П.В. Волобуев, В.П. Булдаков - Октябрьская революция - новые подходы к изучению, страница 2
Описание файла
PDF-файл из архива "П.В. Волобуев, В.П. Булдаков - Октябрьская революция - новые подходы к изучению", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история россии" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 2 страницы из PDF
Социальная стадия кризиса империи оказаласьсвязана не просто с ухудшением положения масс, а с растущей убежденностью их в том, что единственным виновником этого являются «чужие»правители. Охлократический этап вызван не только маргинализацией социумов, но и способностью социальных отщепенцев объединяться в толпы,заражающиеся утопиями и психологией вседозволенности.
Наконец, доктринально-возрожденческий этап кризиса связан с «остыванием» общеимперского социума, когда новая революционная власть стала навязыватьсвои цели народу.Как бы ни соотносились между собой эти компоненты или этапысистемного кризиса империи, для революций 1917 г. на деле решающеезначение имели не политические конфликты в «верхах», а социальная борьба низов за выживание. Охлократическое буйство маргиналов в условияхнеээфективности высшей власти также сыграло свою роль, особенно заметную на фоне выжидательного поведения большинства народа.
Поэтомуцентр тяжести в анализе событий революции стоит перенести на ментальность и, особенно, психологию масс — именно они позволяли «упасть» или«удержаться» той или иной политической верхушке. Действия властныхэлит, со своей стороны, уместно интерпретировать как почти безнадежное30стремление стабилизировать ситуацию, восстановить «порядок», исходя неиз необратимости радикальных перемен и неуклонного движения масс,а руководствуясь идеалом оставшегося позади «спокойного» времении привычного соотношения европеизированных элит и народа.
Деятельность умеренных социалистов (несмотря на благие намерения) выглядити того более жалко и безнадежно. Отстав от полевевших масс, они пытались навязать им «рациональный» образ действий в условиях, когда теразочаровались в любом лидере «старого» типа. Наконец, поведение большевиков в этот период пронизано стремлением «слиться с массой» (выражение Ленина), а затем возглавить ее, поощряя наиболее радикальные еедействия, отождествляемые с «революционным творчеством».Движение масс следует оценить не по критериям политиков (левых илиправых), а на фоне традиционной политической культуры народа, определяемой инстинктом и идеалом «своей» всемогущей власти.
Точно так жеполитиков революционной поры неуместно судить по взаимным оценкам и,тем более, самооценкам. Объективным критерием может выступать факторсоответствия их действий народным ожиданием и меняющейся психологии,а также умение использовать элементы традиционной политической культуры для решения конструктивных задач, стоящих перед страной.3.
Психосоциальная интерпретация революций 1917 года. В отличие отполитических интерпретаций, психосоциальный анализ событий 1917 г.открывает совершенно новые возможности и перспективы. Вопреки представлениям, «событийной» историграфии, критической точкой 1917 г. станет не «большевистский» Октябрь, а «демократический» Февраль. Дляповедения масс, не изживших патерналистских представлений о власти,наибольшее значение имел самый факт ее падения, а вовсе не присвоения еефункций кем бы то ни было.
Октябрь, напротив, означал начало процесса«собирания» власти, в необходимости которой низы не сомневались.Вместе с тем Февраль означал тот реальный успех идеи «справедливости» в социальном двжении масс, который следовало без промедления«сакрализовать» на высшем уровне (хотя бы в форме Учредительногособрания). Это не было сделано и не могло быть сделано доктринерами,что объективно означало потворствование хаосу. Октябрь, напротив, выглядит как успех тонкого слоя большевизированных рабочих, солдат и громадной массы маргиналов, причем последние привнесли психологию социальной вседозволенности, которая в российском социокультурном пространствераноилипозднодолжнабылаобернутьсясвоейпротивоположностью.В целом, переломным моментом в течении российского кризиса следует считать не октябрь 1917 г., а период с октября 1917 г.
до лета1918 г. 8 , в течение которого основная масса населения, реализовав требование земли, затем натолкнулась на окрепшую власть, которая заставилаее (пока неуверенно) платить по счетам. Весь же период с февраля1917 г. до лета 1918 г., следовательно, можно обозначить как наиболееактивный этап синергетического процесса «смерти-возрождения» империи,в ходе которого народная демократия и маргинальная охлократия взаимноподпитывали и истощали друг друга, играя тем самым на руку возрождению властных начал российского имперства — на сей раз в подсказанной народом форме Советов.4.
Конструктивное противодействие эскалации кризиса. Ныне принятосчитать, что в 1917 г. действовали параллельно несколько социальныхреволюций — солдатская, рабочая, крестьянская, национальные, равнодействующая которых и определила облик Октября как «пролетарски-плебейской» революции. Вопреки внешнему радикализму и классово непримиримой риторике, все эти революции носили в своей основе защитный характерборьбы за выживание: «анархия» связана с противодействием им со стороны консервативных и умеренных политических элит, что подхлестывалобуйство численно растущих маргинальных элементов.Движение солдатских масс — этих, казалось бы, наиболее массовыхи непримиримых маргиналов — может показаться чисто разрушительным31в своей откровенно антивоенной и даже «шкурнической» направленности.Но, во-первых, следует принципиально разделять начальный и конечныйэтапы их движения, учитывая, что противоположные (конструктивныеи анархические) тенденции наличествуют в сознании и движении массвсегда.
Во-вторых, необходимо отделять солдат тыловых гарнизонов (среди которых преобладали новобранцы) от фронтовиков (в определеннойчасти ставших профессионалами). В-третьих, уместно разделение солдатфронтовиков по родам войск (первыми «разложились» балтийские матросыи пехота, затем артиллеристы и лишь в последнюю очередь кавалерияи казаки) и фронтам (отдаленные от столицы и крупных городов вели себяспокойнее). Наконец, нельзя не учитывать, что большинству российскихсолдат (в массе бывших крестьян) цели войны были непонятны; крушениестарой власти воспринималось ими как долгожданный поворот к социальносправедливому миру.Новейшие исследования (Э.
Модели, М. Френкин, А. Уайлдман и др.)позволяют заключить, что в действиях солдат-фронтовиков после мартовской борьбы с офицерами возобладало здравомыслие и даже частичночувство «революционного патриотизма». По признаниям военачальников,солдатские комитеты некоторое время поддерживали дисциплину. Позднеенемалое число солдат (особенно тыловых гарнизонов), разочаровавшихсяв армейской «демократизации», стало покидать фронт под прикрытиемантивоенных политических лозунгов.
Со временем они, однако, обнаруживали стремление к самоустранению от политической борьбы и возвращению домой для закрепления успехов крестьянской революции. Сознательными революционерами становились, как правило, матросы.Социальная борьба рабочих изучена довольно полно 9 .
хотя региональных исследований явно недостаточно. Обнаруживается, что рабочиеболее чем кто бы то ни было были заинтересованы в сохранении современного производства и укреплении регулирующей роли государства.Для них характерна высокая степень профессиональной, а также, в сравнении с другими классами, политической самоорганизации; продвинутостьрабочего контроля (который, помимо всего, можно рассматривать и какпопытку строительства «своей» власти «снизу», и как опыт налаживаниягоризонтальных хозяйственных связей); устойчивость демократических установок при внешней приверженности социалистическим идеям. Рабочие,при всем своих социальном радикализме, стачечной активности, не отказывались от компромисса с предпринимателями и властью.
Они поддержали скорее Советы, чем большевистскую власть, рассчитывая навыборную смену депутатского корпуса.Крестьянское движение, несмотря на обилие исследований 10, выглядитнаименее изученным. Как бы то ни было, его содержание можно свестик «общинной революции» (термин введен В. Бухараевым и Д.
Люкшиным) — попытке самим (с согласия правительства) устранить «нетрудовой»элемент в деревне и установить «справедливые» отношения с любой понимающей их нужды властью.Самоорганизационные потенции крестьянства были связаны не толькос крестьянскими, земельными, продовольственными комитетами и, темболее, Советами и комбедами, но и с традиционным сельским сходом. Нетнеобходимости сближать крестьянское движение с классовой борьбоййв городе: в его основе лежала хозяйственная борьба за землю и угодьяпротив всех — от помещиков до государства. Борьба с хуторянами и отрубниками была начальной стадией противостояния общины «внешнему» миру.
Представляется, что естественный продуктообмен снял бы остротупоследующей борьбы крестьян с «городом». Крестьяне попросту хотели,чтобы их навсегда оставили в покое, дали возможность жить по-своему.Несомненно, что в крестьянском движении наиболее остро проявилсебя главный социокультурный раскол — противостояние модернизирующейся России и традиционной политической культуры.В целом, оценивая «революционаризм» солдат, рабочих и крестьян,следует принципиально разделять «бунтарство» и практический интерес:32первое обычно носило «случайный», эмоциональный характер, второй отражал долговременные социальные надежды и расчет.Действия средних городских слоев выглядят наиболее политизированными.
На деле это касается преимущество «новой» их части, то естьслужащих и лиц свободных профессий. В целом они поддерживали умеренные по меркам 1917 г. партии, надеясь с их помощью стабилизироватьситуацию в городах. Вместе с тем движение служащих и Советов депутатовтрудовой интеллигенции за союз «пролетариев пера и молотка» показывает, что определенная часть интеллигенции рассчитывала больше на «революционный», а не привычный порядок, связывая достижение общественного согласия с новыми организационными формами и институтами.«Революции национальностей», которым, по-видимому, никогда не избавиться от обвинений в сепаратизме, на деле были попыткой перестройкиимперии на этнотерриториальный и культурно-автономистской основах,которые ничуть не противоречили традиционным формам унии высшейвласти с территориями и народами.