П.В. Волобуев, В.П. Булдаков - Октябрьская революция - новые подходы к изучению, страница 3
Описание файла
PDF-файл из архива "П.В. Волобуев, В.П. Булдаков - Октябрьская революция - новые подходы к изучению", который расположен в категории "". Всё это находится в предмете "история россии" из 1 семестр, которые можно найти в файловом архиве МГУ им. Ломоносова. Не смотря на прямую связь этого архива с МГУ им. Ломоносова, его также можно найти и в других разделах. .
Просмотр PDF-файла онлайн
Текст 3 страницы из PDF
Но при этом внутри национальныхдвижений социальные факторы, как правило, преобладали над культурническими. Что касается сецессионистских настроений, то до октября 1917г. их удельный вес был поразительно мал. Полагать, что национальныереволюции разрушили империю, значит валить с больной головы на здоровую: этносы «побежали» от разрушающегося, по их представлениям, центра, а вовсе не «предали» его.Действия имущих классов на этом фоне выглядят как слепая реакция наобъективно идущий процесс самоорганизации социальных низов. Социальный эгоизм имущих классов брал верх над здравомыслием.
Предприниматели и землевладельцы после Февраля небезуспешно и активно пыталисьорганизоваться для борьбы с «анархией и разрухой». Практически же дляпреодоления того и другого на неправительственном уровне они ничегосделать не сумели. Подсознательно они надеялись выжить в прежнемкачестве, хотя объективно в 1917 г. это было уже невозможно (лишь позднеепомещики готовы были с санкции власти организованно передать землюкрестьянам); проектов радикального преобразования хозяйственной жизнистраны не имели. Самим фактом своего существования в качестве все болеепрезираемых массами «буржуев» (этот ярлык был наклеен им низовымисоциалистами, причем далеко не одними большевиками) имущие классы всеболее провоцировали эгалитарские устремления трудящихся масс, не говоря уже о люмпенах.Изучение роли женщин в революции получает развитие лишь в последнеевремя.
В принципе тендерные исследования (включая сюда и анализ возрастных характеристик участников революции и реакцию детей на происходящее) способны привести к завершению создания целостной картиныдвижения масс в 1917 г. и, что более важно, осмыслению его долговременных социокультурных последствий. Хотя Февральская революция и началась с женских хлебных бунтов, в дальнейшем женское движение скорееспособствовало смягчению социальных противоречий.Оценивая психосоциальные подвижки во всех слоях народа, становитсяочевидным, что при меньшей эмоциональности и большем уважении к закону системный кризис империи никогда не обернулся бы открытым расколом общества. Так называемое углубление революции на неполитическомуровне движения масс носило скорее «перестроечный», а не конфронтационный характер.
Преобладали силы социального самосохранения, а не классового эгоизма. Институционный анализ хода революции убеждает в этом.5. Институционный анализ кризиса отношений власти и народа. Динамику революционного процесса ранее было принято связывать не стольс действиями «улицы», как политических партий, наиболее радикальная изкоторых, как считалось, и довела до логического конца исходное противостояние Временного правительства и Советов. Стоит, однако, предположить, что не партии определили институционные подвижки в системевласти — подчинения, а, напротив, сами становились заложниками процесса самоорганизации масс, не умея при этом адекватно реагировать на него.33В пользу такого подхода, говорит, в частности, и то, что программныеразногласия между меньшевиками и эсерами были перекрыты их единомыслием на почве «оборончества», а классово-непримиримая риторика — «соглашательством» в Советах.Представляется, что мнение о «двоевластии», как основном факторегражданского раскола нуждается в серьезном уточнении.
Двоевластие, вопервых, существовало кратковременно — в первые послефевральские дни.Во-вторых, его скорее можно трактовать в рамках неантагонистическойсхемы правительство — оппозиция, соответствующей в известной степении традиционной парадигме российского имперства: народу — мнение, царю — власть. В-третьих, в провинции после Февраля даже и намека не былона двоевластие, в дальнейшем там скорее шло «размывание» официальнойвласти. Наконец, нужно учитывать, что самый термин двоевластие вошелв научный оборот с подачи политиков, которые подспудно связываливозможность реализации своих программ с действиями общероссийскоговластного центра. Если обратиться к региональному (то есть «среднероссийскому», а не столичному) «уровню» движения революции, то обнаружится, что реальная власть на местах перешла не к новоназначеннымкомиссарам Временного правительства, не к опирающимся на силу Советам, а к создавшимся явочным порядком комитетам общественной безопасности (была масса и других названий) 1 1 .
КОБ'ы фактически представлялисобой орган квазиреволюционного и вместе с тем псевдособорного типа,куда входили на равных представители всех партий, различного родапрофессиональных, национальных объединений и Советов. Ими фактическисмещались «чужие» и назначались «свои» правительственные комиссары.Относительная сила КОБ была в том, что они организационно связалистарые органы самоуправления и общественность.КОБ'ы, как никакой другой институт революции, могли стабилизировать — разумеется, при известной солидарности их членов — ситуацию. Новозможности институционной самонастройки системы вскоре были нарушены. И здесь решающую роль сыграли не Советы как таковые, а европеизированные политические доктринеры, решившие заменить эти «странные» органы на «правильно» (то есть на основе всеобщего избирательногоценза) созданные муниципалитеты.
Тем самым давался наилучший шанспартийным доктринерам и демагогам.В ходе до предела политизированной муниципальной кампании стабилизирующая система корпоративного представительства оказалась расколота на «демократический» и «цензовый» элементы. В муниципалитетахзасели преимущественно лишенные деловых качеств партийные лидеры,склонные к распрям. Недееспособность органов самоуправления в социальной сфере автоматически усиливала значение Советов. Но последнее, нетолько в силу левизны концентрирующихся там политиков, но и по самойинституционной логике кризисной эпохи могли сохранить свое влияниетолько как эпицентр радикальных настроений.
Между тем Советы, первоначально опиравшиеся на классовые профессиональные и производственнолокальные (заводские) центры, со временем потеряли иммунитет противстрашного российского порока — соединения демагогии с бюрократизмом.Последнее было связано с возобладанием в них политиков-доктринеров —на сей раз более левых и еще менее практичных.После корниловского выступления реальное властное начало на местахв значительной степени переместилось от Советов в фабзавкомы и каз а р м ы — туда, где имелись вооруженные силы, способные создать видимость народного противостояния якобы растущей контрреволюции.Именно жуткий призрак правой диктатуры, как это обычно бывает наопределенной стадии революции, позволил крайне левым вождям держатьмассы в напряжении.В деревне ситуацию могло спасти укорененное всесословное земство.Но таковое редко где существовало; отсутствовала также сбалансированность самоуправления различного уровня (от губернского до волостного).В этих условиях реальной низовой властью становились сельские сходы —34революционные по отношению к любому другому властному центру, консервативные по своей замкнутости на делах общины.
А поскольку авторитет священников пошатнулся, крестьяне оказались идейно беззащитны перед лицом крайних демагогов и радикалов. Низовые крестьянские комитеты стали выходить из подчинения вышестоящим, где засели все болеебюрократизирующиеся эсеровские политики.В государственном масштабе сохранить институционный баланс власти могли бы созыв Учредительного собрания или конституирование в качестве такового «соглашательского» съезда Советов — не позже июля 1917года.
Но в том и другом случае как кадетские правоведы, так и умеренныесоциалистические лидеры отсекли эту возможность своей приверженностьюк формальной законности. Псевдособорные органы, появившиеся позднее — как Государственное, так и Демократическое совещание — теперьуже не могли выправить положение. В принципе, и КОБ, и Советы, и фабзавкомы, и крестьянские комитеты могли стать действенными элементамидемократического обновления страны. Но рационализм и государственнаямасштабность мышления — то, что могло бы обеспечить продуктивностьэтих организаций и конструктивность их взаимодействия,— в 1917 г. неотносились к числу главных психоментальных достоинств россиян.
Демократическую революцию, а равно и возможность «плавного» течения кризиса отсекли партийные доктринеры (главным образом меньшевики и эсеры),так и не сумевшие понять этого. Не удивительно, что к власти пришлибольшевики, генерировавшие массовую стихию до ее истощения.6. Механизм эскалации социального психоза. Всякая революция — каки любая экстремальная ситуация — обнажает крайние стороны человеческой натуры. Наряду с выявлением лучших людских качеств революциядемонстрирует всю гамму психопатологии массового сознания. Эта последняя менее всего изучена, хотя ее присутствие отмечали все наблюдатели.Свое веское мнение на этот счет оставили В. Вернадский и П.
Сорокин.Последний даже заявил, что в революционную эпоху в человеке просыпается не только зверь, но и дурак 12 .Если отвлечься от притягательности этого образа, то встанет задачавыявления глубинных источников девиантного поведения части народа.Простая констатация увеличения массы маргиналов вряд ли до концапрояснит суть дела.Принято считать, что в любом обществе в любую эпоху количествоненормальных составляет приблизительно один процент.
Сомнительно, чтодаже в условиях тотального переворота всей системы ценностей и всеобщей«депрограмированности» такие люди могли бы естественно повести засобой массы. Очевидно, дело не в «революционных психах», а в достаточнонеопределенной прослойке «полунормальных» или психопатических лиц,приобретающих возможность «заражать» растущий слой социально-неприкаянных. К числу последних можно отнести часть солдат, беженцев, депортированных, безработных, люмпенов, пауперов, военнопленных и т. п.,общая численность которых могла достигать 20 млн.
человек. Разумеется,среди них было предостаточно и «революционных идеалистов», и «загнанных в угол» обстоятельствами людей, и «оборотней революции» (тех, ктоцинично использовал социальный хаос в корыстных интересах).В какой прогрессии росла масса. «революционеров» с девиантнымповедением, какие бездны человеческого подсознания обнажались приэ т о м — выявить все это задача достаточно сложная.