере враждебный характер.Можно привести данные исследования населения СанктПетербурга, проведенного благотворительной организацией помощибездомным людям «Ночлежка» [Проблема бездомности в Петербурге,2004], об их отношении к бездомным людям.Результаты исследования показывают, что население делитсяпо своему отношению к бездомным следующим образом:Сочувствующее отношение - 31%; Безразлично- обвинительноеотношение - 35%; Агрессивно-враждебное отношение - 34%.Таким образом, только треть опрошенных сочувствуютбездомным и готовы им помогать.
Такое отношение к бездомнымавторы исследования объяснили тем, что население России долгоевремя пребывало в стрессе, вызванном экономическими иполитическими реформами, что и привело к росту равнодушия иагрессии.20В повседневной жизни при столкновении бездомногочеловека с обычными людьми, вторые чаще всего присваиваютпервым негативный статус.
Либо через прямое осуждение («Работатьиди») или через не замечание. Люди отворачиваются и не видятбездомного человека, собирающего бутылки или просто лежащего,что еще сильнее подчеркивает статус изгоя.Большая часть населения предпочитает не замечать илиобвинять людей, находящихся в ситуации бездомности, первыеотделяют вторых от себя, как бы исключая их из своего круга,относясь как к людям другого сорта. Социологи и практики,работающие в сфере помощи людям, находящимся в труднойжизненной ситуации, называют этот феномен «социальноеисключение». Теория социального исключения берет свое начало отконцепции стратификации, опирающейся на идеи К.
Маркса, М.Вебера, концепцию структурации Э. Гидденса, социальные измененияП. Штомпки. В России стоит выделить исследования Ф.Бородкина,Н.Тихоновой, М.С.Астоянц , М.Локшина, Р.Емцова, Н.Черниной,С.Ярошенко, Е.Ярской-Смирновой и пр. [Астоянц М.С., 2006].Социальным исключением называется механизм, отделяющийгруппу людей от основного социального потока, критерием которогоявляется отсутствие доступа к экономическим, социальным икультурным ресурсам [Giddens A., 1998, с.
105]. Достаточно многонаписано о социальной стороне исключения, однако нам скорееинтересна психологическая сторона данного процесса, чтопроисходит с человеком, который является социально исключенным.К. Эммануэлли описывает состояние людей, имеющих оченьплохое здоровье и ужасающие болезни на теле, являющихсясоциально исключенными: «Если бы они обратились к прохожим, тоте сделали бы вид, что ничего не слышат. Если бы они пошли к врачу,одно их присутствие в приемном покое заставило бы всехразбежаться. В пунктах оказания срочной помощи их осмотрели бы впоследнюю очередь, поскольку всегда считалось, что их состояние нетребует срочного вмешательства. Они осознали бесполезность всехсвоих просьб. Как и заключенные (в тюрьме – прим автора), онипоняли, что их голос никогда не будет услышан, только по иным21причинам: поскольку они были «заперты снаружи» [К.Эммануэлли,2009 с. 59].Люди в бедности, бездомные всегда являются социальноисключенными.
К. Эммануэли отмечает несколько моментов того, чтопроисходит с человеком в этой ситуации. Обычные люди перестаютзамечать нищих, бездомных, проходя мимо, они не останавливаютсвой взгляд на них, отворачиваются. Эти люди, нищие, выпадают изполя общего сознания, следствием чего становится потерясобственной индивидуальности, обезличенность. «Это больше негосподин такой-то, а нищий. Всклоченный, бледный, опустившийся,сморщенный, невнятно говорящий, как все нищие. Они знают, что ихне видят и не слышат, словно весь остальной мир заключен, поотношению к ним, в огромный чувственный контейнер. Так как онине существуют больше во взгляде других, их представления о самихсебе расплываются» [К.Эммануэлли, 2009 с.
60]. К. Эммануэллипишет, что у таких людей пропадает «Идеал Я», к которому нужнобыло бы как-то относиться, эти люди не стремятся более иметь какойлибо вид.Восприятие самого бездомного, при таком обращении с ним,меняется в зависимости от стажа жизни на улице. Если вначале этовоспринимается как дикость и несправедливость, то постепенно онпривыкает и к этому, постепенно интериоризируя такой статус,который также мешает человеку покинуть социальное дно.С. А.
Стивенсон в своей работе «О феномене бездомности»[Стивенсон С. А, 1996] пишет, чтобездомным людям зачастуютрудно сформулировать и высказать определенные планы того, какпокинуть улицу. Обычно такие люди имеют несколько проектов,например, уехать жить в Подмосковье в приход, купить домик вдеревне, но ни один из этих планов не имеет деталей, не являетсяпродуманным. Скорее все это похоже на фантазии, мечты, чем нареальный план.С.А. Стивенсон пишет об опросе экспертов, работающих сданной проблемой. И отмечает, что многие эксперты, которыепроводили опрос, утверждают, что у бездомных плохо получаетсявключаться в регулярный труд (они меняют работу, бросают ее)потому, что эти люди живут сегодняшним днем, не думая о будущем.22Для бездомных людей действительно характерна ориентация именнона настоящее.